![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А) А. Скрябин. Прелюдия ор.37 №3
В двухчастной форме может быть повторение частей, точное, со схемой ||: A: ||: В: || или видоизмененное. Редкий пример формы с двумя разными развивающими вторыми частями видим в Прелюдии d-moll ор.34 №24 Шостаковича: А В В1 Кода (цикла) - 8 + 8 + 12 + 18.
Простую двухчастную репризную форму с повторением частей в соединении со сквозным, скрыто-фабульным развитием имеет Ноктюрн H-dur ор.32 №1 Шопена (с драматическим концом). Тематизм выдержан в характере оперной сцены: А — ариозо, В — «дуэт согласия», rit. — оркестровый ритурнель, в Коде — речитативы, изобразительные «удары». Схема такова: Таким образом, как видно из примеров, репризный тип простой двухчастной формы содержит в конце второй части репризу (точную или видоизменённую) одного предложения начального периода, а безрепризный тип – не содержит. Независимо от этого любая из двух частей формы может быть повторена, причём это повторение может быть выписано или указано знаками повторения (знаками репризы). Такие повторения частей встречаются и в репризной и в безрепризной форме и не влияют на определение основного типа формы. Примеры:
ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА. Определение. Простая трёхчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой. Части простой трёхчастной формы называются соответственно экспозицией, серединой и репризой. Области применения данной формы: инструментальная миниатюра (прелюдии, этюды, ноктюрны, пьесы с программными названиями, части фортепианных сюит и других циклов), часть более крупной формы (сложной трехчастной, рондо, вариаций, сонатной), номер классического балета (у Чайковского, Глазунова), а также как часть более крупной формы — сложной трехчастной, рондо, вариационной, сонатной.
Простая трехчастная форма, со схемой ABA, — одна из самых универсальных по содержанию, которое значительно шире одного лишь «песенного» значения. Если в эпоху музыкального барокко эталонной была форма из двух частей, то музыкальная классика, аккумулировавшая нормы чистой, абсолютной музыки, ознаменовалась введением в качестве эталона зеркально симметричной формы из трех частей. Совершенство трехчастной формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея — симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками (сравнения Монтескье). От немецких установок на мысль, идею («Гамбургская драматургия» Лессинга) идет риторическая трактовка трехчастной формы: А — изложение мысли, В — анализ, обсуждение мысли, А (репризное) — возвращение и утверждение первоначальной мысли. Существование двух разновидностей: репризной (АВА) и безрепризной (АВС). Сравнительно редкое употребление, в основном в вокальных или программных произведениях, безрепризной трехчастной формы. Различают два вида простой трехчастной формы — однотемная (развивающая) и двухтемная (контрастная). Преобладание первого вида. Типичность второго для творчества Шумана, Шопена, Прокофьева. Простая трехчастная форма весьма часто имеет коду и весьма редко — вступление. Кроме того, имеются формы двойная и тройная трехчастная. Примеры звучания простой трехчастной формы: · Шопен Ноктюрн №20 cis-moll · Шопен Этюд " Революционный" опус 10-12 · Рахманинов Прелюдия №5 соль-минор, оп. 23
Вступление к простой трехчастной форме может указывать на повествовательно-балладный характер пьесы: Шопен. Прелюдия cis-moll №25 (5 тт.), Шопен. Ноктюрн cis-moll ор. posth., 4 тт.
|