Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ фильма «Гражданин Кейн» О. Уэллса.
«Гражданин Кейн» — американский фильм-биография 1941 года, который на протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждает в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов». Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Рэндольф Хёрст. Кейн делает карьеру благодаря идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения потребностей собственного эго. Полностью построенное на принципе флешбеков действие фильма разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «rosebud» («розовый бутон»). «Гражданин Кейн» — первый полнометражный фильм Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. Финансировала съёмки кинокомпания «РКО Радио Пикчерс» («RKO Radio Pictures»).
Сюжет: Медиамагнат Чарльз Фостер Кейн (Орсон Уэллс) умирает в своём доме, выронив перед смертью из рук стеклянный шар и еле внятно произнеся только одно слово: «rosebud» («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в виде некролога жизнь Кейна. В частности становится известно, что его называли коммунистом и фашистом, что он был замешан в двух войнах, в конце жизни парализован, построил замок Ксанаду, был дважды женат, и неудачно баллотировался в губернаторы.Журналист Томпсон (Уильям Олланд) получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово — так начинается странствие корреспондента по местам и встречи с людьми, которые когда-либо знали Кейна. Первый человек — Сьюзен Александер (Дороти Комингор), вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем спецкор знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера (Джордж Кулурис) в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбеке зритель узнаёт о случае из детства Кейна, когда он был отдан на воспитание Тэтчеру, после того, как неожиданно стал богат. Это первый фильм, в котором флешбек становится основным приемом повествования. Последующие флешбеки демонстрируют начало карьеры Кейна в медиабизнесе: получив контроль над небольшой газетой, Чарльз начинает работать в стиле «жёлтой журналистики». Дальнейшая жизнь его хорошо документирована: Кейн женится на племяннице президента США и баллотируется на пост губернатора. Романтический скандал с Сьюзен Александер, тем не менее, кладёт конец как браку, так и политической карьере. Из этих жизненных историй постепенно предстаёт образ человека, который с ранней юности был вынужден вести жёсткую борьбу за успех в условиях беспощадной конкуренции в мире бизнеса и политики. К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, Томпсон так и не разрешил загадку «розового бутона». Но в последний момент камера демонстрирует зрителю рабочих, сжигающих не представляющие ценности вещи Кейна, в том числе детские санки с надписью «Розовый бутон». Зритель получает подсказку о том, чем может быть для Кейна «Розовый бутон». Для Томпсона и остальных героев, тем не менее, это так и остаётся загадкой.
Фильм заканчивается тем же планом, которым и начинался: монограмма «К» на заборе вокруг Ксанаду и знак «Проход запрещён». В финале мы видим образ Кейна «размноженным» в многочисленных зеркалах его собственного дворца. Его «я» теряется в сооруженном им самим зазеркалье. А после смерти — огромный город из собранных статуй и их упаковки (которая при первом приближении действительно похожи на небоскребы какого-то даунтауна) превращается в факультет ненужных вещей. Хотя и ценой в миллионы баксов. Розовый бутон — произносит гражданин Кейн на смертном одре, сжимая в руках прозрачный шарик с макетом домика своего детства. «Розовый бутон» — горит в огне вместе с ненужным хламом надпись на сохранившихся детских санках главного героя. В течение всего фильма мы собираем пазл вместе с репортером, изучающим жизнь Кейна, и ищем недостающую ее часть. Герой фильма находит ее слишком поздно. Свой розовый бутон он потерял и так и не смог купить… Последний кадр, был такой же, как и начальный: монограмма «К» на заборе возле особняка Кейна и надпись «Посторонним вход запрещён». Тем самым, режиссёр даёт понять, что даже несмотря на наше мимолётное вторжение в цепь событий жизни главного героя, нам никогда не удастся понять, кем он был на самом деле. И тайна «розового бутона» ушла вместе с Кейном в могилу.
|