![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С. Рахманинов. Прелюдия ор.23 №6
Репризная простая двухчастная форма имеет структуру а а | b а, с проведением в репризе одного предложения, иногда расширенного.
Репризная форма: 1 часть - период; 2 часть - вторая часть пропорциональна первой, но делится на две части: её первая половина развивающая, а вторая - реприза, повторение 2-го предложения периода.
Помимо наличия функции репризы форма примечательна наличием функции середины (b) в так называемой «третьей четверти формы», представляющей собой «зону золотого сечения». Логическому объединению такой формы служит возникновение в ней масштабно-тематической структуры «дробление с замыканием» со схемой типа 4 4 | 2 2 4. («Дробление с замыканием» может составлять структуру и периода, и предложения). Двухчастная репризная форма типична для венских классиков, у которых она входит как составная часть в более крупную форму, тема для вариаций, главная тема финалов сонат и симфоний, рефрен рондо, часть сложной трехчастной формы. Особенно показательна репризная двухчастная форма в качестве темы для вариаций: Бетховен, финалы 3 и 9 симфоний, II ч. 7 симфонии — все со структурой дробления с замыканием квадратного строения (Л. Бетховен. Симфония №7, 2 ч.).
Репризная двухчастная форма в качестве самостоятельной формы приобретает множество индивидуальных черт. Так, миниатюрнейшую форму имеет Прелюдия es-moll ор. 16 №4 Скрябина — из четырех 3-х тактов: 3 + 3 | 3 + 3.
Прелюдия gis-moll ор. 16 №2 Скрябина обладает неклассическим, поэмным динамическим профилем — от до в экспозиции к fff в репризном предложении.
Простую двухчастную форму с трансформированной репризой и расположенной в ней кульминацией имеет Прелюдия 21 B-dur Op.-28-21 Шопена. А в скрябинской Прелюдии H-dur ор.37 №3 кода составляет ровно половину произведения (16 тт.) и включает еще одно, дополнительное проведение репризного предложения: а а | b а кода а. Приводим начало «а» и начало коды (б):
|