Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Луч смерти, 1925 год
Сюжет. Действие фильма сосредотачивается вокруг изобретённого советским инженером " луча смерти" - аппарата, взрывающего горючие смеси на расстоянии. Изобретение выкрадывают и увозят за границу агенты фашистского государства, куда оно попадает в момент острейшего столкновения между правительством и бастующими рабочими. Рабочие захватывают аппарат в руки и с его помощью взрывают в воздухе посланные против них бомбардировщики. Написанный В.Пудовкиным сценарий представлял собой некритическое подражание зарубежным авантюрно-приключенческим мелодрамам. Это было невразумительное нагромождение акробатических трюков, драк, погонь и преследований. Фильм оставлял впечатление сумбура. В фильме не было ни одного правдоподобного образа. Фильм был резко раскритикован печатью и решительно отвергнут зрителем. Из положительных черт фильма: · формально-технические достоинства, характерные для " Мистера Веста": прекрасно тренированные натурщики отлично двигались, свободно бегали по крышам, виртуозно боксировали; чётко и ясно скомпонованные кадры легко читались с экрана; все эпизоды и сцены были разбиты на большое число коротких кусков, смонтированных в ритмичный кинорассказ. · превосходно организованные массовые сцены, которые редко удавались нашим режиссёрам. Пудовкин объяснял неудачу тем, что " Луч смерти" - это экспериментальный фильм, перед которым был поставлен лишь ограниченный круг задач. Сосредотачивая своё внимание исключительно на формальных и огранизационных проблемах, он совершенно не интересовался ни вопросами правдивого отражения действительности, ни задачами эстетического воспитания зрителя. " По закону", 1926 год(по рассказу Джека Лондона " Неожиданное") Сценарий: В.Шкловский Дейнин - Владимир Фогель, Эдит - Александра Хохлова, Ганс - Сергей Комаров Оператор: Константин Кузнецов Сюжет: Группа из пяти золотоискателей находит крупное месторождение. Однажды один из старателей пытается присвоить себе добытое и убивает двух своих товарищей. Двое оставшихся, супружеская пара Нильсенов, обезоруживают убийцу, но перед ними встаёт проблема: свершить правосудие самим или на свой страх и риск попытаться вернуться в лоно цивилизации и отдать преступника на общественный суд.
В отличие от рассказа, в сценарии и фильме содержались элементы сатиры на буржуазное ханжество, и это придавало ему некоторую социальную значимость. По жанру это был не авантюрно-приключенческий фильм, а камерная психологическая драма. Шкловский и Кулешов поставили перед собой задачу - сделать дешёвую ленту. Сюжет " Неожиданного" позволял построить картину с одной декорацией и тремя актёрами. В работе над этой картиной Кулешова интересовали две задачи: 1) сделать ленту с образцовыми монтажом, игрой натурщиков, законченным выразительным сюжетом 2) сделать настоящую художественную ленту за минимальную стоимость. Режиссёрски фильм был снят блестяще. Снятая на Москве-реке картина великолепно передавала атмосферу Клондайка. Ограниченный в интерьерной части фильма четырьмя стенами тесной избушки золотоискателей, Кулешов мастерски обыграл детали комнаты, изобретательно использовал световые эффекты(например: знаменитые солнечные " зайчики" на потолке, отражённые от воды, проникшей в избушку во время половодья), нашёл десятки разнообразных мизансцен, раскрывающих психологическое состояние действующих лиц. Сюжет фильма требовал концентрации внимания на выявлении внутреннего мира героев. Кулешову удалось добиться от своих " натурщиков" правдоподобных образов людей, испытывающих глубокие психические потрясения.И хотя Хохлова, Фогель и Комаров передают только высшие степени чувств: жадность, гнев, ненависть, страх, ужас - без переходов от состояния к состоянию, без полутонов, без нюансов, но по сравнению с " Мистером Вестом" и " Лучом смерти" это было уже приближением к реалистическому методу. И всё-таки просмотр фильма оставлял чувство неудовлетворённости. Философия его расплывчата и неясна. В фильме нет ни положительных героев, ни положительного идеала. Он никуда не зовёт и ничего не утверждает. Кулешов не понимал, что от художника революции требуется прежде всего знание жизни и социальная целеустремлённость, партийность в искусстве. Режиссёр предпочитал работать на материале Америки. Общественность и печать настойчиво советовали ему переключиться на материал революционной действительности. Восприняв этот совет поверхностно и формально, он берётся за первые попавшиеся сценарии на современную тему или тему гражданской войны, и по-прежнему проявляет равнодушие к их идейной направленности. В результате фильмы " Журналистка" (1927), " Весёлая канарейка" (1929), " Два-Бульди-Два" (1929) стали творческими неудачами режиссёра. Главный из изъянов Кулешова состоит в неправильно, заимствованном у конструктивистов понимании общественной роли художника, в сведении этой роли к функции инженера-техника, выполняющего " социальный заказ" - осознать эту истину Кулешов тех лет был не в состоянии. К концу периода немого кино Кулешов, как и Вертов, оказывается в состоянии глубокого творческого кризиса. Об этом свидетельствовали не только неудачи с картинами, но и распад его мастерской(уход из ней Кулешова и Барнета). Но нельзя забывать о заслугах режиссёра: Он первым в русской и советской кинематографии выдвинул мысль научном, сознательном подходе к кино как особому виду искусства. (Одновременно и параллельно с Вертовым) он определил основные отличия нового искусства от искусства сцены и сформулировал - пусть грубо и с большими неточностями - элементарные законы стилистики немого кино.
|