Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. Равель. Болеро






Простая двухчастная форма – музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период.

Различают две разновидности: безрепризную и репризную. Существует и двойная двухчастная форма.

Безрепризная форма: АВ

1 часть - период;

2 часть - развивающая музыка, пропорциональная 1-й, не имеет признаков. В конце полная совершенная каденция в главной тональности.

По тематизму простые двухчастные формы делятся на:

однотемные (развивающие), в которых оба раздела построены на одной теме. Такую форму принято обозначать как aa1;

двухтемные (контрастные), основанные на противопоставлении двух различных тем. Такую форму обозначают как ab.

Безрепризная простая двухчастная форма со схемой AB особенно не­посредственно определяема песенно-танцевальными прототипами, с соот­ношением частей наподобие запева и припева, танца и ритурнеля. В такой форме нередко образуется связанная с народными истоками масштабно-тематическая структура «пара периодичностей»:

Ритурнель (франц. ritournelle - итал. ritornello, от ritorno - возвращение) 1) инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел вокального произведения.2) Вступительный и заключительный отыгрыши в танце.3) В балете 17 - нач. 18 вв. инструментальное вступление к танцу; 4) Инстр. тема, служащая вступлением к песне или арии в итал. опере 17 в., в пассионах И. С. Баха и др..

1 ч. 2 ч.
а а b b

 

(«Пара периодичностей» может возникнуть в пределах и периода, и одного предложе­ния). Простая двухчастная форма указанного вида характерна для танцев (особенно вальсов) и рефренов рондо, в том числе проходящих в финалах классических сонат и симфоний. Пример рефрена с соотношением двух частей как «запев-припев» — рефрен рондо из финала 16 сонаты G-dur для ф.-п. Бетховена: каждая из двух частей имеет форму квадратного пе­риода повторного строения, общая масштабно-тематическая структура — «пара периодичностей» а а — b b:

Л. Бетховен. 16 соната, финал:

 

Соотношение «танец-ритурнель» имеют многочисленные вальсы и лендлеры Шуберта, половина вальсов Шопена (имеются в виду пер­вые части), некоторые его мазурки, как C-dur ор.24 №2, со структурой пары периодичностей. Вальсам Шопена присущи и различные точные повторения (иногда с октавным смещением):

  • повторение только ритур­неля, со стуктурой А ||: В: ||Вальс №6 Des-dur ор.64 №1;
  • повторение каждой части в отдельности ||: А: ||: В: ||Вальс №11 Ges-dur op.70 №1, Вальс №13 Des-dur ор.70 №3;
  • повторение целой двухчастной формы ||: А | В: ||Вальс №1 Es-dur ор. 18 №2

Между частями двухчастной безрепризной формы может быть соот­ношение темы и ее варианта. Яркий пример — тема «Болеро» Равеля, где 2-я часть сохраняет мелодическую целостность, несмотря на гармо­ническое развитие. Общая структура — с повторениями каждой из час­тей и отыгрышами малого барабана:

Приводим начала 1-й ч. (а) и 2-й ч. (б):

М. Равель. Болеро

Другие примеры 2-й ч. как мелодического варианта 1-й ч.:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал