Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Углубленное чтение






Его девиз " Спеши медленно! ", а основная цель - удержание информации в памяти и обеспечение условий для лучшего ее воспроизведения. Мы уже знаем, что запечатление информации идет на уровне оперативной памяти. Прибегая к аналогии с калькулятором, можно сказать, что оперативная память это нечто вроде регистра Х, содержание которого всегда отражено на индикаторе. Он постоянно открыт для ввода новой информации, но как только мы это делаем, старая информация исчезает. Так и оперативная память, в нее записывается все, что попадает в поле нашего внимания, но хранится недолго. Большая часть информации тут же забывается, будучи вытесненной новой, другая, очень незначительная ее часть, отправляется на длительное хранение.

Что же управляет отбором и отправкой информации в долговременную память? Прежде всего это наши эмоции. Каждому известно, как хорошо запоминается новое, яркое, смешное, необычное, удивительное, причем запоминается само собой. легко и быстро, без каких-либо усилий. Такая память называется непроизвольной. Она имеет одну неприятную особенность: информация, ставшая достоянием непроизвольной памяти, хорошо хранится, но плохо воспроизводится. Известно, например, что у человека до трех лет память исключительно непроизвольная, многие усвоенные тогда навыки и привычки продолжают управлять нами и дальше, но попробуйте вы что-либо вспомнить из этого опыта! По той же причине мы не помним и большую часть наших сновидений.

Именно поэтому учебная деятельность, целью которой является не только накопление, но и быстрое воспроизведение усвоенного опыта, ориентируется главным образом на произвольное запоминание. Произвольное - значит преднамеренное, специально организованное, предполагающее использование некоторых мнемотехнических приемов. Каждый из таких приемов строится с учетом той или иной закономерности памяти, но все они преследуют одну и ту же цель: удержать в необходимом объеме информацию в кратковременной памяти на время, необходимое для перевода ее на длительное хранение.

Судя по всему, существует некоторый критический срок. Если в течение этого срока информация удерживается в кратковременной памяти, организм начинает рассматривать ее как важную, полезную, достойную хранению и отправляет в долговременную память. При заучивании часто требуются специальные усилия, чтобы удержать информацию в памяти. Этому и служат мнемотехнические приемы.

Самым распространенным из них является повторение. Этот почтенный метод, отнюдь, не так прост, как может показаться. Грамотное, культурное повторение ничего общего не имеет с зубрежкой - многократным, однообразным обращением к тексту. По выражению одного известного ученого, такое повторение не мать, а злая мачеха учения, и вот почему.

Специалисты, изучающие информационный режим восприятия, пришли к выводу, что психологически для человека информация - это нарушенное однообразие, то есть разнообразие [53; 135]. При однообразном повторении оригинальное становится неоригинальным, а при частом повторении - банальным. Что такое, к примеру, литературные штампы? В прошлом это талантливые литературные находки, которые от частого употребления утратили свою образность, а вслед за ней и привлекательность. Мода своей недолговечностью обязана тому же информационному закону.

Но бывает и хуже: если, зажав руками уши и уткнувшись глазами в текст, вы начнете без конца повторять строку за строкой, абзац за абзацем, то, скорее всего, вы почувствуете к тексту отвращение. А отрицательные эмоции - враг памяти. Это было известно и до Фрейда.

 

Отсюда первое правило культурного повторения формулируется так: " Повторяй не повторяясь." При этом каждый изобретает свои способы повторения текстов: быстро, медленно, вслух, про себя, скороговоркой, речитативом, нараспев и т.п. Для трудных, информационно насыщенных материалов психологи рекомендуют [45; 62], [47; 85] четырехразовое обращение к тексту по формуле " ОВОД", получившей свое название по первым буквам:

О - основные мысли. Текст просматривается с целью уяснения основных мыслей. В сознании устанавливаются " вехи" на память.

В - внимательное чтение. Это повторное обращение к тексту с целью сосредоточения внимания на деталях, на том, как они работают на основные мысли.

О - обзор. Просмотр текста в обратном порядке от конца к началу. Такой обзор помогает понять, как автор привел нас к выводу и запомнить порядок изложения.

Д - доводка. Это попытка воспроизвести основное содержание прочитанного в уме, без обращения к тексту с целью уяснения пробелов.

Второе правило культурного повторения опирается на знание законов забывания и предполагает правильное распределение повторений во времени.

Немецкий психолог Герман Эббингауз, впервые начавший исследовать память экспериментально, установил, что исчезновение информации из памяти наиболее интенсивно идет в первые часы после заучивания. Построенная им кривая забывания
(рис. 6) показывает, что в первый час в памяти стирается примерно 65% информации, а за последующие оставшиеся до суток 23 часа убыль составляет уже только 10%. Если бы мы могли уместить на рисунке всю кривую, то увидели, что за неделю убывает столько же, сколько за следующие три месяца, то есть интенсивность забывания идет с отрицательным ускорением и в конце концов затухает.

 

 

Рисунок 6. Кривая забывания по Эббингаузу.

 

На этом и основано второе правило повторения: наиболее частыми повторения должны быть в первые часы после прочтения, а чем дальше, тем все реже. Идеальной, по мнению психологов, является следующая схема распределения повторений во времени:

первое - сразу же после прочтения;

второе - через 20 - 30 минут, но не позже 3 часов;

третье - через день, но не позднее 3 суток;

четвертое - через 3 недели, но не позже 3 месяцев.

Попробуйте повторять по этой схеме и вы убедитесь, что после четырехразового обращения к тексту пятого уже не потребуется.

 

Итак, повторение должно быть разнообразным и правильно распределенным во времени. Только такое повторение имеет право называться матерью учения. Но кто в таком случае является отцом учения?

По мнению Г.Флобера, отцом учения является метод. Впрочем, читатель и сам, должно быть, уже догадался, что никаких " трюков" для выработки хорошей памяти не существует. Единственная возможность улучшить ее - это научиться наилучшим образом организовывать поступающую информацию. Упорядоченная и систематизированная информация не только лучше хранится, но и лучше воспроизводится. Поэтому все, что ранее говорилось о способах запечатления и удержания информации в памяти, в конечном итоге подчинено улучшению воспроизведения. В том числе и повторение - оно каждый раз не столько новое обращение к тексту, сколько тренировка воспроизведения.

Различают семь уровней готовности к воспроизведению:

1). Полное воспроизведение с высокой готовностью. Человек говорит: " Хоть среди ночи меня разбуди, я сразу все вспомню."

2). Полное воспроизведение с отсрочкой. Здесь среди ночи не получится. И не сразу. Надо подумать, но зато потом воспроизводится все.

3). Абсолютное узнавание. Информация воспроизводится довольно полно, но только в условиях повторного восприятия. Нужна подсказка или " вот только бы заглянуть..."

4). Узнавание в контексте. Это когда, казалось бы, окончательно забытое вдруг воспроизводится само собой. Но для этого человека надо поставить в те условия, в которых происходило запоминание.

5). Чувство пробела - " Знаю, что помню, но сейчас вспомнить не могу."

6). Отсроченное чувство знакомства. Сперва материал воспринимается как абсолютно новый, но потом человек вдруг восклицает: " Ах, да я это читал когда-то, я это уже видел! "

7). Облегчение. Материал не воспроизводится ни при каких условиях, но повторное заучивание его дается легче.

Как видим, однажды заученное не пропадает и тогда, когда оно вовсе не воспроизводится. И второй вывод: среди процессов памяти воспроизведение психологически является самым трудным.

 

Есть все основания полагать, что помним мы во многие десятки, а, может быть, и тысячи раз больше того, что в состоянии воспроизвести. Долговременная память, где хранится вся поступающая туда информация, состоит как бы из двух отделов. Первый относительно небольшой отдел занимает осознаваемая память. Про нее мы говорим: " Я знаю, что я это знаю, и при необходимости, если не теперь, то потом, могу воспроизвести. " Второй в принципе безразмерный отдел занимает несознаваемая память. В нем хранится информация, которую человек помнит, но не знает о том, что он ее помнит. Как уже отмечалось, пополняется несознаваемая память за счет непроизвольного (иногда запорогового) восприятия, а также сведений по той или иной причине вытесненных из сознаваемой памяти.

Несознаваемая память пока слабо изучена и плохо управляема, полагаться на нее в профессиональной деятельности небезопасно, а потому дальше речь пойдет о способах накопления (архивации) информации только в сознаваемой памяти.

Смысл всех применяемых здесь приемов состоит в том, чтобы, опуская информацию на хранение в долговременную память, оставлять на поверхности сознания нечто вроде " ниточек", " узелков", " поплавков" и т.п., потянув за которые, можно было бы в любой момент вытащить на поверхность сознания необходимые сведения.

Одной из таких ниточек является время. Накопление информации в памяти идет в хронологическом порядке так, что каждое последующее событие как бы наслаивается на предыдущее и " по сути своей наша память автобиографична" [54; 353]. Эту ее особенность и можно использовать при запоминании.

В самом деле, если мы помним, когда это произошло, то скорее всего мы вспомним и что тогда произошло. Поэтому, запоминая то или иное событие, полезно обратить внимание на год, месяц, день недели и время суток, когда это было. Раскрутить календарь времени в обратном порядке будет несложно, поскольку его порядок уже хранится в нашей памяти.

Опираясь на линейность времени, можно на удивление знакомым научиться безошибочно определять день недели любого числа текущего года. Для этого достаточно запомнить 12 цифр - даты первого воскресенья каждого месяца. В 1997 году это: 5, 2, 2, 6, 4, 1, 6, 3, 7, 5, 2, 7. 12 цифр для оперативной памяти - это многовато. Поэтому поделим их на две части и сгруппируем парами. Имеем два шестизначных телефонных номера: 52-26-41 и 63-75-27, запомнить которые проще. Теперь, допустим, нас интересует 1-ое сентября 1997 года. Сентябрь является девятым месяцем в году, то есть надо взять третью цифру второго телефона - это 7. Если 7-го воскресенье, стало быть, начало учебного года в 1997 году придется на понедельник. Хорошо, а на какой день придется 9 мая? Смотрим, первое воскресенье в мае будет 4 числа, тогда 9 мая - это пятница.

Используя прочно укоренившиеся в памяти числа, можно запоминать многие даты. Например, одна из моих знакомых успешно применяет для этого даты рождения своих многочисленных родственников. " Так, - говорит она, - это было ровно сто лет до того, как родилась моя тетя." Наверное и вы помните многое из того, что можно использовать для нового запоминания, а главное, для лучшего извлечения информации из памяти. Если вы еще не забыли дату рождения Владимира Ильича, то вполне возможно, что другие не менее знаменательные события произошли ровно (или с небольшим плюс-минусом) за 1000, 500, 300 и т.д. лет до этого или десятью-двадцатью годами позже.

Может показаться, что способ линейной организации материала мало подходит для запоминания графической информации. Это не вполне так. Линейность и упорядоченность присуща не только времени, но и натуральному ряду, например, а также алфавиту, пространству. Если, допустим, при чтении вы уловили главные мысли и вам остается запомнить только их порядок, то можно связать их с расположением предметов в вашей комнате: стол, тумбочка, диван, телевизор и т.д. Позже, мысленно путешествуя по комнате, вы без труда восстановите ход аргументации автора. Этот испытанный прием получил название способа " мест".

И все же, привлечение внешних опор для организации запоминаемого материала, скорее всего, не главный и, уж тем более, не единственный способ улучшения воспроизведения графической информации.

Нетрудно показать, что поступающая в память информация сортируется и упорядочивается также и по внутренним законам. Проделайте такой эксперимент: попросите товарища на каждое предложенное вами слово быстро, не задумываясь отвечать первым пришедшим в голову словом. Если в качестве слов-раздражителей вы используете, например: фрукт, ель, поэт, горячий, окно, экзамен, то в ответ скорее всего получите: яблоко, сосна, Пушкин, холодный, стекло, преподаватель. Ответом на слово " экзамен" может быть и другое слово, например, " двойка", но это не столь важно. Важно, что слова-ответы всегда оказываются связанными со словами-раздражителями по сходству (ель - сосна), по смежности (окно - стекло), по контрасту (горячий - холодный), по смыслу (поэт - Пушкин). Такие связи называются ассоциативными. Структурирование материала в памяти по способу ассоциаций во многом идет непроизвольно, но лучше (и читатель уже знает, почему), если при заучивании материала мы специально обратим на это внимание. Так можно запоминать не только слова, но и мысли, понятия, суждения, концепции, наконец.

Наиболее оптимальной для запоминания графической информации является иерархическая организация материала. При такой организации все новые сведения по мере накопления их при чтении относятся к тому или иному уровню в зависимости от общности категорий, которые они представляют.

Весьма продуктивным в этом плане представляется предпринятый философом И.И.Булычевым способ изложения проблем гносеологии методом универсального логического алгоритма [55]. Данный алгоритм при описании изучаемых явлений требует выполнения трех обязательных правил: 1) поиска атрибутов (основных способов существования); 2) выделения сторон основного движущего противоречия; 3) нахождения структуры. Логика накопления и организации материала при этом такова, что каждый последующий раздел представляет собой теорию одного из атрибутов предшествующей (более общей) категории. В качестве примера приведем разработанные автором итоговые схемы изучения наиболее близкой нам как психологу вторичной субстанции. На данные схемы, по нашему мнению, может быть " нанизана" если не большая, то во всяком случае наиболее фундаментальная часть психологического знания. Заметим также, что схемы, помимо мнемической, способны выполнять и эвристическую функцию, указывая на необходимость дальнейшей разработки в психологии категорий следующего (то есть низшего) порядка: кода-сигнала, языка-мышления.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал