Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление текстового материала






Текстовой материал отличается большим разнообразием предстаавляемых в нем сведений. Это числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Словами пишутся однозначные количественные числительные, если у них нет единиц измерения (пять человек, три площадки), и в начале абзаца. Цифрами пишутся многозначные числительные (25 человек) и числа с сокращенным обозначением единиц измерения (5 кг, 10 м). Количественные числительные не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными (на 14 страницах).

Порядковые числительные в сложных словах пишутся цифрами (5-процентный раствор, 10-километровый). При записи арабскими цифрами они имеют падежные окончания: одну букву, если оканчиваются на две гласные, на «й» и на согласную (пятая – 5-я, третий – 3-й, двадцатых – 20-х), две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную (второго – 2-го). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (испытуемые 1 и 2-й групп). При записи римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют (V глава).

Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв полных наименований, читаемых по названиям букв (США). Первое упоминание аббревиатуры указывает­ся в скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Условные графические сокращения – общепринятые: и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), т.е. (то есть); см. (смотри); г. (год), гг. (годы), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при циф­рах), проф. (профессор), доц. (доцент). Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например», «около» и др.

Специальные буквенные обозначения дол­жны соответствовать утвержденным стандартам и нормативным до­кументам [6, 9, 16], (приложение 20, п. 1).

Выделения в тексте служат для того, чтобы разграничить части и элементы текста по значимости, структуре или передать дополнительный смысл без помощи слов. Выделения – это буквы, знаки, слова, набранные иначе, чем основной текст. Чаще других применяются следующие виды выделений: курсив; полужирный; подчеркнутый; полужирный курсив; ПРОПИСНЫЕ буквы; р а з р я д к а.

Цитаты используются при необходимости подтвердить собственные дан­ные, при анализе литературных данных. Цитируемый текст должен точно соответствовать источнику с обязательной ссылкой на него. Текст цитаты заключается в кавычки, за исключением сти­хотворных цитат, когда они набраны с соблюдением стихотвор­ных строк, и цитат, выделенных размером или начертанием шриф­та (например, курсивом).

Ссылки в тексте необходимы в том случае, когда автору необходимо сослаться на литературные источники [5, 12 ], страницу (с. 33), главу (гл. 2), рисунки (рис. 2), таблицы (табл. 3). Ссылки должны быть краткими и располагаться обычно в конце фразы или предложения.

Таблица — организованный в вертикальные колонки (графы) и горизонтальные строки словесно-цифровой материал. Таблица намного упрощает анализ представленного в ней материала.

При оформлении таблицы слово «Таблица» и порядковая цифра (без знака №) пишутся) правом верхнем углу; ниже, по середине строки, размещается название таблицы строчными буквами и еще ниже – сама таблица. В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядково­го номера и названия, боковика, заголовка вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф. Таблица помещается сразу после абзаца, в котором представлена ссылка на эту таблицу. Или, если она велика и не помещается на оставшейся части страницы, – на следующей после ссылки на неё странице. Если таблица занимает не одну страницу, на следующей странице в верхнем правом углу над таблицей пишется: «Продолжение таблицы 2», на последней странице «Окончание таблицы 2». На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Иллюстративный материал играет важную роль в научных изданиях, он должен быть органически связан с текстом и помогать читателю лучше воспринимать его содержание. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции, ри­сунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Исполь­зование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, допол­няют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в ди­пломной работе.

Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Подпись к рисунку делается внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название ри­сунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, в которой они упоми­наются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Для того, чтобы результаты исследования были доступными и наглядными, часто прибегают к их графическому изображению. Это дает возможность представлять изучаемый процесс как единую систему, лучше понять взаимосвязи между ее отдельными элементами. При построении графических изображений необходимо соблюдать условия восприятия. Для лучшего восприятия и анализа на одном графике должно быть изображено не более 4–5 объектов в одной плоскости. Особенно это касается тех случаев, когда на графике изображены кривые, пересекающиеся между собой. Нужно помнить о том, чтобы соседние линии или плоскости отличались наибольшим контрастом. Контрастность определяется, прежде всего, различиями в яркости, которые создаются цветом, формой, толщиной и плотностью штриховки и др.

На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

Библиографический список содержит библиографическое описа­ние использованных источников и по­мещается в работе после заключения. Этот список выполняет две функции: справочно-поисковую и информационно-рекомендатель­ную. В научных работах в библиографический список вклю­чаются только те источники, на которые имеются ссылки в ос­новном тексте. Библиографический список составляется по ос­новным признакам: алфавитному, тематическому, хронологиче­скому, по сочетанию различных признаков. В зависимости от ха­рактера издания основные источники могут быть отделены от до­полнительных.

Обычно применяется типовое название «Библиографический список», в качестве заглавия библиографического списка не ре­комендуется применять слова «Библиография», «Литература».

Способ составления библиографического списка по алфавитному при­знаку – один из самых распространенных, записи располагают строго в алфавитном порядке по фамилии первого автора или первого слова заглавия произведения; фамилии соав­торов не учитываются, авторов-однофамильцев располагают по алфавиту их инициалов. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке издания (дис­сертации, книги).

Составление библиографического списка по тематическому при­знаку применяется при наличии списка большого объема, а также в тех случаях, когда записи целесообразно сгруп­пировать в соответствии со структурой книги (по разделам, гла­вам и т.д.). Это облегчает поиск публикации по одной из тем, затруднительный при алфавитном построении. Внутри каждой руб­рики обычно применяют алфавитное расположение записей, каж­дой записи присваивается порядковый номер для связи с основ­ным текстом и между отдельными рубриками.

Хронологический способ расположения записей применяется в основном в юбилейных списках трудов учреждений или отдель­ных ученых и т.п.; в пределах одного года издания применяется алфавитное расположение записей, каждой записи присваивает­ся порядковый номер.

Примеры библиографического описания различных видов изданий.

Книги. Книги одного, двух, трех авторов.

Костров А.М. Гражданская оборона. – М., 1991. – 64 с.

Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 1996. – 592 с.

Книги четырех и более авторов.

Управление физическим состоянием организма /Т.В. Хутиев, Ю.Г. Антомонов, А.Б. Котова, О.Г. Пустовойт. – М., 1991. – 256 с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал