Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Истоки и предпосылки развития идеи этнохудожественного образования в России.
В становлении этнохудож.образования огромное значение имеет опыт национального, духовно-нравственного, патриотического и художественно- эстетического воспитания, накопленный предшествующими поколениями. Истоки этнохуд.образования связаны с первыми монастырским школами (11 в.), изначально открытыми для овладения христианской догматикой, сыгравшими огромную роль для просвещения русского народа. Первая школа в Древней Руси была открыта князем Владимиром («Повесть временных лет). Но на этом этапе школы воспринимались народом как опасное новшество, способное разрушить устои предков. По дошедшим да наших дней источникам можно утверждать, что в 10-12 в. на Руси была широко распространена грамотность среди представителей широких слоёв посадского населения. Обучение в Древней Руси носило несословный характер. Учителя учили грамоте, математике, пению и книжности. При переписывании книг ученики овладевали изобразительными навыками. Уроки начинались и заканчивались хоровым пением молитв. Учителя беседовали с детьми о праздниках, жизни святых, воспитывали добродетели. Другим видом обучения в тот период было «домашнее обучение». Задолго до возникновения первых художественных учебных заведений определённые функции этнохуд.образования выполняли устное народное творчество, зодчество и архитектура, иконопись, дпи. В них материализовался целый комплекс эстетических, философских, нравственных представлений. В 14-15 вв. такие города, как Владимир, Новгород, Суздаль, Полоцк становились центрами культуры – иконописной, хоровой, прикладной. Во многих русских городах были созданы приходские школы при храмах и монастырях. Вокруг некоторых монастырей образовывались профессиональные братства ремесленников. Национальное художественное образование осуществлялось и внеинституциональных формах нхт (домашние, семейные формы воспитания). В школах допетровской Руси использовались буквари, азбуковники, небольшие энциклопедии со статьями и т.д. На этапе формирования Древнерусского государства были заложены основы средневековой системы образования с приоритетом духовных ценностей. Реформы Петра 1, положили начало светскому и профессиональному направлению в образовании с учётом сословного положения родителей. В 17 в. в Москву прибыли западнорусские учителя, создавшие первые центры западнорусской учёности на основе греко-византийской и западноевропейской образовательных традиций. В 18 веке с развитием светского искусства народная музыка и фольклор перестают быть запретными. Народные мотивы проникают во все сферы искусства и даже в оперу. В начале 19 века в России появляются негосударственные художественные школы А.В. Ступина (г. Арзамас), А.Г. Венецианова (Тверская губ.) и др. В них обучение строилось на академических принципах. К середине 19 века российская педагогическая мысль была озабочена проблемой безнационального образования. Тогда проявляется страсть к национальному. В конце 19 века бурно обсуждаются идеи патриотического, художественно-эстетического и национального воспитания. М.В. Ломоносов сыграл заметную роль в истории зарождения этнохуд. образования. Он обратил внимание на воспитательные возможности фольклора и призывал учить детей «народным русским способом». Одним из первых министров народного просвещения 19 в., обратившим внимание на катастрофическое положение по отношению к русскому языку был А.С. Шишков. Также большой вклад в развитие этнох. образования внесли В.В. Даль, А.С. Пушкин, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В. В. Розанов, Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. В конце 19 века впервые на государственном уровне был поставлен вопрос о необходимости «ввести в народную школу русскую песню». В начале 20 века начинает развиваться музыкально-просветительская педагогика. При Академии наук была учреждена Музыкально-этнографическая Комиссия (1901), деятельность которой была связана с созданием разветвлённой сети любительских хоров, организацией Союза любителей народной музыки и открытием хоровых и инструментальных классов в политехническом музее Москвы. В России первым государственным художественным учебным заведением стала Академия художеств (1757). В 1832 г. в Москве при Художественном обществе возник художественный кружок, который в 1843 г. переименован в Училище живописи и ваяния. В 1865 г. к училищу была присоединена Архитектурная школа. В 1918 г. училище преобразовано в Государственные свободные художественные мастерские. Аналогичные учебные заведения были созданы на базе художественных училищ в Петрограде, Казани, Саратове, Харькове и др. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х свободных художественных мастерских и Строгановского училища (основано в 1825) в Москве создается Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские) с факультетами: художественные — живописи, скульптуры, архитектуры и производственные — полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный, металлообрабатывающий. В 1926—1927 гг. преобразован во Вху теин (Высший художественно-технический институт). Ранее (1922) подобное учебное заведение было создано в Петрограде. Оба учебных заведения со временем эволюционировали от принципов художественного конструирования (дизайна) к традиционным формам обучения и стали готовить преимущественно художников-станковистов. На основе Вхутеина в 1939 г. в Москве создан Московский художественный институт (с 1948 г. — им. В. И. Сурикова), а в Ленинграде в 1932 г. — Институт живописи, скульптуры и архитектуры.
В первые годы после Октябрьской революции создаются «трудовые школы», в которых большое внимание уделяется художественно-творческой деятельности. А в 1918 году выходит «Положение о трудовой школе». В этом документе актуализируется задача всеобщего эстетического воспитания и ознакомления детей и молодёжи с фольклором и народным музыкальным творчеством. Развитию идеи эстетического воспитания детей и молодёжи способствовали работы И.А. Ильина, П.П. Блонского, С.Т. Шацкой и д. Таким образом, развитие идеи этнохуд.образования в России проходило в сложных условиях. Русская традиционная культура не принималась АО внимание в образовательной политике государства, но идеи воспитания подрастающего поколения на основе нхт пронизывают труды многих отечественных просветителей. К настоящему времени сложились определённые направления в изучении нхк, берущие своё начало с 18-19 вв: культурно-просветительское, подразумевающие распространение видов и жанров фольклора в различных сферах современного общества; исследовательское, в русле которого нхт рассматривается как область искусства и науки; образовательное, где в центре внимания задача приобщения человека к национальной культуре.
|