Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия реализации






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Литература»

специальность: 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»

(повышенный уровень)

 

 

Г.

«Утверждаю»

Зам. Директора по УВР

________ Л.И. Мотолянец

«____» ___________ 2012

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и примерной программы учебной дисциплины «Литература» предназначенной для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

 

 

Разработчик:

Н.И. Чужанкова, преподаватель Калининградского торгово-экономического колледжа -филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Е.И. Усачева – преподаватель Калининградского государственного колледжа градостроительства.

Л.П. Гарайс - преподаватель Калининградского торгово-экономического колледжа - филиала РАНХиГС.

 

 

Рассмотрено на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин»

Протокол № 1 от «25» августа 2012 г.

 

Содержание

 

Стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 46

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 49

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО социально – экономического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают литературу в объеме 117 часов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовой общеобразовательной дисциплине.

1.3. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа для социально – экономического профиля составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

составление текстов для самоконтроля;

составление библиографических карточек по творчеству писателя;

подготовка рефератов;

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

делать анализ поэтических и прозаических текстов, выразительно пересказывать;

определять своеобразие произведений, их жанр;

определять идейно – художественную роль лирических отступлений;

подтверждать своё мнение текстом романа, повести, стихотворения;

a также знать:

тексты изучаемых произведений;

роль бытовых деталей в произведениях;

ключевые понятия: конфликт, пьеса, образ и т.д.

подтверждать своё мнение текстом романа, повести, стихотворения;

a также знать:

тексты изучаемых произведений;

роль бытовых деталей в произведениях;

ключевые понятия: конфликт, пьеса, образ и т.д.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 351 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 234 часов;

самостоятельной работы обучающегося 117 часов.


1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе: Литература XIX века. Раздел 1.Русская литература первой половины XIX века. Тема 1.1. Доклад о жизни и творчестве писателя или поэта XIX века. Тема 1.4. Составить кроссворд по творчеству Н. В. Гоголя. Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века. Тема 2.1. Составить список произведений А.Н. Островского в соответствии с правилами библиографического описания. Тема 2.3. Составить тезисы статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» Тема 2.4. Составить тезисы статьи Н. А. Добролюбова «Что такое Обломовщина». Тема 2.4. Подобрать вопросы для викторины по творчеству И.С. Тургенева Тема 2.6. Написать сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Тема 2.9. Подготовить сообщение «Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова Тема 2.11. Составить кроссворд по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тема 2.13. Подготовить вопросы по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема 2.15. Реферат и его защита. Тема 2.18. Написать сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема 2.19. Подобрать вопросы для викторины по творчеству А. П. Чехова. Литература XX века. Введение. Доклад о жизни и творчестве писателя или поэта XX века. Раздел 4. Русская литература на рубеже веков. Тема 4.1. Составить кроссворд по произведениям И. А. Бунина. Тема 4.2. Подобрать вопросы для викторины по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Раздел 5. Поэзия начала XX века Тема 5.3. Составить тест по творчеству М. Горького. Тема 55. Сделать анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка». Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор). Тема 6.2. Сделать анализ стихотворения В. В. Маяковского или С. А. Есенина (по выбору студента). Раздел 7. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор). Тема 7.2. Подготовить сообщение «Поэт в России – больше, чем поэт…», «О чем кричит душа?» (по выбору). Тема 7.4. Составить сюжетный план «Судьба Мастера» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Тема 7.5. Написать сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема 7.7. Составить тест по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». «Тихий Дон». Раздел 8. Литература русского Зарубежья. Тема 8.1. Составить словарь литературоведческих терминов. Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Тема 9.1. Подготовить сообщение по воспоминаниям родственников, помнящих войну. Тема 9.3. Подготовить анализ стихотворения А. А. Ахматовой. Тема 9.6. Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Я помню, я горжусь», «Мы наследники великой победы», «Не смейте забывать!». Раздел 10. Литература 50-80-х годов (обзор). Тема 10.1. Подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни». Тема 10.3. Написать сочинение - миниатюру «Мои раздумья» (о судьбах людей в тоталитарном государстве). Тема 10.5. Написать сочинение «Мои впечатления» (литература XIX-XX в.в.).                                                                                
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Литература XIX века Введение Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Урок. Введение Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Вводный контроль. 1/1    
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века 16/8  
Тема 1.1.Обзор культуры. А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Урок. Русская литература первой половины XIX века Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. А.С. Пушкин.Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.      
Самостоятельная работа обучающихся Доклад о жизни и творчестве писателя или поэта XIX века
Тема 1.2.Поэма «Медный всадник». Жизнеутверждающий пафос поэзии А. С. Пушкина. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. В. Г. Белинский о Пушкине. Теория литературы: Элегия.        
Тема 1.3.М. Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Урок. М.Ю. Лермонтов.Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…». Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. В.Г. Белинский о Лермонтове. Теория литературы: развитие понятия о романтизме.        
Тема 1.4.Н. В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Урок. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм.    
Самостоятельная работа обучающихся Составить кроссворд по творчеству Н. В. Гоголя
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века 80/56  
Тема 2.1.Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. А. Н. Островский. Сведения из биографии. Урок. Русская литература второй половины XIX века Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. А.Н. Островский. Сведения из биографии.      
Самостоятельная работа обучающихся Составить список произведений А.Н. Островского в соответствии с правилами библиографического описания.
Тема 2.2. А. Н. Островский «Гроза». Урок. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.      
Тема 2.3. Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского. Урок. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме.      
Самостоятельная работа обучающихся Составить тезисы статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Тема 2.4. И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов». Урок. И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.) Теория литературы: социально-психологический роман.      
Самостоятельная работа обучающихся Составить тезисы статьи Н. А. Добролюбова «Что такое Обломовщина».
Тема 2.5. И.С. Тургенев. Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Урок. И.С. Тургенев. Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.    
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать вопросы для викторины по творчеству И.С. Тургенева.
Тема 2.6.Тема любви в романе «Отцы и дети». Образ Базарова. Урок. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.    
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема 2.7. Ф. И. Тютчев. Сведения из биографии. Стихотворения.   Урок. Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.    
Тема 2.8. А. А. Фет и А. К. Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения. Урок. А.А. Фет. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. А.К. Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…».    
Тема 2.9. Н. А. Некрасов. Сведения из биографии. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Урок. Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.    
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение «Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова».
Тема 2.10.Н. С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». . Урок. Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.    
Тема 2.11. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина Урок. М.Е. Салтыков-Щедрин.Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение» .) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).    
Самостоятельная работа обучающихся Составить кроссворд по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тема 2.12.Ф. М. Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Урок. Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.    
Тема 2.13. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека. Урок. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.      
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить вопросы по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема 2.14.Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Урок. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Критика вокруг романов Достоевского (Д. Писарев). Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского    
Тема 2.15. Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Урок. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.      
Самостоятельная работа обучающихся Реферат и его защита.
Тема 2.16.Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Символическое значение «войны» и «мира». Урок. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».    
Тема 2.17. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Урок. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.      
Тема 2.18.Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Обзор творчества позднего периода. Урок. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Теория литературы: понятие о романе-эпопее.      
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Тема 2.19.А. П. Чехов. Сведения из биографии. Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Урок. А.П. Чехов. Сведения из биографии. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.    
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать вопросы для викторины по творчеству А.П.Чехова.
Тема 2.20.Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Урок. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.    
Раздел 3. Зарубежная литература (обзор) 4/0  
Тема 3.1.В. Шекспир «Гамлет». О. Бальзак «Отец Горио». Урок. В. Шекспир «Гамлет». О. Бальзак «Отец Горио». Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).    
Литература XX века Введение Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Урок. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».    
Раздел 4. Русская литература на рубеже веков 8/8  
Тема 4.1. И. А. Бунин. Сведения из биографии. Рассказы «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско». Философичность лирики Бунина. Урок. И.А. Бунин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина.    
Самостоятельная работа обучающихся Составить кроссворд по произведениям И. А. Бунина.
Тема 4.2. А. И. Куприн. Сведения из биографии. Рассказ «Гранатовый браслет». Символическое и реалистическое в творчестве А. И. Куприна.   Урок. А.И. Куприн. Сведения из биографии. Рассказы: «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.      
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать вопросы для викторины по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Раздел 5. Поэзия начала XX века 20/6  
Тема 5.1.Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX–начала XX века. Символизм. Урок. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).        
Тема 5.2.М. Горький.Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького.   Урок. М. Горький. Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.      
Тема 5.3. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.   Урок. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Теория литературы: развитие понятия о драме.      
Самостоятельная работа обучающихся Составить тест по творчеству М. Горького.
Тема 5.4. А. А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения. Тема исторического прошлого в лирике Блока.   Урок. А.А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.      
Самостоятельная работа обучающихся Сделать анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка».
Тема 5.5.Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Урок. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.    
Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор) 12/4  
Тема 6.1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов.   Урок. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин). Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого). Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака). Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).        
Тема 6.2.В. В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения. Урок. В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.      
Самостоятельная работа обучающихся Сделать анализ стихотворения В. В. Маяковского или С. А. Есенина (по выбору студента).
Тема 6.3.С. А. Есенин.Сведения из биографии. Стихотворения.   Урок. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.        
Раздел 7. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор) 28/16  
Тема 7.1.Становление новой культуры в 30-е годы. Единство и многообразие русской литературы. М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Стихотворения. Урок. Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого. Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.    
Тема 7.2. О. Э. Мальденштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву».   Урок. О.Э. Мальденштам.Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.      
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение «Поэт в России – больше, чем поэт…», «О чем кричит наш дух?» (по выбору).
Тема 7.3. А. П.Платонов. И. Э. Бабель. Сведения из биографии. Рассказы.     Урок. А.П. Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. И.Э. Бабель. Сведения из биографии. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. Теория литературы: развитие понятия о рассказе.        
Тема 7.4. М. А. Булгаков.Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.   Урок. М.А. Булгаков. Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.      
Самостоятельная работа обучающихся Составить сюжетный план «Судьба Мастера» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Тема 7.5.Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.   Урок. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.      
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема 7.6.М. А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор). Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны   Урок. М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор). «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.    
Тема 7.7.«Тихий Дон». Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Урок. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.    
Самостоятельная работа обучающихся Составить тест по роману М. А. Шолохов «Тихий Дон».
Раздел 8. Литература русского Зарубежья   8/4  
Тема 8.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор). Тематика и проблематика творчества.   Урок. Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.        
Самостоятельная работа обучающихся Составить словарик литературоведческих терминов
Тема 8.2.В. В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Урок. В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.      
Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет 24/11  
Тема 9.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.     Урок. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.      
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по воспоминаниям родственников, помнящих войну.
Тема 9.2.Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Произведения первых послевоенных лет.   Урок. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.    
Тема 9.3. А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения. Урок. А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли...», «Родная земля», «Мне голос был».Поэма «Реквием». Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.      
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить анализ стихотворения А. А. Ахматовой.
Тема 9.4.Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Урок. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.    
Тема 9.5.Б. Л. Пастернак.Сведения из биографии. Стихотворения. Урок. Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.    
Тема 9.6.А. Т.Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Урок. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…». Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.        
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Я помню, я горжусь», «Мы наследники великой победы», «Не смейте забывать!».
Раздел 10. Литература 50-80-х годов (обзор) 20/12  
Тема 10.1. Смерть И. В. Сталина. XXсъезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Урок. Смерть И. В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым...» и др. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Богомолов «Момент истины», В. Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В. Быкова «Сотников», Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.      
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни».
Тема 10.2.Поэзия 60-х годов. «Городская проза». «Деревенская» проза. Драматургия. Авторская песня. Урок. Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского. «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу и др. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др. Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Многонациональность советской литературы.    
Тема 10.3.А.И.Солженицын. Сведения из биографии. «Один день Ивана Денисовича». Урок. А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Один день Ивана Денисовича».Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.    
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение - миниатюру «Мои раздумья» (о судьбах людей в тоталитарном государстве)
Тема 10.4.В. Т. Шаламов. В. М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы. Урок. В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. В.М. Шукшин.Сведения из биографии . Рассказы: «Чудик». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.    
Тема 10.5.Н. М. Рубцов. Расул Гамзатов. Сведения из биографии. Стихотворения. А. В. Вампилов. Образ вечного, неистребимого бюрократа. Урок. Н.М. Рубцов.Сведения из биографии. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Расул Гамзатов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...». Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. А.В. Вампилов.Сведения из биографии. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.    
Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение «Мои впечатления» (литература XIX-XX вв.)
Раздел 11. Русская литература последних лет (обзор)    
Тема 11.1.Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельнымиизданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. Урок. Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.    
Раздел 12. Зарубежная литература (обзор)    
Тема 12.1. И. В. Гете «Фауст». Э. Хемингуэй «Старик и море». Э. М. Ремарк «Три товарища». Г. Маркес «Сто лет одиночества». П. Коэльо «Алхимик». Урок. И.-В. Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море». Э.- М. Ремарк. «Три товарища» Г. Маркес. «Сто лет одиночества». П. Коэльо. «Алхимик».    
Раздел 13. Произведения для бесед по современной литературе    
Тема 13.1. А. Арбузов «Годы странствий». В. Розов «В поисках радости». А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске». В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы». В. Ерофеев «Москва-Петушки». Урок. А. Арбузов «Годы странствий». В. Розов «В поисках радости». А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске». В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы». В. Ерофеев «Москва – Петушки»        
Всего: 351/234/117  

 


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал