![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка результатов научной и методической деятельности
Каждый вид научных и методических работ в зависимости от их предназначения отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разработаны критерии, по которым производится их оценка. Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на создание теории обучения и воспитания, теории содержания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопросы, связанные с практикой, их назначение – давать научные средства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике. Характеристиками любой научной и методической работы являются проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, новизна, теоретическая и практическая значимость. Начальный этап исследования заключается в определении проблемы исследования. В процессе формулирования проблемы осуществляется прогнозирование конечного результата и определение всего необходимого для ее решения. Проблема находит отражение в теме исследования, предопределяющей весь ход дальнейшей работы. В формулировке темы должны просматриваться актуальность и новизна. Актуальность исследования показывает своевременностьи насущную необходимость выполняемого исследования. Успешность подготовки научной или методической работы определяется четким выделением того, на что направлено внимание исследователя. Выделяют объект и предмет исследования. Объект – это явление или процесс, избранный для изучения, предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. В физическом воспитании и спорте часто в качестве объекта рассматриваются дошкольники, школьники, спортсмены, студенты. Эти категории людей выступают объектами в практической педагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектами будут педагогический факт, процесс, явление. Например: тема: «Подготовка студентов к осуществлению учебно-корректирующей деятельности в общеобразовательной школе» (диссертация Л.Н.Смотровой); объект исследования: «Учебный процесс в современном педагогическом вузе»; предмет исследования: «Процесс подготовки студентов к осуществлению учебно-корректирующей деятельности в общеобразовательной школе». Цель и задачи исследования служат непосредственными характеристиками научно-исследовательской деятельности. Цель устанавливается на основе сформулированной проблемы, объекта и предмета исследования и создает представление о том, что должно быть достигнуто в результате выполненной работы. Цель работы конкретизируется в задачах исследования. Научным предположением, требующем подтверждения и экспериментальной проверки, является гипотеза. В процессе проведения исследования гипотеза может уточняться и дополняться. При завершении научной и методической работы подводят итоги и определяют – какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. При определении новизны выделяют теоретические знания (новые концепции, закономерности, методические рекомендации, правила и т.д.) и эмпирические (факты, данные измерений, наблюдений и т. п.). Оценка качества исследования по критериям теоретической и практической значимости относится прежде всего к уже завершенной работе. Теоретическая значимость имеет интегральный характер потому, что в ней находят отражение новизна, перспективность, концептуальность, доказательность, анализ влияния полученных результатов на теорию и практику. В оценке практической значимости исследования отмечается значимость результатов для практики педагогической деятельности, определяется, кому адресованы результаты, полученные в процессе исследований, в какой форме они могут быть представлены и целесообразность их внедрения в практику. Литература 1. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации. – М., 1995. 2. Буга. П.Г. Создание учебных книг для вузов. – М., 1999. 3. Железняк Ю.Д.. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002. 4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998. 5. Новиков А.М. Как работать над диссертацией? – М., 1999.
|