Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и источники права внешних сношений
Большое значение для эффективного функционирования государства играет его внешняя политика, которая представляет собой совокупность методов и средств осуществления внешних функций государства, его общий курс в международных делах. В качестве одной из форм ее реализации выступает дипломатическая деятельность специальных органов внешних сношений государств, включающая в себя, в частности подготовку и заключение международных договоров, дипломатическую переписку, представительство интересов аккредитующего государства в государстве пребывания, участие в работе международных конференций и организаций, официальную публикацию международных актов и документов и т.п. Однако дипломатические отношения не исчерпывают всего многообразия официальных связей и взаимодействий государств. Немаловажное место в этом процессе занимают также отношения консульские, поддерживаемые специальными учреждениями, создаваемыми отдельными странами за границей. Наряду с вопросами, касающимися непосредственно назначившего их государства, на консульские учреждения возлагается комплекс функций по защите прав и интересов и оказанию содействия находящимся за рубежом гражданам этой страны и ее юридическим лицам. Дипломатическая и консульская деятельность государств определяется рамками международного права и регулируется его нормами, образующими в совокупности одну древнейших отраслей международного публичного права, зародившуюся во времена, когда государства стали посылать друг другу своих представителей (послов) для ведения переговоров и заключения международных соглашений. Таким представителям обеспечивалась неприкосновенность и особое уважение, поскольку послы считались лицами священными, находящимися под особым покровительством высших сил. По правилам того времени оскорбление посла или насилие над ним было абсолютно недопустимым и расценивалось как оскорбление богов. Первоначально положение дипломатических представителей, их неприкосновенность и привилегии обеспечивались не нормами права, а религиозными воззрениями. Впоследствии эти правила поведения, возникшие на религиозной почве, обрели статус международно-правовых обычаев. Кроме того, в некоторых государствах появились внутренние законы, фиксирующие особый статус представителей иностранных суверенов. Так возникли первые международные и внутригосударственные правовые нормы, регулирующие дипломатические отношения государств, которые со временем трансформировались в развитую систему норм международного права, обеспечивающих безопасность послов, охраняющих их честь и достоинство. Первоначально дипломатические представители направлялись за границу для выполнения разовых поручений с последующим возвращением на родину. Однако постепенно они превратились в «оседлых», т.е. постоянных представителей одного государства на территории другого, что потребовало разработки дополнительных правовых норм, определяющих статус, функции и привилегии, как самих послов, так и других сотрудников представительств, находящихся в иностранных государствах. Примерно то же самое происходило и с консулами. В целом же дипломатическое и консульское право в течение многих столетий почти целиком состояло из обычных норм. Постепенно эта ситуация стала меняться. В 1815 году в Вене бы принят протокол о классах дипломатических представителей («Венский регламент»). Это был первый документ дипломатического права общего характера. В 1818 году он был дополнен Аахенским протоколом, который ввел новый класс дипломатических представителей – министра-резидента (наряду с установленными в 1815 году классами послов, посланников и поверенных в делах. В 60-70-х годах XX века дипломатическое и консульское право получило новое развитие: в этой области были заключены детально разработанные письменные универсальные международно-правовые акты – Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года; Конвенция о специальных миссиях 1969 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975.г., - которые являются в настоящее время основными международно-правовыми источниками права внешних сношений государств. Кроме того, источником правового регулирования международных отношений в этой области является большое количество двусторонних межгосударственных соглашений, особенно по консульским вопросам, в рамках которых конкретизируются и дополняются некоторые положения указанных конвенций. Другими словами, дипломатическое и консульское право, существовавшее ранее как система обычных норм, превратилось в настоящее время преимущественно в систему писаных конвенционных предписаний. Однако международный обычай по-прежнему сохраняет большое значение в его рамках (например, в области дипломатического протокола). В то же время сегодня этой отраслью международного права регулируется не только деятельность посольств или консульств и определяется правовое положение их должностных лиц, как это было в прошлом. К сфере его ответственности относятся также вопросы определения правового положения специальных миссий и делегаций на международных встречах и конференциях, статуса постоянных представительств государств при международных организациях, статуса международных должностных лиц и некоторые другие. Указанные причины обусловили необходимость переименования отрасли дипломатического и консульского права в право внешних сношений государств, направленного на регулирование всех разновидностей официальных связей и отношений между государствами и другими субъектами международного права, устанавливаемых и поддерживаемых их органами внешних сношений. Иногда под правом внешних сношений понимают также совокупность норм внутреннего права, регулирующих осуществление внешних сношений государства. В Российской Федерации, например, к их числу можно отнести отдельные положения Конституции РФ, Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ, других федеральных законов, а также такие специальные нормативно-правовые акты, утвержденные указами Президента России и другими документами, как Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г., Положение о Посольстве РФ от 28 октября 1996 г., Положение о Консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998г., Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве от 7 сентября 1999 г., Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве от 27 июня 2005 г., Положение о представительстве Министерства иностранных дел РФ на территории Российской Федерации от 11 марта 2002 г.
|