Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Кафедра теории и методики дошкольного образования
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Курсовая работа Тема: « Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Выполнила: Студентка 3(4, 5) курса заочного отделения Профиль «Дошкольное образование» Гаева Анна Павловна Проверила: кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМДО Москвина Инна Викторовна
Шадринск 2015г. СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3 Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………….6 1.1. Историко-логический анализ нравственного воспитания детей…….6 1.2. Нравственное воспитание, его механизм и задачи …………………..11 1.3. Виды и формы нравственного воспитания дошкольников………….18 1.4. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников……...22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….33
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития. Он не имеет проблем в общении с окружающими, гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Дошкольный возраст является важным периодом для формирования нравственных качеств у детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При достаточно правильном нравственном воспитании детей дошкольного возраста можно будет в будущем избежать множества проблем, в частности, связанных с приобретением ребенком вредных привычек и отрицательного опыта при общении с окружающими. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития. Поэтому в воспитательно-образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных качеств. В настоящее время нравственное воспитание детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой. Воспитанию нравственных чувств в истории русской и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Фундаментальными исследованиями также являются труды В.А. Горбачевой, Е.Ю. Демуровой, С.А. Козловой, В.А. Котырло, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, Т.А. Репиной, Э.К. Сусловой и других. В рамках данной работы мы определили: Объект исследования: нравственного воспитания. Предмет исследования: проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучение задач, средств, методов и форм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи исследовании: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме нравственное воспитанию детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть содержание понятия «нравственное воспитание». 3. Рассмотреть механизм и задачи нравственного воспитания. 4. Перечислить классификации видов и форм нравственного воспитания. Структура исследования -данная работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1Историко-логический анализ нравственного воспитания детей. С давних времен вопросы о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике учеными, философами, педагогами. К самым первым упоминание можно отнести Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример. Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Я. А. Каменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». [16, с.56] Джон Локк (1632-1704) в своей работе «Мысли о воспитании» (1692) рассматривал цель и задачи воспитания в широком социально-философском контексте взаимодействия личности и общества, выдвигая на первое место становление гражданина, способного реализовать нравственные идеалы. Таким образом, в вопросе взаимодействия личности и общества Локк придавал приоритетное значение индивидуальному началу, которое должно быть связано с общественными интересами. Отрицая наличие врожденных идей и норм морали, Локк выдвинул «естественный моральный закон», по которому основным регулятором поведения человека служит здравый смысл. Самоограничение и самодисциплина выступают как необходимые условия разумного поведения человека. При этом нравственные нормы и правила становятся внутренними личностными качествами. Методику выработки у ребенка нравственного поведения Локк связывал с развитием его нравственного сознания, без которого, по его мнению, невозможно полноценное нравственное становление личности. Также он призывал педагогов, занимающихся воспитанием детей стремиться понять мотивы («могущественные стимулы души») поведения воспитанников. Жан-Жак Руссо (1712-1778) свои педагогические воззрения изложил в книге «Эмиль, или о воспитании» (1762). «Эмиль, или о воспитании» - это одновременно и художественное, и философское, и педагогическое произведение. Руссо считал человеческую природу идеальной, а воздействие общества на нее разрушительным. Поэтому основной функцией начального воспитания Руссо видел формирование на основе развития нравственного начала иммунитета против деструктивного социального влияния. Такое воспитание должно протекать в естественной природной среде и осуществляться свободно, без всякого принуждения. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) описал основы своей педагогической концепции в работе «Лингард и Гертруда». Ведущей идеей этой концепции была идея природосообразности воспитания и обучения. Песталоцци считал, что главное - это гармоническое развитие всех способностей человека и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным, то есть направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности. Такая классификация приводила к выделению трех основных направлений воспитания: умственного, физического и нравственного, единство которых должно составлять основу воспитательного процесса. Разрабатывая положение о взаимосвязи развития и воспитания, Песталоцци признавал решающую роль целесообразно организуемого воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Особо Песталоцци подчеркивал важность того, чтобы усвоение ребенком знаний не было оторвано от умения их применять, то есть основу саморазвития личности Песталоцци видел во взаимодействии с адекватным и эффективным применением получаемых знаний. Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность». [7, с.112] Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [17, с.126] Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Л.С. Выгодский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. С проблемой формирования нравственности личности связаны работы группы российских и белорусских ученых второй половины XX – начала XXI вв., раскрывающих различные аспекты нравственного воспитания подрастающих поколений. Значительный вклад в осмысление сущности нравственного воспитания, внесли российские педагоги М.Н.Аплетаев, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, Н.И.Болдырев, З.И.Васильева, Л.А.Высотина, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, В.Е.Гурин, А.И.Дулов, И.А.Каиров, О.Д.Калинина, Л.И.Катаева, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, В.И.Петрова, С.М.Ривес, Н.М.Трафимова и другие. Белорусские ученые нашли новые подходы к разработке теоретических основ нравственного воспитания и их преломлению в практической деятельности учителей. Так, в работах Д.И.Водзинского, К.В.Гавриловец, А.А.Гримотя, И.И.Казимирской, А.И.Кочетова, Н.К.Степаненкова, А.П.Сманцера, И.Ф.Харламова, В.Т.Чепикова, Н.К.Чернышенко и других ученых разрабатывались методологические и теоретические основы нравственного воспитания школьников. Отдельные аспекты нравственного формирования личности в учебно-воспитательной деятельности изучались З.В.Артеменко, В.П.Горленко, Ж.И.Завадской, О.Л.Жук, Ф.В.Кадолом, А.А.Лытко, Р.С. Пионовой, И.И.Рыдановой и другими исследователями. Значительный интерес представляют работы А.Н.Березовина, Л.А.Байко, К.В.Вербовой, Г.В.Гатальской, Л.Н.Дрозда, И.Ф.Иващенко, И.Я.Коломинского, В.В.Чечета, А.А.Шабеко, М.И.Шиловой, А.Т.Шингирей, П.П.Шоцкого и других. В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество нуждается в нравственной воспитанности каждого человека. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.
1.2.Нравственное воспитание, его механизм и задачи. Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как (moralis– мораль). «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]. Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[25.c. 29] Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. В дошкольной педагогике нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон развития ребенка. Именно в процессе нравственного воспитания у детей формируются положительные качества. Для формирования любого нравственного качества очень важно, чтобы оно проходило осознанно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для ребенка очень важно чтобы он знал, и понимал значение, и важность того или иного качества, чтобы в нужный момент использовать с уверенностью то, или иное качество. Рассмотрим сам механизм нравственного становления личности. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. В первую группу задач нравственного воспитания входят: 1. задачи формирования механизма нравственного воспитания: -представлений, -нравственных чувств, -нравственных привычек и норм, -практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. 2. формирование у ребенка нравственных качеств, соответствующих требованиям общества: - воспитание гуманных чувств и отношений; - формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости; - воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться; - воспитание коллективизма. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Рассмотрим группы задач для каждой возрастной категории. Первая младшая группа (от двух до трех лет) Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Продолжать учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение к родителям. Приучать детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят. Формировать бережное отношение к природе. Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь. Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами. Постепенно формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя. Сообщать им разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, умеешь рисовать, танцевать, знаешь вежливые слова). Продолжать формировать интерес и любовь к природе. Средняя группа (от четырех до пяти лет) Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, рассказывая о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; пробуждать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место. Воспитывать бережное отношение к животным, птицам. Старшая группа (от пяти до шести лет) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать у детей такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек в игру, на танец и т. д. Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д. Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других). Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. Продолжать воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов. Формировать бережное отношение к природе. Смысловое наполнение на протяжении многих столетий не изменилось. Они действительно передают все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.
1.3.Виды и формы нравственного воспитания дошкольников. Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Прежде всего он состоит в целенаправленном воздействии на разум, чувства, волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения. Воспитание происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Вступая в самые различные отношения с другими людьми, подражая им вольно или невольно или, наоборот, отвергая их привычки, установки индивид тем самым формирует в себе определенные нравственные качества. Как это происходит зависит от случайных факторов. Индивид, чаще всего, не является пассивным объектом воздействия, он пытается делать отбор внешних воздействий. Каждый человек в той или иной мере занимается и самовоспитанием. И оно идет непрерывно, ведь каждый взрослый или ребенок постоянно что-то одобряет, а что-то осуждает и в своем, и в чужом поведении, размышляет о своей судьбе и судьбах окружающих и т. д. Всё это оставляет свой след в нравственном сознании человека, сказываются на его поведении. Конечно, уровень самовоспитания у различных людей неодинаков. Демокрит писал: " Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд". И конечно, не только стыд, но и сознание долга, ответственности, чести и достоинства и многое другое. Нравственные отношения не существуют в чистом виде, а вплетены в различные виды деятельности, в различные виды воспитания - трудовое, правовое, политическое, религиозное. Нравственное воспитание включает: -формирование у младших подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; -ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; - превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; -формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Формы нравственного воспитания бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение и т.д.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стремление к самовоспитанию. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Виды воспитания: 1. по объекту воспитания: - экономическое, - гражданское, - интеллектуальное, - интернациональное, - правовое, - прогностическое, - духовно-нравственное, - эстетическое, - патриотическое. 2. по содержанию: - трудовое, - умственное, - физическое. 3. по формам: - воспитание в специальных учебных заведениях: · школьное - семейное, · конфессиональное, · внешкольное - по месту жительства. 4. по отношению воспитателя к воспитаннику: - демократическое, - свободное, - авторитарное.
1.4.Средства и методы нравственного воспитания. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных методов и средств. Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. · Художественные средства(способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений; наиболее эффективны при формировании моральных представлений и воспитании чувств). Художественная литература Изобразительно искусство Музыка Кино Диафильмы Видеофильмы и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. · Природа(вызывает гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи; способствует формированию у ребенка уверенности в себе). Растения Животные и др. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч). · Собственная деятельность детей(необходима при воспитании практики нравственного поведения; общение выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений). Игра Труд Учение Художественная деятельность Общение Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. · Окружающая ребенка обстановка Доброжелательность Любовь Гуманность Жестокость Безнравственность и др. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Также важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек. Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами. Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике). Приведем примеры некоторых из них. Исследователь: Лихачев Б.Т Основание для классификации: логика целостного педагогического процесса и логика его организации при решении задач нравственного воспитания. Методы: Метод организации и самоорганизации воспитательного коллектива: Коллективная перспектива Коллективная игра Соревнование Единые требования Методы доверительного взаимодействия: Метод уважения Педагогическое требование Убеждение Обсуждение Конфликтная ситуация Методы воздействия: Разъяснение Снятие напряжения Актуализация мечты Обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку Исследователь: Нечаева В.Г. Основание для классификации: построена на активизации механизма нравственного воспитания. Методы: Метод организации практического опыта общественного поведения: • Метод приучения • Показ действия • Пример взрослых или других детей • Метод организации деятельности Методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок: • Беседы • Чтение художественных произведений. • Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. Исследователь: Логинова В.И. Основание для классификации: построена на активизации механизма нравственного воспитания, но полнее, чем у Нечаевой В.Г. Методы: Методы формирования нравственного поведения: • Приучение • Упражнение • Руководство деятельностью Методы формирования нравственного сознания: • убеждения в форме разъяснения • внушение • беседа Методы стимулирования чувств и отношений: • пример • поощрения • наказания Как бы ни были хороши методы, эффективный результат они дают только при определенных условиях: Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации Метод воспитания следует применять тактично При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребёнка Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребёнка способам действия Методы применяются не изолированно, в комплексе, во взаимосвязи. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания. Предлагаемые классификации объединяет все методы в три группы: - методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации; - методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример; - методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, наказание, субъективно-прагматический. Разберем некоторые методы подробнее. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка. Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др. Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования: 1. Поощрять нужно своевременно и умело. 2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: " добрый", " вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков. 3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий. 4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей. 5. Поощрения нужно сочетать с требовательностью. 6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Наказание же нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии учёта возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельностью. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки. Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждение, что о поступке узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников. Требования к использованию наказаний: 1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок. 2. Наказание не является обязательным методом воспитания. 3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности. 4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену. 5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий. 6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка. 7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Или в качестве наказания используется угроза. Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым; - для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать; - метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат; - методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку; - при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества; - проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию - от выбранного метода следует отказаться; - применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальность и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимаем относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу. - преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. - методы применяются не изолированно, а в комплексе во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. [15, c71]. Как мы видим, в воспитании подрастающего поколения огромное значение имеют средства и методы воспитания нравственных качеств.
Заключение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному, общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей. В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы, механизмы и задачи воспитания нравственного воспитания дошкольников. Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо: - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса; - знание «механизмов» формирования нравственности; - планировать работу по формированию нравственных качеств, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться в соответствии с положительными мотивами. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения. Список используемых источников. 1. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». – МГУ им. М.В. Ломоносова. – https://www.psy.msu.ru/ 2. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 318 с. 3. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11 4. Белорусова, В.В. Методы воспитания / В.В.Белорусова // Педа- гогика: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. В.В.Белорусовой, И.Н.Ре- шетень. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1986. – Гл. 5. – С. 146-159. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание / Н.И.Болдырев // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. – М., 1966. – Т. 3. – С. 45. 7. Болдырев, Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения: доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Н.И.Болдырев. – М.: НИИ АПН РСФСР, 1966. – 179 с. 8. Верин-Галицкий Д.В. «О нравственном воспитании». Журнал «Социальная педагогика». Издательство «Народное образование». Москва. — 2012. — № 3. — С. 119-125 9. Высотина, Л.А. Система и процесс нравственного воспитания / Л.А.Высотина // Советсткая педагогика. – 1966. – № 11. – С. 28-36. 10. Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности. –https://www.7im.ru/13.php
11. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с. 12. Дулов, А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: автореф. дис.... д-ра пед. наук / А.И.Дулов. – Иркутск, 1973. – 60 с. 13. Исупова, Е. Ю. Проект духовно-нравственного воспитания детей «Наследие» / Е. Ю. Исупова // Дошкольник. - 2014. - №2. - С. 30-46. 14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Д.Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с 15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 416с. 16. Конникова, Т.Е. Методы нравственного воспитания / Т.Е.Конникова // Педагогика: Курс лекций / под общ. ред. Г.И.Щукиной, Е.Я.Голанта, К.Д.Радиной. – М., 1966. – С. 374-412. 17. Коротов, В.М. Некоторые вопросы нравственного воспитания / В.М.Коротов // Советская педагогика. – 1967. – № 9. – С. 80-86. 18. Куликовская, И. Воспитание основ духовно-нравственной культуры дошкольников / И. Куликовская // Детский сад от А до Я. - 2014. - №3. - С. 46-54 19. Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. — 2010. — № 2. — С. 68—87. 20. Маркушева, М. Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста / М. Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №3. - С. 20-23 21. Матюшевская, И. С. Патриотическое воспитание в детском саду / И. С. Матюшевская // Дошкольная педагогика. - 2012. - №4. - С. 32-34 23.Мельникова, Н. В. Психолого-педагогические механизмы внутренних нравственных устоев в развитии дошкольника / Н. В. Мельникова // Дошкольник. - 2014. - №4. - С. 17-24 24. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Дисс. … д-ра психол. наук. Курган, 2009. — 344 с. 25. Огородников, И.Т. К вопросу о методах нравственного воспитания / И.Т.Огородников, П.Н.Шимбирев // Советская педагогика. – 1946. – № 12. – С. 20-26. 26. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим- Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. 27. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-изд., - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с. 28. Пискарева, Е. Т. О духовно-нравственном воспитании дошкольников / Е. Т. Пискарева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №22. - С. 237-24с. 29. Потаповская, О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / О. М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2012. – Вып.3. - С. 43-67с. 30. Рогожкин, В.Т. О классификации методов нравственного воспитания / В.Т.Рогожкин // Советская педагогика. – 1971. – № 10. – С. 92с. 31. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф.Свадковский. – М.: Педагогика, 1977. – 144 с. 32. Семешко, Г.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Г. А. Семешко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012. - №1. - С. 310-315 с. 33. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 228 с. 34. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В.Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.
|