Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика разработки авторской программы по НХК для школы.






 

 

1. Изучение нхк в школе не имеет цели дать научные знания в области традиционной народной культуры. Главная цель этого предмета – расширение представлений о народной культуре, подготовка школьников к дальнейшему самостоятельному изучению традиционной культуры, пробуждение интереса к ней, духовное развитие личности как основы для саморазвития.

Изучение нхк в школе предполагает знакомство с предметами и бытом прошлого. Надо приводить на уроке живые и доступные примеры, дающие возможность размышлять, убеждать, предостерегать и воспитывать на примерах прошлого. Каждый урок имеет определённые цели и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные). Ели и задачи урока невозможно расчленить на изолированные части, как правило, они реализуются одновременно.

Формы освоения народной культуры могут быть разные. Это – экскурсии, занятии и уроки (лекция, спектакль, путешествие, викторина, конкурс, урок «открытых мыслей», урок-конференция и др.) В преподавании нхк необходим творческий подход, учёт возрастных особенностей детей, знание инновационных технологий. Каждый урок полностью зависит от личности преподавателя, его темперамента и характера.

Главное требование к уроку – достижение цели и поставленных задач. Недопустимо ограничивать урок только изложением нового материала, необходимо активизировать мыслительную и творческую деятельность школьников. В процессе занятий педагог ставит следующие задачи:

- Расширить кругозор и дать школьникам информации о народной культуре (теоретические сведения, факты и т.д.).

- Научить школьников самостоятельно получать знания (проводить собственные исследования, вести дневники, разбираться в фактах и т.д.).

- Развивать способности учащихся: самостоятельность, оригинальность мышления, творческие способности.

- Воспитывать у учащихся патриотизм, трудолюбие, нравственность.

Главное- глубокое осмысление и усвоение содержания материала урока. Различаю три уровня освоения материала.

1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, так как он способствует накоплению знаний.

2. Применение знаний на практике, умение пользоваться ими.

3. Творческое применение знаний в оригинальной обстановке. Это преимущество одарённых. Если учащихся непрерывно тренировать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они научаться творчески работать.

В современной школе существует несколько методических подходов к изучению нхк:

1. Эстетический подход ориентирован на эмоциональное восприятие материала. Он позволяет ввести школьников своеобразный мир нхт, развить чувство прекрасного.

2. Знаково-смысловой подход. Любое произведение профессионального и народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодировано его содержание. «Расшифровка», прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведёт к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах произведения искусства.

Любое произведение искусства – это особое пространство коллективных смыслов, знаков. К ним относятся:

-знаки, отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета;

- знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры;

- знаки, несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности;

-знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности;

- знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о вселенной.

3.Деятельностный подход определяется в неразрывности методов теоретической и практической сторон обучения и воспитания, среди которых проблемно-поисковый и исследовательский методы занимают одно из ведущих мест. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность школьников широко используется в практике. Этот подход помогает развивать естественную мотивацию учения, учитывать индивидуальные способности, склонности, интересы детей. Он даёт возможность целенаправленно развивать познавательную, творческую активность и самостоятельность.

4.Практический подход позволяет создать условия для развития творческого мышления в процессе органичного сочетания в творческой деятельности знаний о народной культуре.

Способы освоения школьниками нхк зависят от формы организации учебной деятельности. Урок был и остаётся главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Наиболее эффективными формами организации уроков по изучению нхк являются уроки-лекции и уроки-экскурсии. Их задачи-повторить, углубить и закрепить изученный материал, ввести новый. Такие занятия позволяют добавить к общему курсу краеведческий материал, лучше узнать особенности народной культуры региона.

Например, «Урок-путешествие». При такой форме организации уроков, как «путешествие», не ставится цель сообщить учащимся как можно больше информации, детально проанализировать с ними те или иные художественные направления, стили, эпохи, произведения искусства (это делается с учащимися 10-11 классов). Главное в методике преподавания нхк для учащихся 5-9 классов – вызвать у них интерес к художественной культуре, увлечь детей идеей знакомства с культурой народов разных стран мира при помощи национальных традиций, дошедших из глубины веков и сохранившихся до наших дней.

Каждое совершаемое воображаемое «путешествие» по миру художественной культуры поможет учащимся свободнее ориентироваться в сложном и многообразном пространстве современной художественной культуры, самостоятельно открывать для себя различные страны.

При организации путешествия возможно создание на занятиях различных воображаемых ситуаций (участие в сельских и городских праздниках, посещение виллы знатного египтянина, средневекового замка, крестьянской избы и т.д.).

Совершая «путешествие», учащиеся знакомятся с различными «пластами» художественных культур:

- с самобытными традициями нхк, с наиболее характерными памятниками народного творчества, а также с различными формами семейно-бытовой и празднично-обрядовой художественной культуры разных социальных групп и сословий;

-с некоторыми явлениями художественной культуры различных конфессий, в том числе церковно-певческого искусства, храмовой архитектуры, иконописи др.;

- с шедеврами классического искусства, составляющими художественное наследие человечества, а также формами их сохранения и распространения в мировом художественном пространстве с помощью новых информационных технологий.

Эффективной формой самостоятельной работы учащихся могут стать различные творческие задания. Тематика школьных творческих заданий может быть разной:

1.Прект школьного клуба путешественников по миру художественной культуры. 2.Мой маршрут путешествий по странам и континентам и т.д.

Эффективность урока во многом зависит от методов и приёмов преподавания. Метод обучения – э то путь достижения желаемого результата, способ достижения цели. В зависимости от поставленных задач различают методы словесно-наглядные, практические, репродуктивные и продуктивные, проблемные, эвристические и др. Методические приёмы – часть метода, они обеспечивают мотивацию, устойчивость запоминания, умственную и творческую активность, интерес к предмету и т.д.

В этнохудожественном образовании школьников используются следующие методы:

Метод реставрации (восстановления) этнокультурной информации позволяет воссоздать дух народной культуры, её образы, почувствовать их своеобразие, постараться интерпретировать собственные впечатления, подобрать нужные слова. Использование художественной литературы помогает подобрать необходимые приёмы работы с детьми.

Метод наблюдения за явлениями культуры (праздником, гулянием, игрой), предметами быта, произведений искусства. Этот метод помогает увидеть этнокультурный пласт в произведениях искусства, в быту; подмечать особенное, специфическое; воспринимать своеобразие форм, цвета, орнамента, понимать нхт.

Метод мотивации – создание проблемной ситуации, которую необходимо решить на занятии. Мотивация –необходимое условие для развития мышления, интереса и желания «творить». Чем меньше возраст, тем более конкретный характер должна иметь проблема.

Метод беседы. Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе способа анализа текста: составление карты-схемы путешествий сказочных персонажей, плана; диафильм; устное рассуждение-беседа, а также сочетание этих способов. Беседа строится на основе вопросов, которые обсуждаются на уроке.

Творческий рассказ педагога. Речь педагога должна быть наполнена чувством глубокого уважения и доброжелательности к художественным текстам, предметам и к отобранному для занятий материалу. С детьми нужно проводить разные беседы о том, в каких условиях и как жили наши предки в разное время, как они преодолевали невзгоды, как относились к труду и т.д. Такие беседы учат детей понимать душевный мир своего народа, формируют патриотические и духовно-нравственные качества.

Метод обращения к оригиналу, т.е. к памятнику народной культуры или подлинным произведениям искусства или их отображениям (слайды, видеозаписи, репродукции). Показ одновременно должен сопровождаться литературно-музыкальной, художественной или театрализованной композицией. Особенно важен личный пример педагога, его умение владеть художественным словом.

Комплексное воздействие народного искусства на ребёнка развивает воображение, художественные мысли, формирует национальные образы. Комплексное воздействие живописи, музыки, поэзии, танца, включение эмоционального опыта в практическую работу с детьми дают положительные результаты. Варьируя русскую народную мелодию, поэтическое слово, педагог эмоционально настраивает детей, создавая особую атмосферу для творческой деятельности ребёнка.

 

Метод проектов в этнохудожественном образовании школьников. Исследовательская практика – один из самых эффективных путей развития ребёнка, т.к. самые прочные знания не те, что усвоены усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.

При изучении нхк помощь педагога понадобится на разных этапах исследовательской деятельности. Выбор темы- 1. Тема должна быть интересна, увлекательна и выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам проекта.2.Тема должна быть оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности и необычности.

Гипотезы появляются как возможные варианты решения проблемы. Сбор этнографического материала предполагает накопление записей и их анализ. Результаты исследования могут быть подготовлены в виде доклада, видеофильма, отчёта, сборника, альбома.

 

Новые формы организации познавательно-творческой деятельности детей в этнохудожественном образовании.

 

Детская конференция. В настоящее время школьные конференции проводятся в рамках деятельности Детских отделений кафедры ЮНЕСКО, создаваемых в образовательных учреждениях. Детское отделение кафедры ЮНЕСКО – новая перспективная игровая социально-значимая форма организации этнохуд.образования детей на основе взаимодействия школы и вуза. Целью работы Детского отделения кафедры ЮНЕСКО является объединение усилий педагогов и школьников в освоении и сохранении культурного наследия народов России и мира. Результаты творческой деятельности оформляются в виде рефератов, стендов, сопровождаются творческим показом.

 

Методические рекомендации к разработке учебной программы по НХК.

 

Создание программы – процесс, требующий специальной подготовки. Невозможно составить программу без разработки концептуальных положений. Педагогическая концепция (теоретическое обоснование целей и задач этнохудожественного образования) предполагает разработку: коммуникативной стратегии (тип учебного общения, виды учебной деятельности и тематика, их психолого-педагогическое обоснование). Педагогическая программа – целостное и простроенное в логике концепции содержание учебного материала, соответствующее интересам и возрастным особенностям детей; конкретные формы и методы обучения в соответствии с концепцией. В этнохудож.образовании используются программы разной направленности, которые условно можно разделить на учебные (типовые, модифицированные, авторские), общеразвивающие (комплексные, интегрированные, сквозные), специализированные (профессионально-ориентированные, научно-исследовательские), программы социальной адаптации (досуговые, спортивно-оздоровительные) и др.

Типовая (примерная) программа – программа, утверждённая Министерством образования РФ, а также рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа – программа, изменённая с учётом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа – её целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, её содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Общеразвивающие программы доп.образования направлены на решение задач формирования общей культуры ребёнка, расширения его знаний, социального опыта.

Специализированные программы направлены на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в избранном виде деятельности.

Профессионально-ориентированные программы позволяют детям познакомиться с той или ионной профессиональной сферой деятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.

Познавательные программы дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор.

Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умение претворять авторскую идею.

Программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опята, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций.

Профессионально-прикладные программы дают определённые навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья.

Развивающие программы способствуют развитию художественной одарённости.

Досуговые программы наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.

Комплексные программы определённым образом соединяют отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое.

Интегрированные программы объединяют, восстанавливают целостность на основе того или иного единства.

Модульные программы по способу организации содержания составлены из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

Сквозные программы соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учётом возрастных особенностей детей, их количества в группах и т.д.

Учебные программы имеют определённую структуру и содержат следующие исходные позиции: пояснительная записка, в которой указываются цель, задачи программы, контингент и состав групп, нормативный срок реализации; содержание и учебно-тематический план; формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся; необходимые условия для реализации программы (кадровое обеспечение, перечень оборудования, учебные и вспомогательные материалы), список литературы для педагога и детей.

В пояснительной записке программы содержатся следующие сведения:

-Особенности детского коллектива (статус, вид группы: профильная, экспериментальная и т.д.)

- Состав группы (возрастной, постоянный, временный) и особенности набора детей (свободный, по конкурсу и т.д.)

-Формы занятий (индивидуальные, групповые, смешанные, разновозрастные)

- Год обучения (на каждый год составляется программа отдельно), время существования детского объединения

- Количество обучающихся (общее, по годам обучения, если меньше 15 – обосновать, почему) и психовозрастные особенности детей.

-Количество занятий (групповых или индивидуальных) и учебных часов в неделю.

Характеристика предмета раскрывает предшествующий опыт преподавания указанной дисциплины, отражая связь программы с другими, уже существующими по данному направлению, но здесь необходимо раскрыть особенность и новизну программы.

Цель и задачи программы. В программе должна быть убедительно представлена картина стоящих проблем, их актуальность. По сути, программа – это и есть описание пути решения какой-либо проблемы.

При создании авторской программы педагог должен понимать, что возвращать нужно не уклад жизни предков. Детям необходимо прививать духовно-нравственные ценности. Цель программы – это предполагаемый конечный результат учебного процесса, итог решения проблемы на основе выполнения поставленных задач особым образом структурированным содержанием, формами работы с учащимися. Задачи могут быть – познавательная, развивающая, мотивационная, социально-педагогическая, обучающая, эстетическая, оздоровительная и т.д.

Формулировка задач должна быть чёткой, краткой, включать ключевое слово (отработать, освоить, организовать, повысить, развить и т.д.)

Тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов по разделам, темам в пределах установленного времени.

Тематический план оформляется в виде таблицы, состоящей из разделов:

 

Название тем Количество часов всего
    теоретических практических

 

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год. При нагрузке 1 раз в неделю количество часов составляет 36 часов в год.

Содержание программы должно базироваться на достижениях науки и учитывать возраст и уровень развития детей. Содержание тем раскрывается в порядке тематического плана в форме назывных предложений.

Первое занятие в структуре программы – вводное. В него входит знакомство с коллективом, с историей предмета, перспективой изучения программы, формами контроля, зачётными работами.

Результатом обучения детей по программе является определённый объём знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат может предполагать позитивную динамику критериев:

-развитие творческих способностей;

-развитие познавательных интересов;

-увеличение объёма знаний;

-нравственное развитие детей;

-улучшение показателей адаптации в обществе;

-наглядное проявление (выставки, концерты, конкурсы, публикации);

-физическое развитие;

-психоэмоциональное развитие;

-речевое развитие.

В программе указываются требования к уровню знаний, умений и навыков, критерии их оценки.

Знания определяются в соответствии теоретическими пунктами программы, а навыки и умения – с практическими задачами. Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование, ответы на вопросы, защита реферата, выступление на концертах, участие в выставках и т.д. Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.

При работе в сфере доп.образования необходимо продумать варианты сертификации программы (свидетельство, диплом, удостоверение по окончании курса и т.д.)

Список литературы.

Приложение. (Правила по технике безопасности, справочные таблицы).

 

 

При организации учебного процесса необходимо создание следующих условий: оборудование рабочего места должно соответствовать гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности обращения с художественными материалами и реквизитом.

Длительность занятий определяется в зависимости от возраста детей: уроки в школе 40-45 минут, занятия в детском саду – 15-25 минут, занятия в системе доп.образования – 6- минут.

Для того, чтобы урок был эффективным, его нужно спроектировать в системе педагогического процесса.

Требования к оставлению конспекта урока. При составлении конспекта подробно расписывается речь педагога (от 1-го лица), указываются цель, задачи, методические приёмы и материал.

Структура конспекта урока (занятия):

- Титульный лист с указанием темы урока, возраста детей, даты и места проведения.

-Цель и программные задачи урока (познавательная, развивающая и воспитательная).

-Предварительная работа.

-Методические пособия и материал к уроку.

-Ход урока (в таблице)

 

Ход урока Методические приёмы Методические пособия и материал Примечание
  Речь педагога от первого лица Что делает педагог для активизации мыслительной и творческой деятельности Наглядные средства, музыкальный ряд, опорные схемы, цитаты, словарь Длительность частей, роль помощников

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал