Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Рахманинов. Прелюдия ор.23 №6






Репризная простая двухчастная форма имеет структуру а а | b а, с про­ведением в репризе одного предложения, иногда расширенного.

 

1 ч. 2 ч.
а а b a

Репризная форма:

1 часть - период;

2 часть - вторая часть пропорциональна первой, но делится на две части: её первая половина развивающая, а вторая - реприза, повторение 2-го предложения периода.

 

Помимо наличия функции репризы форма примечательна наличием функции середины (b) в так называемой «третьей четверти формы», представляющей собой «зону золотого сечения». Логическому объединению такой формы служит возникновение в ней масштабно-тематической структуры «дробление с за­мыканием» со схемой типа 4 4 | 2 2 4. («Дробление с замыканием» может составлять структуру и периода, и предложения).

Двухчастная репризная форма типична для венских классиков, у которых она входит как сос­тавная часть в более крупную форму, тема для вариаций, главная тема финалов сонат и симфоний, рефрен рондо, часть сложной трехчастной формы. Особенно показательна репризная двухчастная форма в качестве темы для вариаций:

Бетховен, финалы 3 и 9 симфоний, II ч. 7 симфо­нии — все со структурой дробления с замыканием квадратного строения (Л. Бетховен. Симфония №7, 2 ч.).

 

Репризная двухчастная форма в качестве самостоятельной формы приобре­тает множество индивидуальных черт.

Так, миниатюрнейшую форму имеет Прелюдия es-moll ор. 16 №4 Скрябина — из четырех 3-х тактов: 3 + 3 | 3 + 3.

 

Прелюдия gis-moll ор. 16 №2 Скрябина обладает некласси­ческим, поэмным динамическим профилем — от до в экспозиции к fff в репризном предложении.

 

Простую двухчастную форму с трансформи­рованной репризой и расположенной в ней кульминацией имеет Пре­людия 21 B-dur Op.-28-21 Шопена. А в скрябинской Прелюдии H-dur ор.37 №3 кода составляет ровно половину произведения (16 тт.) и включает еще одно, дополнительное проведение репризного предложения: а а | b а кода а. Приводим начало «а» и начало коды (б):


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал