Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитательной работы Павлышской средней школыСтр 1 из 49Следующая ⇒
В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитательной работы Павлышской средней школы. Рассказывая об усилиях педагогического коллектива по воспитанию всесторонне развитой личности, автор стремился показать этот труд по возможности со всех сторон, не только разъяснить применяющиеся методы, но и раскрыть их внутренние связи и взаимосвязи. Тридцать три года педагогического труда автора этой книги были наполнены напряженными поисками и раздумьями. За эти годы наша страна добилась огромных успехов как во внутренней жизни, так и в международных отношениях. Педагогика социалистического общества, сложившаяся в нашей стране за годы строительства социализма, совершенствовалась и продолжает совершенствоваться в тесной связи с революционными преобразованиями в области экономики, политики, идеологии..«Воспитание всесторонне развитой личности — длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы», —говорится в Тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Перед школой возникла новая, небывалой сложности задача— давать среднее образование всему молодому поколению, воспитывая из своих питомцев активных строителей коммунистического общества, мужественных патриотов, непримиримых к буржуазной идеологии, готовых отдать все свои силы и даже жизнь во имя завоеваний революции. Эта задача является неразрывной составной частью общего комплекса задач строительства коммунизма — создания материально-технической базы коммунистического общества, совершенствования социалистических и формирования коммунистических отношений и воспитания нового человека. Главная исходная позиция советской педагогики — идейно-педагогическое наследие В. И. Ленина, являющегося, по определению А. В. Луначарского, могучим основоположником советской педагогики. Все годы своего труда педагогический коллектив нашей школы стремился к тому, чтобы ленинское идейно-педагогическое наследие определяло дух, основу нашего творчества и нашего опыта. Творчески применяя педагогические идеи Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, непрестанно уточняя и корректируя накопленный личный опыт, учительский коллектив Павлышской школы стремился найти такое сочетание теории и практики, которое бы наиболее полно отвечало требованиям воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма, раскрывало с предельной глубиной воспитательную силу таких факторов, как связь школы с жизнью, с трудом, а также социальным, моральным и научно-техническим прогрессом общества. Цели воспитательной работы мы усматриваем в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности. Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинно человеческого в каждом честном человеке. В основу своей учебно-воспитательной работы наш педагогический коллектив положил следующие взгляды и убеждения, являющиеся его педагогическим кредо. Специфической чертой педагогического труда является то, что мы, учителя, работаем на будущее. То, что закладывается в ребенке сегодня, становится фактором гражданского, морального, духовного облика зрелого человека через несколько лет, иногда через десятилетия. «Будущее Страны Советов станет таким, каким его сделают сегодняшние октябрята, пионеры и комсомольцы» — эти слова Л. И. Брежнева из его доклада на юбилейной сессии ЦК КПСС и Верховных Советов СССР и РСФСР заключают в себе ярко выраженную программу воспитательной работы. Одну из важнейших воспитательных задач наш педагогический коллектив видит в том, чтобы жизнь ученического— пионерского, комсомольского — коллектива была первой школой гражданственности, труда, идейных и нравственно-эстетических отношений. Как заложить в ребенке — будущем гражданине — прочное идейное ядро гражданина, труженика, строителя коммунизма — это важнейший критерий и главный измеритель нашей самопроверки в процессе воспитательной работы. Мы заботимся о гражданственности и творческой насыщенности труда школьников. С той поры, как ребенок научился нести ложку от стола ко рту — он трудится. К 10—12-летнему возрасту он уже видит первое плодоносящее дерево, выращен-р$& е собственной рукой. Далее, чтобы приобретенные молодежью знания стали реальным средством повышения производительности ее труда, воспитываем у молодого поколения диалектический взгляд на труд, на взаимодействие человека с природой. Учащиеся в школе, дети, подростки, юноши и девушки развиваются в атмосфере творческого отношения к труду, видят практическую необходимость овладения знаниями для груда, на практике убеждаются в возможности подчинять силы природы человеческому разуму. Социальный и моральный прогресс общества в решающей мере зависит от того, как люди, составляющие это общество, относятся к труду, что они находят в нем — только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной, содержательной, интересной духовной жизни. Именно поэтому мы положили в основу нашей воспитательной работы правило: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей для человека, для социалистического общества. Обстановке бескорыстной радости труда — труда для общества — мы придаем очень большое значение. Труд радует ребенка сам по себе. Ребенок находит удовлетворение в самом процессе труда. Совершенно очевидно, что для создания такой обстановки необходима интеллектуальная насыщенность труда, проникновение науки и техники в повседневную трудовую деятельность. Но для этого необходимо в равной мере и нравственное богатство отношений между членами коллектива. Коммунистическое начало труда заключается в конечном счете не в технике, а в человеке — в его идеалах и стремлениях, в тех целях, которых он достигает своим бескорыстным добровольным трудом. Источник радости труда и полноты духовной жизни в труде мы видим в том, чтобы отношения между юными тружениками были глубоко человечными, чтобы первое творческое начало в труде было созданием счастья и радости для людей, для народа. Это и есть высокая нравственность жизни. Важным условием осуществления школой своей роли в общественном развитии является связь школы с жизнью, а также связь умственного и нравственного воспитания школьников. Идеи великих педагогов — Коменского, Песталоцци, Руссо, Ушинского, Дистервега, направивших школу, учителя, ученика на изучение окружающего мира, учивших исследовать, объяснять то, что человек видит, — преломляются в нашей работе применительно к нашим задачам воспитания. Важно, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, какой он есть, но и стремился делать его лучше. Воспитательный смысл избираемого учителем метода изучения приобретает в связи с этим особенно большое значение. Дистервег говорил, что плохой учитель лишь сообщает истину, хороший же открывает ее. Умение вести учеников по пути познания так, чтобы они открывали истину, — это не только дидактическое мастерство, но и воспитание правильных взглядов на природу и общество, формирование стойких убеждений, выработка необходимого для творческого труда исследовательского подхода к явлениям природы и общественной жизни. Мы видим свою роль в общественном развитии не только в том, чтобы помочь учащимся приобрести определенные знания, но и в том, чтобы воспитать у них желание приобретать знания всю жизнь. И мы стремимся сформировать у детей убеждение в том, что знания, образованность, интеллектуальная культура — это необходимое условие интересной, полноценной, духовно богатой жизни; что без знаний интересная жизнь невозможна, потому что невозможен творческий труд. «Труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее» — эти слова английского экономиста Д. Беллерса приводит К. Маркс в «Капитале». Мы добиваемся того, чтобы стремление каждого воспитанника проявить свои силы и способности, утвердить свое достоинство удовлетворялось упорным, настойчивым трудом по овладению знаниями. Нравственные убеждения тесно связаны с образованием, но в определенной мере они и независимы от образованности, от практической готовности человека к созданию материальных ценностей. Человек может иметь знания, уметь работать, но в моральном отношении не быть подготовленным к жизни. Нравственное воспитание — это не только формирование мировоззрения и убеждений в процессе овладения знаниями и деятельности, но и особая, специфическая воспитательная работа, имеющая свои закономерности, требующая времени и определенных форм и методов воздействия на сознание, характер, поведение человека. Чем шире круг теоретических знаний, которыми овладевает молодое поколение, чем более всеобщий характер приобретает высокий уровень его образованности, тем острее, очевиднее становится необходимость специфической воспитательной работы. Раскрытие воспитательной сущности знаний, претворение знаний в убеждения зависит в большой мере от того, какая в школе ведется воспитательная работа, не связанная непосредственно с процессом обучения, какие идейные убеждения формируются у воспитанников в их жизненной практике, какой моральный характер имеет их общественное поведение, т. е. в какой мере подготовлена моральная почва. В содержании теоретических знаний, которые изучаются в советской школе, заложены большие возможности формирования важных черт морального облика нового человека: честности, правдивости, принципиальности, духовного мужества, бесстрашия и непоколебимости в борьбе с трудностями и препятствиями. Но одним усвоением знаний этих нравственных черт не воспитаешь. Идеи коммунистической принципиальности, духовного мужества, бесстрашия, пронизывающие теоретический материал, доходят к сердцу подростка, юноши, девушки лишь тогда, когда и для их жизненной практики характерны принципиальность, мужество, бесстрашие. А величие духа подлинных героев возможно раскрыть только с позиций самой прогрессивной революционной пролетарской нравственности. Воспитанник, например, глубоко взволнован мужественным поведением Джордано Бруно, стойкостью и непоколебимостью героя чешского народа Юлиуса Фучика, храбростью и самопожертвованием Александра Матросова. Его душа стремится испытать свои силы на высоком, благородном поприще. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, что учитель помогает воспитаннику найти реальные возможности для этого испытания в жизни, в нашей социалистической действительности, добивается, чтобы искра, загоревшаяся в юном сердце, не погасла. Если этих реальных возможностей воспитатель не нашел, то мысль, зародившаяся в голове воспитанника, превращается в холостой выстрел; чем больше этих выстрелов, тем менее чутким становится воспитанник к тем средствам воздействия на его сознание и поведение, к которым прибегает воспитатель. Мы создаем возможности и условия для того, чтобы одновременно с осознанием нравственных понятий осуществлялось нравственное поведение воспитанников. Эти возможности кроются в самом укладе жизни ученического коллектива, в том, что и с какой целью делают дети, в какие взаимоотношения вступают они друг с другом и со взрослыми. Нравственный смысл поведения зависит также от того, какое участие в жизни воспитанников принимают педагоги. Учитель должен быть не только наставником, но и другом учащихся, вместе с ними преодолевать трудности, переживать, радоваться и огорчаться. Мы стремимся так организовать жизнь ученического коллектива, чтобы нравственное поведение не рассматривалось воспитанниками как своеобразное упражнение, как нарочито организованные поступки, необходимые воспитателю для осуществления его замысла. В отличие от буржуазной нравственности, ориентирующей на подавление активности, на смирение, наша социалистическая нравственность всячески стимулирует творчество, активность, революционную борьбу коллектива и личности. Молодые сердца не терпят искусственности. Благородные поступки должны быть для воспитанника необходимостью, вытекать из самого духа отношений в коллективе. Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам. Особенно важно это качество педагога для воспитания подростков. Важнейшая причина трудностей в воспитании подростков заключается в том, что воспитательная практика выступает перед ними в обнаженном виде, а человек в этом возрасте по самой своей природе не хочет чувствовать, что его воспитывают. Наиболее полноценное общественное воспитание — это, как известно, школьно-семейное. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец, мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу. Духовное и нравственно-эстетическое богатство семейной жизни — важнейшее условие успешного воспитания ребенка и в домашних условиях, и в детском садике, и в школе. Ребенок поступает в I класс семи лет, но желательно, чтобы он уже с пятилетнего возраста, за два года до начала школьного воспитания, находился в сфере воспитательного влияния школы. Педагогический коллектив нашей школы придает большое значение нравственной, интеллектуальной, эстетической обстановке, в которой находится ребенок в возрасте от двух до семи лет. В первые годы жизни в развитии детей решающую роль играют окружающие его люди со всем богатством и многогранностью человеческих отношений. Науке известны 32 случая воспитания детей, похищенных в раннем детстве различными зверями. «Диких» детей, возвращенных в человеческое общество, ни в одном случае не удалось сделать полноценными людьми, потому что они провели первые годы своего детства не среди людей, не знали человеческих отношений в самый чувствительный к внешним воздействиям период. Этот единственный в своем роде факт, дающий возможность выяснить сущность процесса человеческого воспитания, неопровержимо свидетельствует о том, что, чем дальше от рождения, тем человек становится более консервативным и трудновоспитуемым. Сама природа отвела для воспитания детей длительный период младенчества их нервной системы1; если этот период упущен, позже ничего не сделаешь. Однако и в человеческом обществе не все дети в этот период подвергаются воздействию всего богатства человеческих отношений, которое единственно может обеспечить полноценное развитие психики ребенка, его ума, мышления, воли, чувств, характера. Поэтому мы считаем в воспитательном отношении очень важным, чтобы каждый ребенок — будущий школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях. Достигается это нами путем педагогического просвещения родителей. Школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитать молодое поколение, но одновременно является важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества. Жизнь решительно отвергла утверждение, что будущее принадлежит оторванной от семьи школе-интернату. Все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, ослабляет и школу. Отсюда следует, что одна из важнейших задач школы — давать родителям элементарные знания по педагогике. Школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Представители родительской общественности должны принимать непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания. Опыт убеждает, что наиболее благоприятные условия для работы школы создаются тогда, когда она расположена на лоне природы, в месте, богатом зеленью и водой и вместе с тем недалеко от места жительства семьи, чтобы ребенок не тратил много времени на дорогу и родители в свободное от работы время могли часто бывать в школе. Там же, где растительный мир вокруг школы беден, надо постепенно создавать зеленую защиту хотя бы в ее ближайшем окружении. Важная воспитательная задача школы — уделять максимум внимания физическому воспитанию детей, и прежде всего укреплению защитных сил их организма, предотвращающих заболевания. Забота школы о том, чтобы ребенок не болел, чтобы его организм был невосприимчив к болезням, столь же важна, как и забота об умственном и нравственном развитии ее питомцев. Сила и возможности воспитания неисчерпаемы. Все без исключения дети, не имеющие патологических отклонений в умственном развитии, могут успешно овладеть средним образованием. Неуспеваемость, второгодничество — это результаты плохой учебно-воспитательной работы. Задача школы не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни. Счастье невозможно без полноты внутреннего духовного мира, без радости труда и творчества, без ощущения чувства собственного достоинства, чести, гордости. Воспитательный идеал школы — всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного прогресса. Гармоническое, всестороннее развитие означает единство труда, духовного богатства всех сфер деятельности человека, моральную чистоту его поведения, взаимоотношений с другими людьми, физическое совершенство, богатство эстетических запросов и вкусов, многогранность общественных и личных интересов. Гармония способностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье. Гармоническое развитие означает, что человек раскрывается, во-первых, как творец в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества, во-вторых, как потребитель материальных и духовных благ, в-третьих, как нравственная и культурная личность, как ценитель и бережливый хранитель культурных ценностей, созданных человечеством* в-четвертых, как активный общественный деятель, гражданин и, наконец, как создатель новой семьи, построенной на высокой моральной основе. В центре гармонического всестороннего развития стоит высокая нравственность. Жизнь, труд, учение, взаимоотношения в коллективе — все это мы стремимся одухотворить высокими нравственными идеалами. Мы стремимся к тому, чтобы в жизни пионерского и комсомольского коллектива как можно полнее раскрывался принцип: человек человеку друг, товарищ и брат. Осуществление всестороннего развития требует глубокого переплетения и взаимного проникновения умственного, физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания, чтобы все эти стороны воспитания представляли собой единый целостный процесс. Все, что воспитанникам дается и что они дают обществу, преследует единую конечную цель: воспитать человека со светлым разумом, благородным сердцем, золотыми руками, с уважением относящегося к другим членам общества, способного ценить, беречь, уважать труд, нравственное достоинство, разум, красоту других людей. Так, умственное воспитание направляется не только на развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств — готовности отдавать свои знания людям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни. Ученики не только потребители и ценители богатств, созданных человечеством, но и творцы новых ценностей, которые в той или иной форме отдаются обществу, приносят пользу людям. Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Дух творчества, исследование, опытничество, преобразование труда на основе достижений науки и техники — это очень важная черта духовной жизни школьного коллектива. Ребенок работает думая и думает работая. Творческое размышление в процессе труда — один из источников трудолюбия. Воспитательную задачу большой важности наш педагогический коллектив видит в том, чтобы из школы выходили в жизнь люди высокой трудовой культуры, способные не только создавать материальные ценности, но и преобразовывать труд. Каждой ступени интеллектуального развития личности соответствует определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости. Ученик, который на уроке математики решает задачи с применением тригонометрических функций, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет сравнительно сложными умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков, изготовляет инструменты для обработки дерева и металла и т. д. В единстве интеллектуального и трудового развития мы видим практическое выполнение важной задачи школы: гражданин Страны Советов, получивший среднее образование, уже в отрочестве и ранней юности овладевает как можно более широким кругом сравнительно сложных умений и навыков, чтобы в зрелом возрасте ему не пришлось овладевать азами техники. В настоящее время советская школа вносит коренное изменение в представления о силах и возможностях человека в годы детства. Ученики начальных классов (7—11 лет) овладевают значительно более широким кругом знаний и умений, чем они овладевали раньше; обучение можно начинать не с семи, а с шести лет; начальное образование можно дать не за четыре, а за три года. Корень этих возможностей — в единстве интеллектуального и трудового развития (9—10-летнего ученика можно научить работать на токарном станке, а это умение значительно расширяет сферу его интеллектуального труда). Чем сложнее умения и навыки, которыми овладевает ребенок уже в младшем возрасте, тем более высокого уровня достигает он в своем умственном развитии ко времени окончания средней школы. Настоящее воспитание невозможно осуществить, если воспитанники являются только потребителями материальных и духовных ценностей, которые создает и дает школе общество. Воспитание — в активном труде, в создании и укреплении материальной базы педагогического процесса, в создании материальных ценностей, необходимых для жизни, труда, интеллектуального и эстетического развития. В этом труде — важная предпосылка единства интеллектуальной и трудовой зрелости. Развитие науки, техники, мысли — основа технического прогресса нашей страны. Задача общеобразовательной школы -— воспитывать у своих питомцев любовь к знаниям, книге, науке. Эта задача осуществляется благодаря богатым научным, интеллектуально-творческим интересам учителей и учащихся. Путь в науку начинается в общеобразовательной средней школе. Это предполагает создание необходимых материальных условий. Каждый ученик в старших классах имеет возможность выходить за рамки программы по тому предмету, который ^го в наибольшей мере интересует, к которому у него раскрываются задатки и развиваются способности. В связи с этим, кроме обязательной для всех программы, целесообразно создать особую программу интеллектуального и трудового развития и совершенствования. Наш педагогический коллектив добивается того, чтобы в каждом ученике раскрылся его задаток, чтобы каждый ученик нашел свое любимое дело, стал мастером в этом деле, пережил счастье творческого труда. В процессе воспитания развиваются способности и дарования каждого воспитанника. В дальнейшем одни станут учеными, мыслителями, художниками, другие — инженерами, техниками, врачами, педагогами, третьи — слесарями и токарями, механизаторами сельского хозяйства, но всех их будет роднить общая черта — ведущая роль разума, творчества в труде. Творчество слесаря и токаря, электромонтера и строителя, животновода и растениевода — это такое же творчество, как и творчество математик а-мыслителя или конструктора, композитора или живописца. Открыть в каждом человеке его задатки и способности, дать ему счастье интересного, интеллектуально полноценного творческого труда для общества, для счастья народа — такова задача школы. Внимание к каждой индивидуальности, забота о каждом воспитаннике, чуткое, вдумчивое отношение к достоинствам и недостаткам каждого ребенка — это основа основ процесса воспитания. Богатство интересов, наклонностей, способностей в ученическом коллективе многогранно. Это богатство нельзя подогнать под один шаблон. Производственное обучение старшеклассник ков, построенное на том, что все ученики данной школы овладевают одной и той же специальностью, не оправдало себя на практике. Жизнь показала, что попытки соединить общее образование с профессионализацией приносят вред — ведут к снижению уровня общего образования и к верхоглядству в овладении специальностью. Средняя общеобразовательная школа — это школа политехническая; главная ее задача — дать ученикам глубокие, прочные знания основ наук, научить ориентироваться в важнейших отраслях современного производства; сочетать теоретические знания с практическими умениями, в таком направлении, чтобы в полной мере раскрывались индивидуальные задатки, способности и наклонности. Школа воспитывает тем, что в ней царит атмосфера интересной, многогранной интеллектуальной жизни. Не все знания могут найти применение в труде. Наша система учебно-воспитательной работы основывается на том, что каждый воспитанник, морально и практически готовясь к труду, в то же время не ставит овладение знаниями в прямую зависимость от того, какой конкретной трудовой деятельностью он будет заниматься. В овладении знаниями дети видят не только обязанность, но и потребность: без постоянного интеллектуального роста жизнь кажется им серой, неинтересной. Воспитание этой духовной потребности — очень важное условие гармонии способностей и интересов. Проблемы науки и техники, социального, нравственного и эстетического развития общества обсуждаются учениками старших классов на диспутах, в беседах, на вечерах вопросов и ответов, принимаются юношами и девушками близко к сердцу как дело глубоко личное. Всестороннее развитие личности связано с овладением глубокими знаниями, активной общественной и трудовой деятельностью и возможностью свободно выбирать профессию. Все это предполагает сочетание личных и общественных интересов, а профессия должна соответствовать задаткам и призванию человека. В этом большая ответственность возлагается и на нас, учителей. Расцвет человеческой личности мы видим в том, чтобы каждый занимался любимым трудом, и, чем глубже он вникнет в этот труд, тем больше будут развиваться его способности и талант, тем счастливее будет его жизнь. К. Маркс писал: «без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего значительного». Мы видим свою задачу в том, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый наш воспитанник сознательно нашел себя, раскрыл себя, избрал себе тот жизненный путь, на котором его труд достигнет высшей ступени мастерства — творчества. Самое главное в решении этой задачи — подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того. чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки. При этом в каждом таком случае углубление, постепенное ограничение сферы деятельности происходят на широком фоне гуманитарных знаний, ценностей эстетической культуры и ни в коей мере не означают ранней специализации, не предрешают выбора специальности уже в стенах школы. Предметом особенного внимания педагогического коллектива является индивидуальная работа с детьми, имеющими склонности к тому или иному виду интеллектуальной деятельности (или деятельности в области искусства). В методике организации уроков, в системе внеклассной работы, в формировании духовных интересов коллектива — везде осуществляется специальная направленность воспитания: развитие дарований, воспитание разума, творческих способностей учащихся, которые станут в будущем учеными, мыслителями, писателями, художниками. Мастерство педагога заключается в умении увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил и поставить перед ним задачи, решая которые он преодолевал бы трудности, что способствовало бы дальнейшему развитию его способностей. Мы заботимся о том, чтобы ученики жили во внеурочное время богатой интеллектуальной жизнью и чтобы эта жизнь отражалась на духовном развитии коллектива, повышала умственный уровень всех учащихся, развивала способности менее одаренных. К важным условиям развития индивидуальности принадлежит наличие свободного времени. Задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, если у него ежедневно есть время для занятия любимым трудом, трудом по своему выбору. Поэтому мы рассматриваем предоставление ученику свободного времени как создание бесценного богатства. В частности, одну из целей совершенствования педагогического процесса на уроках мы видим в облегчении труда, необходимого для усвоения программного материала, и, следовательно, в создании свободного времени. Мы сделали правилом своей воспитательной работы следующее: ребенок -должен иметь столько же свободного времени, сколько он затрачивает на уроки в школе. Особенно это важно в старшем возрасте. Важнейший элемент школьного воспитания — самовоспитание. Мы организуем жизнь школьников так, чтобы как можно больше времени, в течение которого происходит игра интеллектуальных, нравственных, волевых сил в коллективе, шло на добровольную, интересную для каждого ученика деятельность, рождающую у него новые интересы и запросы. Многогранная духовная жизнь коллектива воспитателей и воспитанников — их труд, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, общественная деятельность — это не только объект педагогического руководства со стороны учителей и директора школы, но и воспитывающая сила. Мастерство воспитания как раз и заключается в умении пробудить эту силу к жизни и в дальнейшем руководить ею. Духовная жизнь воспитанников достигает при этом столь высокой ступени самостоятельности, что на определенном этапе воспитанники забывают о том, что учитель не только старший товарищ, но и наставник. Как известно, педагогический эффект любого воспитательного явления тем выше, чем менее ребенок чувствует в нем замысел педагога. Эту закономерность мы считаем средоточием педагогического мастерства, основой умения найти путь к сердцу ребенка, подойти к нему так, чтобы любое дело, в которое он вовлекается, становилось для него потребностью, страстью, мечтой, а воспитатель — его товарищем, другом, единомышленником. От того, насколько глубоко владеет таким мастерством руководитель школы, зависит воспитательная целеустремленность всей школьной жизни, в этом — залог способности директора объединять воспитательные усилия педагогов. Это мастерство в соединении с любовью к детям, всесторонним образованием, общей и педагогической культурой — главнейшее условие успешного руководства педагогическим коллективом. Самовоспитание заключается в том, что, познавая окружающий мир — природу, труд, общественную жизнь, воспитанник познает и самого себя, оценивает свои убеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов — норм коммунистической нравственности. Самопознание, самоутверждение немыслимы без идеала, без образца, который волнует, восхищает, изумляет, воодушевляет ребенка, подростка, юношу, девушку. Воодушевление, восхищение идеалом рождают стремление быть хорошим, пробуждают мысли о самом себе, учат видеть в себе хорошее и плохое. Воспитанник начинает сознательно испытывать свои волевые и моральные силы, как бы проверяя себя. Этот этап духовного развития, совпадающий с переходом от детства к отрочеству, требует от педагогов и от школьной администрации большой чуткости, внимательности, тактичности, огромного уважения к личности воспитанника. Подросткам хочется управлять не только организационной стороной деятельности своего коллектива, но и духовными процессами, затрагивающими мысли, чувства, переживания. Надо чутко относиться к внутреннему духовному миру подростков, не навязывать им грубо своих мнений, терпеливо выслушивать их взгляды (иногда даже и неправильные!), вступать с ними в спор как равный с равным. Педагогическое руководство самовоспитанием — очень тонкая, кропотливая работа, смысл которой заключается в том, что уже в годы детства и отрочества надо научить человека заставлять себя трудиться, выполнять определенный режим, преодолевать трудности, подавлять собственные слабости. Надо также убедить воспитанников в том, что проверять свои волевые силы можно не только в исключительных обстоятельствах, что необычные ситуации создаются активными усилиями человека в обычных жизненных условиях и волевым человеком можно стать в обычном труде, в преодолении препятствий, даже в борьбе с собственными слабостями. Наше педагогическое руководство самовоспитанием учитывает, что общеобразовательная средняя школа в нашей стране — разновозрастная школа. По нашему глубокому убеждению, это не только не затрудняет воспитательную работу, но, напротив, облегчает ее. Самовоспитание в условиях разновозрастного коллектива приобретает характер нравственных общественных отношений между старшими и младшими. Мы видим свою важную воспитательную задачу в том, чтобы юноши, девушки, подростки были воспитателями младших школьников. Только при этом условии можно полностью учитывать возрастные особенности. В условиях коллективного самовоспитания существенную роль играет, в частности, то, что в младшем возрасте нравственные понятия, представления, оценки утверждаются в сознании благодаря ярким, эмоционально насыщенным взаимоотношениям, а эти взаимоотношения создаются преимущественно тогда, когда маленьких детей и их старших друзей объединяет дружба, интересная деятельность. Вкладывая свои духовные силы в своих маленьких товарищей, подростки, юноши и девушки в этой своей деятельности не только проявляют, но и познают себя. Важнейшей задачей воспитания как специфического процесса, в определенной мере не зависящего от обучения, является формирование сознания — мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступкам. Формирование сознания — это претворение знаний в личные убеждения, личную заинтересованность в торжестве истины. Убеждение формируется тогда, когда истина осознается воспитанником в процессе активной деятельности, пронизывается глубокими интеллектуальными, моральными, эстетическими чувствами, благодаря чему ему не только становятся ясными величие и красота захватившей его идеи, но эта идея обусловливает величие и красоту его собственной души, его собственных поступков. Этот процесс — исключительно важная сторона самовоспитания. Мы Стремимся так организовать духовную жизнь коллектива, чтобы идеи как можно глубже проникали в сознание, овладевали чувствами, помыслами каждого воспитанника, становились его путеводным огоньком в личной жизни, а когда воспитанник, захваченный новой идеей, будет стремиться воплотить ее в жизнь, обстановка школьной жизни должна способствовать его активной деятельности. Активная деятельность, поступки, труд, борьба с трудностями — это важнейшие предпосылки убежденности. Как бы ни были далеки от повседневной жизненной практики те научные истины, которые раскрываются перед учащимися — подростками, юношами и девушками — в процессе обучения (например, бесконечность мира в пространстве и времени, возможность разумной жизни на других планетах), их интеллектуальную жизнь стремимся направлять так, чтобы знание материала, как будто и далекого от жизненной практики, служило их земным интересам, вызывало у них желание совершить хорошие поступки, отдать все свои силы во имя торжества истины. Формирование сознания при овладении научными знаниями требует включения в процесс познания всех сфер личной духовной жизни, особенно чувств. Воспитанник восхищается величием, мужеством, духовной красотой людей, боровшихся за торжество научных взглядов на мир; у него пробуждается желание глубже осмыслить окружающий его мир. Он пристально вглядывается в явления, события, поступки людей. Он с тревогой приходит к выводу, что на земле еще много недостойного высокого имени человека, что надо покончить не только с социальной несправедливостью, войнами, угрозой атомного самоуничтожения, но и со всем косным, пошлым, что есть в нашей повседневной жизни. Все эти мысли побуждают подростка, юношу, девушку что-то делать, в чем-то выразить свое активное отношение к миру. Предметом особенной заботы педагогического коллектива и каждого учителя является то, чтобы добру и злу, познаваемому в процессе учения и общественной жизни, давалась четкая идейно-политическая оценка. Наш идеал.— чтобы из школы вышли в жизнь люди с гражданской сознательностью, цельным мировоззрением, готовые проявлять мужество в противостоянии злу. Мы всегда помним, что в мире происходит ожесточенная классовая борьба между коммунизмом и империализмом. Самое большое зло нашего времени — это империализм с его преступными войнами и идеологией человеконенавистничества. Мы стре«мимся к тому, чтобы душа подростка, юноши возмущалась, вое** ставала именно против этого зла. Это благородное чувство—* основа глубоких гражданских качеств — непримиримости к буржуазной идеологии, высокой коммунистической принципиальности. Знания, тесно связанные с миром современности, становятся дорогими для воспитанника. Он дорожит ими как личным духовным богатством. Он отстаивает их. Он готов бороться за честь и величие своей Родины. Он борется за Родину своим трудом. Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения — самостоятельно, своими силами — ответа на многочисленные вопросы, возникающие у него в процессе труда, общественной деятельности, духовной жизни. Для формирования убеждений очень важно, чтобы знания, приобретенные в ходе изучения обязательной программы, расширялись и углублялись путем внеклассного чтения дополнительной научной литературы. Это чтение дает ребенку значительно больше сведений, чем надо обязательно усвоить по программе, расширяет его кругозор, облегчает ему дальнейшее учение, так как у него появляются новые интеллектуальные потребности. И чем больше этих потребностей — узнать, объяснить, исследовать, углубиться в тот или иной вопрос в процессе чтения или экспериментальным путем, тем богаче духовная жизнь ученика, тем глубже его научно-материалистические убеждения. Одна из центральных задач школы — воспитание благородных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. Высокие, благородные чувства — это прежде всего любовь к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческого достоинства каждого своего соотечественника и каждого честного человека на земле, чувство дружбы, товарищества и братства к трудящимся, радость познания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами, созданными человечеством. Настоящий человек немыслим без добрых чувств. Воспитание, по существу, начинается с формирования душевной чуткости — умения откликаться сердцем, мыслями, чувствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душевная чуткость — это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое качество — ум, трудолюбие, талант — приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание. В практике нашего коллектива воспитание чувств пронизывает все, что дети делают, видят, слушают. Одновременно с логической умственной оценкой ребенок дает всему тому, что он видит вокруг себя, что он делает, также и эмоциональную оценку. Более того, если познание не окрашивается чувством, ребенок не до конца видит то, что предстает перед ним. В первую очередь эмоциональное отношение проявляется к тем событиям, фактам, в которых раскрывается идейно-политическая сущность добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия. Пусть ребенок переживает возмущение, когда узнает о недостойном поступке или видит этот поступок — это одно из важных правил нашего морального воспитания. Волнующее желание быть хорошим, выражение этого желания в активном поведении — важнейшая предпосылка воспитания таких чувств, как чувство долга, любви к Родине и к человеку, дружба, уважение к женщине; таких интеллектуальных чувств, как ясность мысли, уверенность, чувство нового, а также и эстетических чувств — чувства прекрасного, героического, драматического. Величие духа, которое мы воспитываем в молодом поколении, как раз и характеризуется большой эмоциональной чуткостью к окружающему миру. Пусть ребенок как можно чаще переживает радость хороших поступков, пусть моральное и эстетическое удовлетворение от этих поступков дает ему полноту духовной жизни, — это один из главных законов жизни ученического коллектива. Сферой деятельности, в которой совершаются эти поступки, является забота о человеке. Эмоциональное благородство воспитывается при условии, когда ребенок приносит радость другим людям и сам получает от этого моральное и эстетическое наслаждение. Тот, кто остается равнодушным к горю или невзгодам другого, тот не выполняет долга советского человека. Человек не может готовиться к тому, чтобы пережить то или иное чувство. Чувству приказывать нельзя, говорил К. С. Станиславский. Отсюда ясно, насколько важно педагогическое мастерство, умение влиять на воспитанника, чтобы «подвести» его к выражению чувств. Сущность этого мастерства — в умении найти, подметить, а иногда и создать психологическую ситуацию, которая пробудила бы эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира. Богатство и разнообразие этих ситуаций зависят от того, насколько глубоко воспитатель сумеет проникнуть в духовный мир ребенка; пробудить в ребенке эмоциональную чуткость к тому, что он видит; создать в нем эмоциональные отношения к самому себе; побудить его к проявлению благородных чувств в активной деятельности. Особенно большое значение имеет использование и создание такой психологической ситуации, в которой мысль, идея глубоко переживаются всем детским коллективом. В этом случае надо только очень внимательно следить за тем, чтобы ни один ребенок не остался не затронутым возникшим порывом благородного чувства, побуждающим к действию. Чем больше цель привлекает человека своим нравственным благородством, тем сильнее проявляются чувства, сопровождающие его поступки. Раскрытие этой привлекательности, пробуждение нравственных и эстетических чувств и на их основе стремление к достижению цели — важная предпосылка педагогического мастерства в воспитании у учащегося также и волевых качеств. Надо только, чтобы, объясняя ученикам смысл соответствующей деятельности, воспитатель создавал у них представление о том, что их усилия, направленные на преодоление трудностей, — это часть увлекательнейшей борьбы за утверждение своего личного достоинства, особенно если в этой деятельности раскрываются мотивы долга перед обществом, борьбы за утверждение коммунистических отношений между людьми. Подростки, а тем более юноши и девушки стремятся закалять свою волю серьезными, как они говорят, делами: сама природа юности требует, чтобы перед воспитанниками возникали трудности, которые выходят за рамки учения. Для волевой закалки необходимо вовлекать подростков, юношей и девушек в труд, имеющий большое общественное значение, играющий определенную роль в создании и укреплении материально-технической базы советского общества. Мы считаем исключительно важным моментом формирования сознательности учащихся» воспитания гражданственности то, чтобы в эмоциональной оценке труда, выполняемого коллективом, ярко выступала общественная, гражданская направленность. Наибольшей воспитывающей силой обладает тот труд, в котором подросток, юноша чувствует себя гражданином и борцом. Когда западногерманские фирмы отказались поставлять Советскому Союзу трубы для газопровода, советский народ со всей решительностью заявил: мы сами сделаем трубы на своих заводах. Наши юноши и девушки на комсомольском собрании приняли решение: соберем металла на пятьдесят тонн труб. Этот труд переживался как выполнение гражданского долга за честь и достоинство нашей Родины. Нравственная значительность цели возвышает труд, ученики видят в нем проверку, испытание, утверждение своих волевых сил. При этом очень важно найти для каждого ребенка ту степень физического, интеллектуального и волевого напряжения, которая обеспечит ему достижение цели, даст возможность пережить радость успеха, но не исчерпает всех его духовных сил, не позволит ему окончательно выдохнуться. Если воспитатель не сумеет правильно рассчитать силы ребенка, тот или не находит труда для испытания своей воли, или же непосильный труд приводит к физическому и духовному его истощению — и в том и в другом случае он отступает перед трудностями. Соблюдение этого правила в использовании волевого фактора в учении и в общественно полезном труде — очень важное условие единства воспитания и самовоспитания. Мы внимательно следим за тем, в какой мере волевое напряжение ребенка соответствует его внутренним духовным силам. Умение внести в труд учащихся волевое начало весьма немаловажная черта педагогического мастерства. Каждый наш воспитатель тщательно изучает индивидуальные силы детей и в дальнейшем внимательно следит, чтобы воспитанник, выполняя ту или иную работу, требующую от него напряжения физических и умственных сил, не только добивался цели, но и переживал в связи с этим моральное удовлетворение. Не допускать разочарования ребенка в учебном труде, научить его как можно меньше тратить свои силы впустую — это исключительно важное условие воспитания у ученика привычки заставлять себя. Важную воспитательную задачу мы видим в формировании у учащихся полезных и в предотвращении вредных привычек. Полезные привычки охватывают прежде всего сферу труда, взаимоотношений в коллективе. Формирование полезных привычек мы связываем с воспитанием чувств и вообще с эмоциональной жизнью ребенка. Мы так организуем жизнь и труд детей, чтобы деятельность, нужная для утверждения полезных привычек» вызывала и углубляла в них жизнерадостные, светлые чувства, оставляла след в душе как что-то приятное. Эмоционально-эстетическое побуждение делает повторяющийся изо дня в день труд духовной потребностью. И только при условии, когда человек чувствует, переживает эту потребность, его собственные волевые силы становятся источником самовоспитания — важнейшего фактора закрепления полезных привычек. Чем больше повседневная трудовая деятельность учеников превращается у них в привычку, тем шире перспективы для дальнейшего их нравственного развития для формирования у них новых моральных качеств, выработки новых интересов, запросов, потребностей. В таких условиях перед воспитателем открываются безграничные возможности для раскрытия в каждом из подопечных его индивидуальной одаренности, его призвания. Таковы педагогические убеждения нашего коллектива. Они сформировались и утвердились в процессе общего целеустремленного, творческого труда. Благодаря единым педагогическим убеждениям мы уверенно добиваемся цели. Эта цель — возможно полнее раскрыть способности каждого вступающего в жизнь юноши, каждой девушки. Стремление развить способности и таланты всех без исключения детей, пришедших к нам в школу, красной нитью пронизывает всю нашу учебно-воспитательную работу. На первом месте стоит формирование нравственной и гражданской зрелости. ' Многолетний опыт убедил наш коллектив, что способности, дарования, человеческая личность расцветают лишь на фоне идейно-политической, гражданской зрелости. Если у человека проч«ная гражданская позиция, ему будет доступно творчество. Мы стремимся дать правильное направление развитию человеческой индивидуальности, так строить учебную и воспитательную работу, чтобы ни один наш воспитанник не чувствовал себя неспособным. Например, у юноши имеются весьма посредственные способности к творческому мышлению, но у него могут быть незаурядные способности к какому-нибудь виду трудовой деятельности, их только надо развивать. И мы добиваемся того, что он достигает мастерства, совершенства: один — в растениеводстве, другой — в техническом творчестве, третий — в строительном деле, четвертый — в уходе за животными. Целеустремленность воспитания в том и заключается, чтобы дать человеку познать счастье труда и сегодня и в будущем. В своей работе мы придерживаемся правила не допускать, чтобы даже один день школьного учения оставался без успеха, без результата. С учениками, которым знания даются с трудом, мы ведем кропотливую индивидуальную работу. Развивая индивидуальные наклонности этих учеников, мы добиваемся, чтобы каждый из них достиг успеха если не в учении, то в труде^ Этот успех становится моральной поддержкой, воодушевляющей ученика на преодоление трудностей в учении. Как правило, у нас нет второгодников; на второй год оставляются только отдельные дети, проболевшие длительное время. Приводим данные об успеваемости за последние 12 лет. Эти цифры вновь и вновь напоминают нам о том, что среди факторов, обеспечивающих повышение качества школьной подготовки подрастающего поколения, на первом месте стоит забота о здоровье детей. Осуществляя учебно-воспитательную работу в тесной связи с жизнью, с практикой, мы стремимся к тому, чтобы в воспитательный процесс проникали самые передовые явления общественной жизни. Каждый наш воспитанник на своем личном опыте убеждается, что духовный, культурный рост возможен лишь при наличии творческого труда большой общественной значимости и что труд становится интересным, увлекательным только тогда, когда он озарен гражданским чувством, разумом и творческим замыслом. Мы стараемся поэтому сделать многогранным общие интересы, объединяющие детей в коллектив: это и интересный замысел творческого труда, и увлекательная книга, и социальная нравственная эстетическая проблема, волнующая общество и поэтому взволновавшая детей, и досуг, путешествие, туристический поход, игры и т. д. Устремленность общества к превращению науки в непосредственную производительную силу мы стремимся возможно более ярко отразить в воспитательной работе. Сельскохозяйственный труд учащихся у нас насыщен экспериментированием, исследованиями. Творческая мысль ребят в технических кружках направлена на то, чтобы ручной труд заменить механизмом. Юные химики озабочены проблемой повышения плодородия почвы химическими средствами. Единство физического труда и научной мысли — это один из главных источников самовоспитания в процессе труда. Связь школы с жизнью мы осуществляем также, формируя в сознании наших воспитанников моральное убеждение, что главный источник материального благополучия и полноты духовной жизни — это труд рабочих и крестьян, тех, кто производит металл и уголь, нефть и машины, электроэнергию и удобрения, хлеб и мясо; труд — основа человеческого счастья. Вся наша система нравственного и трудового воспитания направлена на то, чтобы утвердить в сознании нашего воспитанника, вступающего на путь самостоятельной трудовой жизни, стремление создавать материальные блага и ценности для возможно более широкого круга членов общества. С раннего детства наши воспитанники получают удовлетворение от того, что они что-то дают обществу, людям, приучаясь видеть в этом моральное оправдание получения ими всяческих благ от старших поколений. В творческом труде нашего педагогического коллектива большую роль играет убеждение в том, что без самовоспитания нет подлинного воспитания. Ученический коллектив мы рассматриваем как самостоятельную, активную воспитательную силу, а педагогическое руководство этой силой видим в том, чтобы, анализируя окружающую обстановку находить в ней реальные возможности для активного участия в жизни общества. Формирование и развитие общественного самосознания коллектива, воспитание чувства коллективной ответственности перед обществом— основа самодеятельности и самостоятельности. Недопустимы организация ради организации, подчинение ради подчинения, руководство ради руководства. Так, например, никакого коллектива и никакой самодеятельности не будет, если воспитанников не воодушевляет единая мысль, если они не чувствуют, что их труд — это частица труда народа, что их идеалы — это идеалы народа. Педагогическое руководство ученической самодеятельностью заключается также в том, чтобы использовать многочисленные возможности, которые предоставляет жизнь, для самых разнообразных духовных связей между воспитанниками, чтобы в едином общешкольном коллективе было много коллективов, в основе которых лежит общность интересов, деятельности, замыслов, увлечений. Этот вопрос имеет первостепенную важность для развития индивидуальности каждого воспитанника. Каждый человек имеет свои духовные запросы и интересы, и нет такого универсального коллектива, в котором все они могли бы найти полное удовлетворение. Удовлетворить их можно лишь при том условии, когда духовная жизнь каждого воспитанника проходит в нескольких коллективах, причем каждый из них имеет свои специфические цели и сферу деятельности. В одном коллективе удовлетворяются интересы, связанные с интеллектуальным развитием; в другом воспитанник развивает эстетические наклонности; в третьем его объединяет с товарищами общность творческого труда; четвертый коллектив создается самими школьниками для организации досуга и т. д. Одни коллективы существуют в школе, другие — по месту жительства учеников; одни объединяют учащихся различных возрастных групп, в другие входят школьники одного возраста. Многогранность коллективистских связей обеспечивает подлинную самодеятельность. Но есть ничем не заменимая воспитательная сила — единый коллектив, являющийся школой гражданского, идейно-политического воспитания. Это комсомольский и пионерский коллектив. Мы считаем первой из первых воспитательных задач то, чтобы школьник в пионерском и комсомольском коллективе, во-первых, познавал разумом и сердцем свой гражданский долг перед Родиной; во-вторых, практически учился, овладевал гражданскими обязанностями; в-третьих, познавал великую науку непримиримости к социальному злу, которое еще живет на нашей планете, — империализму, человеконенавистнической идеологии американского «образа жизни».
|