Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 27. Фольклорные мотивы в лирике Есенина национальный характер его поэзии
«Поэт может писать только о том, с чем он органически связан». Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Он называл себя «поэтом золотой бревенчатой избы». Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина. Сама тема стихов Есенина предполагала это. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи: За ровной гладью вздрогнувшее небо Или: Воробушки игривые, Часто Есенин использовал фольклорные выражения: «ковер шелковый», «кучерявая голова», «девица-краса» и т. д. Сюжеты стихотворений Есенина тоже сходны с народными: несчастная любовь, гадание, религиозные обряды («Пасхальный благовест», «Поминки»), исторические события («Марфа Посадница»). Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Но в народных произведениях чувствуется искренняя вера, а Есенин смотрит на себя со стороны, т. е. пишет о том, что уже было когда-то и чего нет теперь: «Сам себе казался я таким же кленом». Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека: Не нашлось мое колечко. Многие стихотворения Есенина схожи с фольклором и по форме. Это стихотворения-песни: «Хороша была Танюша», «Заиграй, сыграй, тальяночка...» и т. д. Для таких стихотворений характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из фольклора: То не зори в струях озера свой выткали узор, Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор. Иногда стихотворение начинается, как сказка: На краю деревни Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, гамаюн, свей и др. Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы. Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны. Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному: Вечером синим, вечером лунным Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь». Красный — цвет любви, страсти: О, верю, верю, счастье есть! Таким образом, можно сказать, что Есенин использовал многие особенности фольклора, который для поэта являлся осознанным художественным методом. Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, конечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы современности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний. Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали». Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предстают у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравнивает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюбленным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии. Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы христианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
Пойду в скуфейке, светлый инок, Степной тропой к монастырям.
Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:
С улыбкой радостного счастья Иду в другие берега, Вкусив бесплотного причастья Молясь на копны и стога.
Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Если и появляется в его стихотворении Господь, то чаще всего как метафора к какому-либо явлению природы («Схимник-ветер шагом осторожным/ Мнет листву по выступам дорожным, / И целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу») или в образе простого мужика: Шел Господь пытать людей в любови. Выходил он нищим на кулижку, Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь». Если его герои и молятся Богу, то просьбы их вполне конкретны и носят подчеркнуто земной характер: Еще молимся, братья, о вере, Чтобы Бог нам поля оросил. А вот — чисто языческие образы:
Отелившееся небо Лижет красного телка. Это — метафора урожая, хлеба, которые обожествляются поэтом. Мир Есенина — это деревня, человеческое призвание — крестьянский труд. Пантеон крестьянина — мать-земля, корова, урожай. Еще современник Есенина, поэт и писатель В. Ходасевич, говорил о том, что христианство Есенина — «не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному приему». Обращаясь к фольклору, Есенин понимает, что уход от природы, от своих корней — трагичен. Он как подлинно русский поэт верит в свою пророческую миссию, в то, что его «вскормленные резедой и мятой» стихи помогут современному человеку вернуться в Царство идеала, которым для Есенина выступает «мужицкий рай».
|