Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международная правосубъектность наций и народов
Международная правосубъектность наций и народов, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное права подтверждает и гарантирует их право на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.
Глава 3. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)
3.1. Понятие и составные части территории
Вся поверхность Земли, включая сушу, моря, океаны, недра, воздушное пространство, делятся на международную территорию (международные пространства), государственную территорию и пространства со смешанным режимом. К международной территории относятся: воды открытого моря, то есть все моря и океаны, расположенные за приделами территориального моря (территориальных вод государств); Антарктика (морские пространства, суша, покрытые льдом пространства, т.е. все, что находится южнее 60 параллели ю.ш.); а также воздушное пространство над ними и космическое пространство. Международная территория не принадлежит ни одному государству, на нее не может распространяться государственный суверенитет, она находится в общем, пользовании всех стран мира на равных основаниях. В пределах международной территории действуют нормы международного права. Любая попытка присвоения отдельных частей международной территории, распространение на них государственного суверенитета являются неправомерными действиями, нарушающими международное право. Также неправомерными являются попытки создания условий, препятствующих любым государствам использовать международную территорию в правомерных целях наравне со всеми другими государствами. Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по договору от 1 декабря 1959 г. В соответствии с ним Антарктика полностью демилитаризирована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время Договор не отменяет территориальные притязания государств в этом районе земного шара, а лишь замораживает их (ст. IV). Космическое пространство также открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства. Основным международно-правовым документом, определяющим порядок деятельности государств в космосе является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Государственная территория – пространственная сфера действия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции государства. Другими словами, к государственной территории относятся земная поверхности, воздушное пространство и недра на которые распространяется суверенитет данного государства и в пределах которой государство, осуществляет свою исключительную власть. В состав государственной территории входят: 1. Сухопутная территория (поверхность суши) - основная часть государственной территории, без которой нормальное существование государства невозможно; в нее входит вся принадлежащая данному государству суша материковая часть и острова. 2. Водную территорию государства образуют его внутренние воды и территориальное море. Различие в правовых режимах этих двух водных пространств определяется различием режимов нахождения и прохода в них иностранных гражданских и военных судов. В соответствии с Конвенцией 1982 г. к внутренним водам государства относятся: 1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; 2) исторические воды; 3) воды портов; 4) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морские мили. Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов, полностью окруженные сухопутной территорией данного государства, а также часть пограничных рек и озер, от берега до линии границы. Территориальным морем
3. Морская территория - внутренние морские воды, включая «исторические заливы, порты», территориальное море (территориальные воды). Государственной границей в данном случае является внешняя граница территориального моря. 4. Речная и озерная территория - реки и озера, 5. Воздушное пространство – над сухопутной, речной, озерной территорией. 6. Недра под сухопутной, морской, речной, озерной территорией (теоретически - до центра земли, практически на возможную досягаемую глубину). 7.Условно к государственной территории приравниваются: А). Морские и речные суда, плавающие под флагом данного государства, но не всегда и не везде. Военный корабль[23] приравнивается к государственной территории того государства, фаг которого на нем поднят, всегда и везде, в том числе в водах открытого моря, чужих внутренних и территориальных водах, в чужих портах. Военный корабль везде, где бы он ни находился, в том числе и иностранном порту, обладает иммунитетом. На него везде распространяется юрисдикция только его отечественного государства. Невоенные суда рассматриваются как часть государственной территории только в своих внутренних и территореальных водах и в открытом море. Если невоенный корабль находится в чужом порту, в чужих внутренних или территориальных водах, он не может рассматриваться как часть территории того государства, под флагом которого он плавает; в этом случае он рассматривается как имущество, принадлежащее иностранному физическому или юридическому лицу, но не как часть иностранной государственной территории, со всеми вытекающими из этого последствиями: отсутствия иммунитета, распространение на него юрисдикции прибрежного государства, в водах которого он находится и т.д.; Б). Летательные аппараты-самолеты, дирижабли т.п. с таким же различием между военными и невоенными, как и в случаи с морскими судами; В). Космические корабли и другие искусственные космические объекты (станции, платформы, спутники и т.д.). К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к его территории континентального шельфа и ИЭЗ, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется международным правом, в частности Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В пределах своих прав каждое государство издает законы и правила, регулирующие указанные виды деятельности. В остальном на территориях со смешанным режимом действуют принципы и нормы международного права.
3.2. Правовой режим государственной территории
В пределах государственной территории существует территориальное верховенство того государства, которому эта территория принадлежит. То есть данное государство осуществляет на своей территории полную и исключительную власть. На территории действуют все законы, постановления, правила, установленные только органами власти данного государства. Никакое другое государство не может осуществлять на чужой территории свою власть, применять свои законы и т.п. В некоторых случаях государство может разрешить другим государствам осуществлять на своей территории ограниченную власть, применять свои законы (например, по отношению к своим гражданам), но только с согласия данного государства. Все иностранцы, равно как и свои граждане, в пределах государственной территории полностью подчиняются властям данной страны, они обязаны исполнять все законы, постановления, судебные решения, существующие в данной стране, они несут полную ответственность за нарушение любых правовых норм этой страны (ответственность устанавливается по законам данного государства). Исключения допускаются лишь в отношении лиц, обладающих дипломатическим или консульским иммунитетам. Государственная территория неприкосновенна. Устав ООН (п. 4 ст. 2) требует от государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Этот же принцип зафиксирован во многих международных договорах, требующих, чтобы любые территориальные споры между государствами решались исключительно мирным путем: путем переговоров, судебного разбирательства, согласительной процедуре и т.д. В международном отношениях территориальные проблемы всегда были одними из наиболее трудных., а территориальные споры нередко приводили к серьезным конфликтам и войнам. Нарушение территориальной неприкосновенности и территориального верховенства государства может рассматриваться как акт агрессии.
3.3. Государственные границы Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы территориального верховенства сопредельных государств, а так же приделы сухопутных, морских и других пространств, содержащих естественное богатства – земли, леса, недра с их ископаемыми, моря с их рыбными ресурсами, наличие которых в значительной степени определяет материальное благосостояние народов, обладающих ими. Государственные границы устанавливаются на основе международных договоров, добровольно заключаемых сопредельными государствами в результате переговоров, с учетом интересов обеих стран. Современное международное право запрещает насильственное установление границ в результате диктата, применения силы или угрозы одного по отношению к другому. В случаи исчезновения какого-либо государства как субъекта международного права заключенные им договоры о границах с соседними государствами сохраняют свою силу. Государство-правопреемник обязано соблюдать эти договоры, независимо от времени и их заключения. Пересмотр договоров а границах, их частичное изменение могут быть только по обоюдному добровольному согласию сопредельных государств; новая пересмотр иная или частично измененная граница должна быть указана и юридически закреплена в новом договоре. Денонсация договора о границе в одностороннем порядке не допускается. Так же не допускается ссылка на коренное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus) как на основание для отказа от действующего договора о границе. Несмотря какие изменения обстоятельств, договор должен соблюдаться обеими сторонами точно и неуклонно, не смотря на то, что он может кому-либо не нравится. Границы могут быть сухопутные, морские, речные, озерные, воздушные. Сухопутная граница – это воображаемая линия, отделяющая территорию двух государств, проведенная с учетом особенностей рельефа – по горным хребтам, долинам, водоразделам и т.п. (граница, проведенная с учетом рельефа местности, иногда называется орографической). Разновидностью сухопутной границы является геометрическая – проведенная по прямой линии от одной точке до другой без учета рельефа. На практике границы бывают комбинированные - орографические и геометрические на разных участках. Еще одна разновидность сухопутной границе – астрономическая, которой фактически является геометрическая, проведенная точно по земному меридиану или параллели. Астрономическими являются многие границы в Африке: между Египтом и Ливией, Ливией и Чадом, Египтом и Суданом, Алжиром и Мали и др. Астрономической является большая часть границы между США и Канадой. Часто астрономические границы лишь указаны на карте, а на местности они никак не обозначены. Морская граница Государства проходит по внешней границе территориального моря и устанавливается в одностороннем порядке прибрежным государствам на определенном расстоянии от берега или от внешней границы территориальных вод, существующих в данном государстве – 3, 6, 12 миль и др. Если два государства находятся так близко друг то друга, что их территориальные воды перекрываются, то линия границы проводится по договору между обоими государствами, обычно на равном расстоянии от их берегов. Речная граница Устанавливается по пограничной реке, причем возможно три варианта проведения границы по реке: 1) по середине реки, на ровном расстоянии от обоих берегов, 2) по тальвегу (линии наибольших глубин), 3) по фарватеру (по судоходной части реки); но бывают случаи, когда река имеет два фарватера и даже больше (особенно если на реке имеются острова), тогда линия границы проводится по главному фарватеру (который не всегда легко определить, что не редко приводит к межгосударственным спорам и даже серьезным конфликтам). Бывают случаи (очень редко), когда границу проводят по одному из берегов реки. Какой из этих вариантов будет избран при заключении договора о границе, зависит от обоюдной воли стран и решается по взаимной договоренности. На практике чаще всего применяется третий вариант (линия границы устанавливается по главному фарватеру), что наиболее справедливо и удобно для обоих государств, использующих реку для судоходства. Если в силу естественных причин река меняет направления своего течения, меняется уровень воды, русло реки, ее фарватер, (в ту или иную сторону), это не сказывается автоматически на прохождение линии границы, она остается там, где была до этого события (то есть граница походит по старому руслу, а не по новому; При этом каждое из заинтересованных государств вправе принять меры для того чтобы вернуть реку в ее русло). Часто в самом договоре содержатся статьи, предусматривающие сохранения установленной лини границы в случаи изменения течения реки вследствие природных явлений. Например, в ст.7 советско-китайского договора о сглашения1991г. государственной границей на ее восточной части сказано: «Любые естественные изменения, которые могут происходить на пограничных реках, не несут за собой изменений демаркированной на местность линии советско-китайской государственной границы, а также принадлежности островов Договаривающие стороны не согласятся об ином».Исходя из взаимных интересов, стремятся уменьшить сложность проблем, возникающих в случаи изменения русла реки, страны иногда соглашаются, что вмести с тем меняется и прохождение линии границы. Однако для этого необходимо заключить специальный договор, в котором указать новую линию границы; до заключения такого нового договора граница считается проходящей там, где она проходила прежде. Все это в равной степени отнесется и к тем случаям, когда изменение русла реки, ее фарватера происходят не в силу естественных причин, а в результате хозяйственной или иной деятельности людей на территории любого из с определенных государств. Границы на озерахустанавливаются либо посередине озера, либо по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера. Воздушная граница –это воображаемая плоскость, восстановленная вертикально над сухопутными, речными, озерными границами на неопределенную высоту. Отдельными теоретиками выдвигались различные предложения об устранении верхнего придела государственного суверенитета, то есть об определении того на какой высоте заканчивается воздушная граница государства (иными словами, где заканчивается воздушное пространство и начинается космическое). Однако далее теоретических рассуждений дело не пошло. Современное международное право не содержит обязательных норм, которые определяли бы на какой высоте заканчивается воздушная граница государства. Если воображенную границу продолжить в глубь земли то это будет граница недр данного государства. Установление границ производится в два этапа: 1й этап – делимитация – это пробное словесное описание в договоре прохождение линии границы. К договору прилагается крупномасштабная карта, на которой тоже обозначена линия границы, причем карта является составной частью договора о делимитации. Карта, так же, как и договор, прописывается или парафируется уполномоченными обоих государств. Впоследствии, если обе страны сочтут необходимым, они могут пересмотреть договор о делимитации, внести туда изменения или заключить новый (исключительно по взаимному добровольному согласию). В этом случаи прежний договор утрачивает сваю силу и вступает в действие новый договор (и приложенная к нему карта). При частичном изменении прежнего договора сохраняет силу та его часть, которая не изменена новым договором. Делимитация – это политический акт, устанавливающий границу между двумя суверенными государствами, ограничивающие приделы действия суверенитета. 2й этап – демаркация – это техническая операция по установлению прохождения линии границы на местности в соответствии с заключенным договором о делимитации. Демаркация осуществляется совместной демаркационной комиссией, составленной на паритетных началах правительствами договаривающих стран из числа сотрудников дипломатических ведомств, пограничной службы, местных органов власти. Задача демаркационной комиссии заключается в том, что бы в соответствии с договором установить на местности ясно видимые пограничные законы (столь, пирамиды и т.п) и тем самым обозначить границу на местности. Демаркационная комиссия при установке пограничных знаков должна точно исполнять договор о делимитации. Изменять договор или отступать от него демаркационная комиссия не имеет права. Однако в некоторых случаях в самом договоре может быть предоставлено право комиссии на отдельных участках в незначительных приделах самой, уточнять и определять прохождение линии границы, не отступая при этом от духа, буквы и основного содержания договора. Например, в ст. 4 советско-китайского договора 1991г. государственной границе на ее восточной части сказано, что демаркационной комиссии поручено определить на пограничных реках точные положения середины главного фарватера, середины реки или его главного рукава, определить принадлежность островов на пограничных реках. В ст. 5 этого же договора говорится, что линия водораздела на участках, где граница проходит по водоразделу, будет конкретно определена при проведении демаркации государственной границы между СССР и КНР. При установке каждого пограничного знака составляется акт, В котором дается подробное описание знака и его места расположения, часто прилагаются фотографии или рисунки. Каждый такой акт и документы о демаркации подписываются представителями обоих государств. Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы, во время которой осуществляется замена поврежденных пограничных знаков, установка дополнительных знаков или знаков нового образца и т.п. Охрана государственной границы осуществляется каждым государством самостоятельно в соответствии с существующим в данной стране законом. Государственные границы, как и государственная территория, неприкосновенны. Нападение на границу является актом агрессии. Пересечение границы может осуществляется только по правилам, установленным данным государством; нарушители могут задерживаться и привлекается к административной или к уголовной ответственности по законам задержавшего государства. Любое государство имеет право принимать необходимые меры для защиты своих границ и предупреждение незаконного пересечения границ людьми, транспортными средствами, перевозки товаров. Для улаживания возможных конфликтов, возникающих из-за незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами, и других вопросов, связанных с режимом государственной границы, каждая сторона назначает на конкретные участки границы пограничных представителей из числа офицеров пограничной службы, которые поддерживают постоянные контакты с таки межи пограничными представителями соседнего государства. Если пограничные представители не могут разрешить пограничные вопросы, они решаются по дипломатическим каналом. В России все вопросы, касающееся установления границ, их охраны, пересечения и т.п., определяются Законом о государственной границе 1993г.
3.4 Правовые основания изменения государственной территории
В эпоху великих географических открытий существовала «теория первичного за владения», согласно которой, если какая-либо часть земной поверхности (остров или иная территория) были впервые открыты по данным какого-либо государства, то эта территория включалась в состав данного государства (в качестве «заморозкой территории» или колонии, или как-либо иначе). Особое значение придавалось вооружению флага, который был символом захватившего данную территорию государства. При этом не обращалось ни какого внимания на то, была ли эта территория необитаемой или была населена туземными племенами. Так возникла колониальная система. Для обоснования территориальных притязаний и захватов часто ссылались (и до сих пор ссылаются) на обнаруженные в том или ином месте среды материальной культуры своих далеких предков (черепки от посуды, оружие, украшения и т.п.), доказывая, что данная территория в незапамятные времена была населена их предками. Современное международное право не признает «теорию первичного за владения», ровно как и не считает основанием для территориальных притязаний обнаружение следов материальной культуры далеких предков на территориях, заселенных каким-либо народом (поселившимся на этих территориях. возможно, и позднее упомянутых предков). В некоторых случаях, с известной долей оспоримости, можно использовать упомянутую теорию и обнаруженные предметы культуры для обоснования притязаний на никому в настоящее время не принадлежащие необитаемые земли, которых, впрочем, на земном шаре уже не осталось. Поэтому в современную эпоху упомянутые критерии практического значения не имеют и не могут быть использованы с целью доказательства государственной принадлежности каких-либо земель (особенно заселенных другими народами). С точки зрения современного международного права, единственным полноправным хозяином государственной территории является народ, населяющий эту территорию. Только народ может распоряжается своей территорией. Захват одним государством всей или части территории другого государства является неправомерным актом, и рассматривается как агрессия, тяжкое международное преступление. Однако не является противоправным актом захват всей или части территории вражеского государства в результате войны, если это государство само развязало агрессивную войну и само потерпело поражение. Это рассматривается как санкция за агрессию и мера против повторения агрессии. Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределение народов (наций), благородя которому становятся невозможны не только небольшие частичные изменения территории государств, но и образование новых государств в результате их разделения или, наоборот, объединения[24]
|