Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) А. Скрябин. Прелюдия ор.37 №3






В двухчастной форме может быть повторение частей, точное, со схе­мой ||: A: ||: В: || или видоизмененное. Редкий пример формы с двумя разными развивающими вторыми частями видим в Прелюдии d-moll ор.34 №24 Шостаковича: А В В1 Кода (цикла) - 8 + 8 + 12 + 18.

 

Простую двухчастную репризную форму с повторением частей в соединении со сквозным, скрыто-фабульным развитием имеет Нок­тюрн H-dur ор.32 №1 Шопена (с драматическим концом). Тематизм вы­держан в характере оперной сцены: А — ариозо, В — «дуэт согласия», rit. — оркестровый ритурнель, в Коде — речитативы, изобразительные «удары». Схема такова:

Таким образом, как видно из примеров, репризный тип простой двухчастной формы содержит в конце второй части репризу (точную или видоизменённую) одного предложения начального периода, а безрепризный тип – не содержит.

Независимо от этого любая из двух частей формы может быть повторена, причём это повторение может быть выписано или указано знаками повторения (знаками репризы). Такие повторения частей встречаются и в репризной и в безрепризной форме и не влияют на определение основного типа формы.

Примеры:

  • Моцарт, Симфония №40 g-moll, IV ч. (простая репризная двухчастная форма) – каждая из двух частей повторяется, что указано знаками репризы)
  • Чайковский Тема с вариациями, ор. 19, № 6 (также репризная двухчастная форма) – такого повторения нет.
  • Скрябин. Прелюдия, ор. 16 №5, (репризная) – первый период не повторен, а вторая часть (то есть середина и реприза одного предложения первого периода) повторена, причём повторение это в ы п и с а н о, а не указано знаком репризы.

 

ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА.

Определение. Простая трёхчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой. Части простой трёхчастной формы называются соответственно экспозицией, серединой и репризой.

Об­ласти применения данной формы: инструментальная миниатюра (пре­людии, этюды, ноктюрны, пьесы с программными названиями, части фортепианных сюит и других циклов), часть более крупной формы (сложной трехчастной, рондо, вариаций, сонатной), номер классическо­го балета (у Чайковского, Глазунова), а также как часть более крупной формы — сложной трехчастной, рондо, вариационной, сонатной.

 

Простая трехчастная форма, со схемой ABA, — одна из самых уни­версальных по содержанию, которое значительно шире одного лишь «песенного» значения. Если в эпоху музыкального барокко эталонной была форма из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы чистой, абсолютной музыки, ознаменовалась введением в качестве эталона зеркально симметричной формы из трех частей. Совершенство трехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися семан­тическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектони­ческая идея — симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками (сравнения Монтескье). От немецких установок на мысль, идею («Гамбургская драма­тургия» Лессинга) идет риторическая трактовка трехчастной формы:

А — изложение мысли,

В — анализ, обсуждение мысли,

А (репризное) — возвращение и утверждение первоначальной мысли.

Существование двух разновидностей: репризной (АВА) и безрепризной (АВС). Сравнительно редкое употребление, в основном в вокальных или программных произведениях, безрепризной трехчастной формы.

Различают два вида простой трехчастной формыоднотемная (развивающая) и двухтемная (контрастная). Преобладание первого вида. Типичность второго для творчества Шумана, Шопена, Прокофьева. Простая трехчаст­ная форма весьма часто имеет коду и весьма редко — вступление.

Кроме того, имеются формы двойная и тройная трехчастная.

Примеры звучания простой трехчастной формы:

· Шопен Ноктюрн №20 cis-moll

· Шопен Этюд " Революционный" опус 10-12

· Рахманинов Прелюдия №5 соль-минор, оп. 23

 

Вступление к простой трехчастной форме может указывать на повествовательно-балладный характер пьесы: Шопен. Прелюдия cis-moll №25 (5 тт.), Шопен. Ноктюрн cis-moll ор. posth., 4 тт.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал