Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беглое чтение






С него-то собственно и начинается серьезная работа над текстом.

Цель беглого чтения - усвоить основные моменты текста, не останавливаясь на деталях.

Для ясности здесь хорошо бы привести пример беглого чтения из нашей повседневной практики. Но, увы! Если человек специально не упражнялся в этом виде чтения, сослаться нам будет не на что. Умение быстро читать находится в противоречии со многими нашими привычками и не приходит само собой. Нужны специальные тренировки.

Методикам освоения беглого чтения, которое иногда также называют скоростным, динамическим, посвящено достаточное количество источников [44; 96-104], [45], [46; 94-100], [47; 99-103], [48], [49], [50]. Начинается каждая книжка, как правило, с рекламы. Своеобразными рекордсменами быстрого чтения, по утверждению авторов, были Ж.Ж.Руссо, А.С.Пушкин, Н.Г.Чернышевский, А.М.Горький. Очень быстро читал американский президент Дж.Кеннеди. Наполеон читал со скоростью 2000 слов в минуту, а Бальзак - вдвое быстрее. Но ваши возможности (именно Ваши, уважаемый читатель!) еще выше. Давайте поэкспериментируем.

Попробуйте при снятом объективе посмотреть через затвор фотоаппарата на знакомые слова или предметы. Нетренированным взглядом при выдержке 1/100 сек. вы успеете заметить и понять одно или два слова. При таком восприятии скорость чтения равнялась бы: 2 х 100 х 60 = 12 000 слов в минуту. Таковы возможности, а какова реальность? Или: с какой скоростью читаете вы лично, когда не ставите рекордов?

Чтобы ответить на эти вопросы, вам потребуются: секундомер (подойдут и часы с секундной стрелкой), а также незнакомый текст объемом 1 400 знаков. Порядок определения скорости чтения может быть таким:

1) пустите секундомер и в о б ы ч н о м для вас темпе прочитайте текст;

2) остановите секундомер и подсчитайте время, затраченное вами на чтение;

3) определите скорость чтения по табл. 3.

Специалисты шутят: если скорость вашего чтения менее 200 слов в минуту, то вам надо обучаться не беглому чтению, а просто чтению. Однако не расстраивайтесь - большинство людей читают именно с такой скоростью. Кроме того, скорость чтения сама по себе - не самоцель. Можно очень быстро пробежать страницу глазами, узнать все слова и не запомнить прочитанного. Поэтому серьезная диагностика культуры чтения, помимо беглости, включает в себя обычно и другой показатель - процент усвоения прочитанного. В этой связи есть очень образное выражение: " Мы живем не за счет того, что съедаем, а за счет того, что перевариваем".

 

Если скорость чтения помножить на процент усвоения прочитанного и поделить на 1 000, то получим то, что называют коэффициентом эффективности чтения (КЭЧ).

 

скорость чтения × процент усвоения прочитанного

КЭЧ = ------------------------------------------------------------

Первый раз КЭЧ желательно определить перед началом тренировок по освоению техники быстрого чтения, а в ходе тренировок делать это еженедельно. Данные рекомендуется заносить в график динамического чтения. Это позволяет видеть свои успехи. Тест для определения КЭЧ и схему графика динамического чтения читатель найдет в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

На что же должны быть направлены тренировки по приобретению навыков быстрого чтения и каково их содержание?

 

 

Таблица 3.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал