Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закат немого шведского кино
В 1919 г. произошло объединение двух шведских кинофирм, прежде существовавших раздельно. Небольшая «Скандия» слилась с «Свенска био». Новая организация стала именоваться «Свенска фильм индустри». Этой фирме была оказана финансовая поддержка крупнейшим шведским капиталистом Иваром Крейгером. Его слово стало решающим во многих творческих вопросах. Магнуссон потерял прежнюю свободу действий. С приходом нового руководства усилились коммерческие настроения. Дана была установка: равняться на международный рынок и увеличить выпуск фильмов. После отъезда Шестрома и Стиллера внешне на студии «Розунда» ничего не изменилось. В 1924 г. было выпущено 20 игровых фильмов, но их художественные достоинства оставляли желать лучшего. Место Шестрома и Стиллера заняли их ученики - Йон Бруниус и Иван Хедквист. Первый из них дебютировал еще в 1919 г. Его фильмы - «Кот в сапогах» - волшебная сказка по мотивам П. Розенкранца, и «Сюнневе Сульбаккен» по В 1921 г. Б. Кристенсен закончил свой первый и единственный шведский фильм «Ведьмы». Недоразумение с постановкой этого фильма охладило отношения между Кристенсеном и Магнуссоном. Получив приглашение от фирмы УФА, Кристенсен уехал в Берлин, а оттуда в Голливуд. Карл Теодор Дрейер приехал в Швецию в 1920 г. для постановки фильма, в основу которого была положена повесть писателя Кристофера Янсена «Вдова пастора». Герой фильма - молодой священник, для того чтобы получить приход, должен жениться на вдове последнего пастора, которая уже пережила трех мужей. Перспектива такого брака меньше всего устраивала священника, так как он мечтал о браке с любимой девушкой. К счастью для молодых людей, старуха вовремя умирает, и все благополучно завершается свадьбой священника и девушки. Этот довольно заурядный бытовой сюжет не представлял особого интереса. Единственно, что обращало на себя внимание в этой постановке К. Дрейера, - это игра семидесятилетней театральной актрисы Хильдур Кальберг в роли вдовы. По настоянию режиссера она снималась совершенно без грима, и благодаря этому ее лицо производило сильное впечатление своей естественностью. Возможно, что уже тогда К. Дрейер начал свои поиски в области выразительных средств киноискусства, которые потом нашли свое завершение в его фильме «Страсти По неизвестным причинам К.Т. Дрейер не пожелал работать в Швеции и уехал вслед за Упадок шведского кино объясняется рядом причин как экономического, так и творческого порядка. Незначительный внутренний кинорынок не мог возместить и половины средств, затраченных на постановку каждого фильма. Лишь в годы войны, когда шведские фильмы находили сбыт во многих странах Европы и даже попадали на рынок Латинской Америки, производство фильмов вполне оправдывало себя. Национальное своеобразие шведских фильмов привлекало к ним внимание критики и публики. Но, как только закончилась война, положение резко изменилось. Возросшая активность кинопроизводства в Германии, появление во Франции целой группы молодых кинематографистов, а главное - огромное количество фильмов, поступающих из Америки, в течение короткого времени подорвали основы шведского кинопроизводства. Дело даже не в том, что из Швеции уехали все крупнейшие творческие работники. Если бы они остались в стране, положение вряд ли существенно изменилось. Шведское кино могло плодотворно развиваться только в том случае, если бы его руководители обратились к отражению актуальных проблем в жизни своего народа, к постановке фильмов, сюжеты которых волновали бы в равной степени, как их создателей, так и зрителей. Но в условиях небольшой капиталистической страны, где кинопроизводство не могло ограничиться рамками внутреннего рынка, сделать что-либо подобное было очень трудно. К. Магнуссон, наблюдая агонию шведского киноискусства и оценив сложившуюся ситуацию, в 1928 г. ушел с поста руководителя «Свенска фильм индустри». Это был завершающий акт своеобразной трагедии шведского немого кино. После этого началась печальная пора забвения.
|