Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональное развитие детей в игре.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста. У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д. У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления. Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.). Роль ДПТ Роль УНТ 3. Методические основы этнохуд. образования дошкольников. С детьми дошкольного возраста организуются занятия, длительность которых составляет 15-25 мин. Так как дошкольный возраст имеет психофизиологические особенности. Ребёнок растёт: растут его мозг, костно-мышечная и нервная системы, но их функциональные возможности ограничены. Ребёнок эмоционален, подвижен, легко обучаем, но быстро утомляется. Ранний возраст (1-3)- интенсивное развитие зрения, слуха, осязания, движения и речи. Стилистика этномузыкальной речи, простейшие попевочные формулы, их ритм сохраняются в памяти на всю жизнь. На основе фольклора у детей быстрее развиваются музыкальные способности. Мышление ребёнка в раннем возрасте носит наглядно-образный характер, происходит отождествление вымысла с реальностью, присутствует синкретичность. Дошкольник не способен к логическим умозаключениям и выражает мысли в образах. Внимание пятилетнего ребёнка привлекают особенности языковой, этнокультурной среды. К объектам народной культуры дети относятся с интересом. Особенно их привлекают яркие образцы народных игрушек, сказочные герои, предметы-диковинки, волшебство, необычность сказочного сюжета, ритмичность и т.д. В период 4-6 лет (возраст «почемучек») наибольшую выраженность имеет познавательная (интеллектуальная) деятельность. Развитию воображения способствуют народные сюжетно-ролевые игры. Чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идёт развитие воображения. С третьего года жизни появляются сюжетно-отобразительные игры, в которых дети отображают свои первые роли (мама, папа и т.д.) и свои первые знания о народной культуре: напевают колыбельные песни, потешки и сказки. К концу четвертого года появляются первые импровизации, в которых ребёнок сам выбирает сюжетный ход и слова для роли. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Это проявляется в так называемой «режиссёрской» игре, где ребёнок действует одновременно за несколько персонажей. Особое место занимает изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Детский рисунок имеет свои особенности: - Изображаемые образы просты, символичны, так как ребёнок заботится не о сходстве, а желает поверхностного указания; - Нацеленность на типическое, красочность, декоративность,, яркая выраженность эмоционального настроя. - В рисунках проявляется принадлежность к полу: мальчики рисуют машины, самолёты, корабли; девочки – дома, цветы, принцесс, животных, наряды, узоры; - В рисунках отражаются национальные традиции и культурные особенности страны, значимые сцены семейной жизни, фантастические сюжеты; -Детские цветовые предпочтения не остаются неизменными и с возрастом меняются. Для дошкольников характерны цветовые предпочтения красных, пурпурных, розовых, бирюзовых, зелёных тонов. Склонность к определённому цвету у человека связана с цветом, который доминировал в пейзаже того района, где проведено детство. Дошкольный возраст – время накопления социального опыта, начало самоидентификации. До трёх лет у ребёнка наблюдается первичное восприятие этнических черт. От 3 до 4 происходит осознание неизменности идентичности, появляются этнокультурные знания. Ребёнок замечает языковую разницу, цвета кожи, типа лица, особенности национальной музыки, танцев. На пятом году жизни и до восьми лет формируются этнические ориентации, происходит осознание групповой привязанности, возникают этнические чувства. В 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми являются семья и окружение. Старшие дошкольники чувствительны к национальному фактору. Нередко в этом возрасте наблюдается проявление нетерпимости (интолерантности), агрессии. Этнохудожественное образование дошкольников значительно продвигает их познавательно-творческое развитие, расширяет возможности овладения этнокультурным опытом. При составлении сценария занятия используется занимательная фабула, сюжетная интрига, построенная на поиске чуда, разгадки тайны, загадки и т.д. Погружение в народную культуру ведётся на основе диалога, игры и художественно-творческой деятельности с использованием слайдов, изобразительных подлинников. В процессе занятий дети рассматривают старинные предметы, игрушки, картинки; встречаются с героями сказок, выполняют различные задания (поют, рисуют, лепят и т.д.); экспериментируют; ищут аналоги старинных предметов в современном мире. Неспособность дошкольников к длительному напряжению, неустойчивость внимания, потребность в движении делают необходимым в организации занятий следующие методы и приёмы: - равноправный ценностный диалог; - введение персонажа-проводника, роль его исполняет кукла или педагог в соответствующем образе; - использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей; - обращение к художественному слову, деятельности (пение, танец, рисование, пластические этюды). Всё необычное вызывает у ребёнка интерес. Чтобы активизировать процесс познания, следует задать вопрос. Любой старинный или сказочный предмет вызывает множество вопросов. Например: Какими были сказочные «сапоги-скороходы»? Как они выглядели? И т.д. в сказке нет указания на то, где жил Иван-царевич, где он спал, что ел.
|