Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы учебной деятельности студентов-психологов
1. Лучше учиться, чем идти в армию или работать. 2. Этого хотели родители. 3. Нужен диплом о высшем образовании. 4. Хочу стать хорошим специалистом. 5. Университет – это престижно. 6. Учиться интересно. 7. Нравится быть студентом. 8. Хочу получить полные и глубокие знания. 9. Не хочу быть хуже других. 10. Все учатся, и я тоже. 11. Нравится психология как наука. 12. Чтобы лучше понимать себя и других. 13. Чтобы помогать людям решать их психологические проблемы. 14. Это поможет мне решить некоторые свои личные проблемы. 15. Я чувствую себя наиболее пригодным именно для этой профессии. 16. Учусь потому, что психология востребована в обществе. 17. Знание психологии поможет мне лучше адаптироваться в социуме. 18. Больше всего меня привлекают тайны человеческой психики. 19. Эта профессия позволит мне зарабатывать на хлеб насущный. 20. Чтобы понравиться своему парню (девушке). 21. Это поднимает самооценку и позволяет быть довольным собой. 22. Иметь высшее образование - у нас это семейная традиция. 23. Учусь, чтобы потом не было стыдно перед своими детьми. 24. Хочу стать грамотным, культурным человеком. 25. Психология позволит мне быстрее состояться в другой профессии. Для изучения степени выраженности данных мотивов применялись процедуры ранжирования и шкалирования. В первом случае каждый испытуемый, ориентируясь только на собственный опыт, должен был расположить мотивы по мере убывания их действенности, во втором - оценить их участие в формировании собственной учебной мотивации по десятибалльной шкале. По результатам индивидуального ранжирования построен модальный ряд, отражающий состояние учебной мотивации всех студентов-психологов, принявших участие в исследовании. Ниже рядом с порядковым местом, которое занял тот или иной мотив, в скобках указан его номер из приведенного ранее перечня: 1(4), 2(12), 3(11), 4(13), 5(14), 6(18), 7(8), 8(6), 9(3), 10(24), 11(21), 12(15), 13(17), 14(16), 17(20), 18(9), 19(5), 20(23), 21(10), 22(22), 23(2), 24(1), 25(25). Как видим, учебная мотивация студентов-психологов в целом выглядит довольно благополучно. Первые места заняли мотивы профессионального становления (4, 12), а также мотивы, обусловленные практической значимостью психологии (13, 14) и интересом к ней как к науке (11, 18) – это, можно сказать, мотивы «внутреннего притяжения». На последние места попали мотивы, в которых получение профессии психолога выступает как средство достижения других целей (25, 1, 2, 21, 20 и др.). На наш взгляд, более интересные результаты дала процедура шкалирования исходного перечня мотивов. Полученные с помощью нее данные были подвергнуты факторному анализу, в итоге выявлены 7 самостоятельных факторов, которые можно рассматривать как разные типы мотивации учебной деятельности студентов (табл. 3).
Таблица 3
|