Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие памяти
В науке нет единого определения памяти. В одних случаях память рассматривается как форма психического отражения, в ходе которого происходит оживление в сознании прошлого опыта, образов того, что ранее было воспринято. В других - память определяется как способность хранить и многократно вводить в сферу сознания и деятельности ранее воспринятую информацию. В третьих - памятью называют совокупность информации, накопленную мозгом и управляющую поведением. Оставив вопрос о поиске универсального определения памяти специалистам, подчеркнем то, что объединяет названные подходы. А сходятся они во взглядах на структуру памяти, согласно которым ее работа складывается из ряда последовательных процессов: запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. В зависимости от того, о каком опыте идет речь, различают двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую память. По длительности запоминания различают также оперативную, кратковременную и долговременную память. Поскольку разговор о памяти у нас идет в рамках культуры чтения, то мы будем иметь в виду прежде всего словесно-логическую память, а еще точнее, память на графическую информацию. Поэтому в качестве рабочего определения мы выбираем следующее: память - это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение графической информации. Тогда улучшение памяти есть не что иное как обеспечение при чтении оптимальных условий для работы названных процессов. На условиях, способствующих лучшему сохранению и воспроизведению информации мы остановимся позже, когда речь пойдет о медленном или углубленном чтении. Теперь же, когда предметом нашего внимания будет выработка навыков беглого чтения, мы станем говорить только о запечатлении. Под запечатлением понимают откладывание и закрепление информации в памяти. Однако, прежде чем стать достоянием памяти и быть извлекаемой из нее, информация должна появиться в сознании. Но мы уже знаем, что исходным условием проникновения информации в сознание является внимание. Поэтому все, что ранее было сказано о развитии внимания, в полной мере может быть отнесено и к улучшению запечатления. Отсюда первое условие: принимаясь за чтение, желательно давать себе установку: " Я буду внимательным в течение 10 минут. За это время я прочту весь текст и запомню основное содержание прочитанного с первого раза." Вторым условием успешного откладывания информации в памяти является яркость впечатления. Подобно тому, как фотоаппарат не дает снимков в тумане, так и наша память не в состоянии удерживать тусклые и туманные впечатления. " Пять минут полной, глубокой сосредоточенности, - говорит Дейл Карнеги, - принесут больший результат, чем целые дни блуждания в умственном тумане" [51; 340]. Есть два способа сделать наши впечатления более яркими. Первый состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно больше органов чувств. В таком случае импульсы, поступающие в сознание, накладываются друг на друга, суммируются и это способствует их более прочному закреплению. Графическая информация запоминается лучше, если мы ее не только увидим, но и услышим, образно представим ее содержание и попытаемся записать главное. Хорошо бы, конечно, еще и пощупать, обнюхать и попробовать на вкус, но это уже идеальный вариант. Слова " однако", " но", " хотя", " тем не менее", " несмотря на", «в то же время», подобно дорожному знаку «Впереди крутой поворот!» предупреждают об изменении направления мысли. Тут придется снизить скорость чтения. Другой способ улучшить запечатление состоит в том, чтобы проявить к информации интерес. Когда студент садится готовиться к экзамену, он говорит себе: " Я должен! " Но мотив долженствования к интересу прямого отношения не имеет. Интерес и долг - мотивы разной направленности: интерес действует через внутреннее притяжение, долженствование же - через внешнее принуждение. В случае с установкой " Я должен" получается, что информация нужна не студенту, а преподавателю. Согласно такой установке она записывается в кратковременную память и хранится там до достижения цели. Стоит ли удивляться, что на третий день после экзамена в голове уже ничего не остается. Поэтому, беря в руки книгу, нужно любым способом (можно и ухищрением) поменять установку " Я должен" на " Я хочу", представив, например, как это может пригодиться в будущем, что даст мне лично, удовлетворению каких потребностей послужит. Опыт показывает, что только одна такая перестановка мотивов при прочих равных затратах сил и времени способна существенно улучшить запоминание. Третье условие лучшего запечатления информации вытекает из закономерности, согласно которой целое запоминается лучше, если оно поделено на части. К операции деления желательно прибегать всякий раз, как только прочитано нечто целое: текст, раздел, глава, параграф. Внутри каждого такого куска нужно выделять самостоятельные логические единицы. Хорошо, если каждая из них получит свой заголовок или опознавательный знак в виде яркого образа или символа. Важно, чтобы таких единиц было не очень мало, но и не слишком много. Напомним: средний объем кратковременной памяти у человека определяется числом 7±2. Существенно облегчить поиск главных мыслей помогает знание слов-ориентиров, которые в текстах выполняют обычно ориентировочную функцию, заранее предупреждая о появлении нужной информации. Грамотный читатель должен выработать у себя повышенную чувствительность к восприятию таких слов. Разумеется, при этом он должен знать их назначение. Прямое развитие мысли в текстах обычно предваряется словами: " еще", " также", " и", " тем более", " к тому же" и др. Если нас не интересуют подробности, уточнения и дополнительные факты к ранее сказанному, то последующий текст можно пропустить, так как нового не будет, просто высказанная мысль получит дальнейшее развитие. Непосредственный переход к рассмотрению нового вопроса означают слова: " если посмотреть иначе", " другая точка зрения", " наряду с этим", " может быть и так", " разберем другой вопрос", " еще существует взгляд" и т.д. О появлении особенно важного, основного в тексте сигнализируют такие слова: " таким образом", " следовательно", " поэтому", " в силу чего", " в сущности" и т.п. Встретив такой сигнал, надо быть особенно внимательным. За ним последует как раз то, что является целью беглого чтения. Переход к выводу или итогу обычно подготавливается словами: " в результате", " итак", " наконец", " резюмируя сказанное", " подводя итоги", " вывод таков" и т.д. Назначение слов-ориентиров не исчерпывается их сигнальной функцией. Они помогают отделить главное от второстепенного, пропускать через фильтр избыточную информацию, приспосабливать темп чтения к характеру изложения. Завершая обзор способов овладения ускоренным чтением, мы должны предупредить читателя, что у этого метода, наряду с многочисленными поклонниками, есть и противники. Последние обычно указывают на два главных недостатка быстрого чтения: отсутствие критического отношения к тексту и бедность ассоциаций. Едва ли не крайнюю позицию среди них занимает автор учения о стрессе Ганс Селье. " Сейчас во всех американских учебных заведениях, - пишет он, - обучают скорочтению. Считается, что это экономит время, но я опасаюсь, что это " экономит" также и знания. Возможно, я несколько субъективен, поскольку сам читаю безнадежно медленно. Однако, поговорив со своими коллегами, я обнаружил, что большинство из них жалуются на тот же недостаток - неумение быстро читать. А может быть, - спрашивает Селье, - это вовсе не недостаток? " [52; 325-326]. Отдавая должное авторитету Селье, позволим себе с ним не согласиться. Неумение быстро читать является все же, пожалуй, недостатком, особенно, когда речь идет о годах учения, отличительной особенностью которых является освоение готового опыта и накопление информации. Селье - ученый, у него другая цель. Для него главное - это осмысление и творческая переработка научных текстов, генерирование новых идей. Неудивительно, что он предпочитает неторопливое, углубленное чтение. Кстати, это вовсе не означает, что Селье не владеет другими методами. По его же словам, он пользуется и обычным перелистыванием страниц, и чтением по диагонали. Просто каждый метод хорош на своем месте.
|