![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кино Дании
Киноискусство Дании можно сравнить с метеором, ярко сверкнувшим на короткий момент и столь же быстро исчезнувшим. Всего около 15 лет продолжалась активная деятельность датских киностудий, после чего наступил период забвения и торговая марка крупнейшей кинофирмы «Нордиск» (белый медведь, стоящий на земном шаре) все реже и реже стала появляться на экранах европейских кинотеатров. Упадок датского кино объяснялся рядом причин как творческого, так и экономического порядка, но в момент, когда со всей остротой встал вопрос - быть или не быть датской кинематографии, - экономический фактор сыграл свою решающую и трагическую роль. В конце XIX и начале XX веков, когда появился на свет кинематограф, К 1910 г. характер продукции фирмы «Нордиск» четко определился. С одной стороны, усиленно экранизировались модные произведения декадентской драматургии, с другой - появлялись фильмы, поставленные по бульварной литературе и материалам скандальной газетной хроники. Тактика, избранная Ольсеном, привлекала в залы кинотеатров самую широкую аудиторию - от буржуазной интеллигенции до городского мещанства. В 1910 г. в «Нордиске» появился актер Вальдемар Псиландер, который вскоре стал самым популярным героем-любовником. Фирма «Нордиск» сделала еще одно ценное приобретение. На ее студии начала работать Аста Нильсен. К моменту своего появления на экране она уже завоевала популярность у театральной публики Копенгагена и считалась талантливой драматической актрисой. Спекулятивный характер датского кинопроизводства ни у кого не вызывал сомнений. При наличии в стране всего 150 кинотеатров не приходилось и мечтать о том, чтобы окупить на внутреннем рынке стоимость постановок сотен художественных фильмов, изготовляемых в Дании ежегодно. Поэтому датские кинофирмы выпускали главным образом продукцию космо-политического характера. Иностранным прокатчикам не составляло труда подобрать из датских фильмов программу, отвечающую вкусам любой аудитории. К их услугам были все жанры: драмы, комедии, детективы и фарсы. В датских фильмах трудно было установить, в какой стране происходит действие. Чаще всего это были вымышленные государства. Национальные датские черты старательно затушевывались. Большинство фильмов создавалось на современном материале. Преступление и адюльтер занимали главное место в тематике. Таинственные притоны наркоманов, игорные дома, великосветские балы и богатые загородные виллы служили местом действия. Взвинченные чувства, разгул страстей, катастрофы, убийства и самоубийства, безумные объятия и страстные поцелуи нарастали в датских фильмах с каждым годом во все большей прогрессии. В 1913 г. на экраны вышел фильм Глюкштадта «Остров мертвых». Название фильма было подсказано одноименной картиной швейцарского художника-символиста Беклина, творчество которого было особо популярно в Германии. В основу сценария была положена поэма Полле Розенкранца. Действие фильма происходило в вымышленной стране Корсации. Последний отпрыск древнего рода князь Уго построил в своем имении виллу - точную копию той, которая была изображена на картине Беклина. На этой вилле князь со своими друзьями устраивал пьяные оргии и предавался любовным утехам. Дочь сторожа на «Острове мертвых» - Флора, давно влюбленная в князя, бесполезно пыталась вернуть его на путь истинный. После трагического случая, происшедшего в жизни князя, он убеждается в бескорыстной любви Флоры, женится на ней и порывает со своими беспутными друзьями. В первые годы войны крупнейшие берлинские кинофирмы «Месстер», «Декла» и «Унион» сумели договориться с руководством «Нордиска» о том, чтобы сбывать свою продукцию под ее маркой. Конечно, такая маскировка была достаточно прозрачной, так как не составляло большого труда по составу актеров, снимавшихся в том или ином фильме, определить, в какой стране он сделан. Чтобы обойти это препятствие, немецкие фирмы стали приглашать в Берлин для участия К началу 1917 г. с экранов почти совершенно исчезли фильмы, показывающие беспечную жизнь богачей, утопающих в роскоши и довольстве. Образы спекулянтов, наживающихся на войне, вызывали гневный протест в народе. Этот ропот и негодование не могли пройти мимо внимания кинодеятелей. На экранах появились фильмы, учитывающие новые настроения зрителей. Одним из таких фильмов был «Судный день», поставленный режиссером Тесные связи, установившиеся в годы войны между датской и немецкой кинематографией, не могли пройти безнаказанно. Еще в середине войны Франция, Англия и Россия запретили ввоз датских фильмов. Это самым тяжелым образом отразилось на положении датской кинопромышленности. В довершение ко всему немецкое кинопроизводство за годы войны настолько выросло, что не только полностью удовлетворяло потребности внутреннего рынка, но еще нуждалось в новых рынках сбыта. Создание в 1917 г. фирмы УФА поставило под прямую угрозу существование датского кинопроизводства. Первой жертвой немецких монополистов оказалась старейшая датская фирма «Нордиск». Немецкий банк предложил О. Ольсену крупную сумму в 8 миллионов золотых марок за контрольный пакет акций его фирмы. О. Ольсен, взвесив все обстоятельства, возникшие с потерей международного рынка, и печальные перспективы конкуренции с Голливудом после окончания войны, согласился на предложение немецкого банка. Таким образом, УФА получила открытый доступ на датский рынок. Это фактически и было началом конца датского кинопроизводства. Но было бы неверно думать, что только немецкие банкиры уничтожили киноискусство Дании. Его упадок был предрешен той тяжелой, но скрытой болезнью, которая давно уже подтачивала силы датского кино. В погоне за прибылью датские кинофабриканты потеряли связь со своим народом, с национальными традициями своей страны.
|