Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
М. Равель. БолероСтр 1 из 4Следующая ⇒
Простая двухчастная форма – музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период. Различают две разновидности: безрепризную и репризную. Существует и двойная двухчастная форма. Безрепризная форма: АВ 1 часть - период; 2 часть - развивающая музыка, пропорциональная 1-й, не имеет признаков. В конце полная совершенная каденция в главной тональности. По тематизму простые двухчастные формы делятся на: однотемные (развивающие), в которых оба раздела построены на одной теме. Такую форму принято обозначать как aa1; двухтемные (контрастные), основанные на противопоставлении двух различных тем. Такую форму обозначают как ab. Безрепризная простая двухчастная форма со схемой AB особенно непосредственно определяема песенно-танцевальными прототипами, с соотношением частей наподобие запева и припева, танца и ритурнеля. В такой форме нередко образуется связанная с народными истоками масштабно-тематическая структура «пара периодичностей»: Ритурнель (франц. ritournelle - итал. ritornello, от ritorno - возвращение) 1) инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел вокального произведения.2) Вступительный и заключительный отыгрыши в танце.3) В балете 17 - нач. 18 вв. инструментальное вступление к танцу; 4) Инстр. тема, служащая вступлением к песне или арии в итал. опере 17 в., в пассионах И. С. Баха и др..
(«Пара периодичностей» может возникнуть в пределах и периода, и одного предложения). Простая двухчастная форма указанного вида характерна для танцев (особенно вальсов) и рефренов рондо, в том числе проходящих в финалах классических сонат и симфоний. Пример рефрена с соотношением двух частей как «запев-припев» — рефрен рондо из финала 16 сонаты G-dur для ф.-п. Бетховена: каждая из двух частей имеет форму квадратного периода повторного строения, общая масштабно-тематическая структура — «пара периодичностей» а а — b b: Л. Бетховен. 16 соната, финал:
Соотношение «танец-ритурнель» имеют многочисленные вальсы и лендлеры Шуберта, половина вальсов Шопена (имеются в виду первые части), некоторые его мазурки, как C-dur ор.24 №2, со структурой пары периодичностей. Вальсам Шопена присущи и различные точные повторения (иногда с октавным смещением):
Между частями двухчастной безрепризной формы может быть соотношение темы и ее варианта. Яркий пример — тема «Болеро» Равеля, где 2-я часть сохраняет мелодическую целостность, несмотря на гармоническое развитие. Общая структура — с повторениями каждой из частей и отыгрышами малого барабана: Приводим начала 1-й ч. (а) и 2-й ч. (б): М. Равель. Болеро Другие примеры 2-й ч. как мелодического варианта 1-й ч.:
|