Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. дежурство буксир с баржей водоизмещением 10 000 тонн, оборудованной средствами борьбы с разливами нефти
дежурство буксир с баржей водоизмещением 10 000 тонн, оборудованной средствами борьбы с разливами нефти. На ней были сосредоточены большие запасы бонов и несколько самоходных ботов для развертывания бонов и реактивы для адсорбирования и растворения нефти. На палубе были смонтированы мощные вакуумные насосы и установки для отделения нефти от воды. Однако, по известному закону подлости, именно в это время баржа находилась на переоборудовании и не могла оказать помощи танкеру. Только через 35 часов после посадки на грунт танкер удалось окружить бонами. Еще через две недели танкер разгрузили, сняли с грунта и отвели на ремонт. Всего из танкера вылилось порядка 72 тыс. тонн. В первые сутки после аварии вылившуюся нефть обрабатывали с самолетов дисперсантами и получили обнадеживающие результаты. Был использован также метод сжигания разлившейся нефти. Два рыболовецких судна буксировали огнестойкие боны и окружили около 100 тонн нефти, которую подожгли. Нефть сгорела за 75 минут, оставив около 2 тонн продуктов горения, которые легко собрали. Однако оба приведенных способа борьбы с нефтью были эффективны только в первые сутки после разлива.
Вечером 26 марта начался тяжелый шторм, продолжавшийся около двух суток. Нефтяное пятно распространилось на 500 миль от места катастрофы. Нефтью оказалось поражено 1100 миль побережья проли- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ва Принца Вильяма, Кенайского полуострова, острова Кадьяк и Аляски. Нефть перемешалась во время шторма с водой и превратилась в «мусс», который не горел и не рассеивался дисперсантами. Эффективными остались только механические способы сбора нефти. Используя горячую воду и моющие средства, сформированные команды очищали от нефти пляжи и скалы, собирали нефть вручную. В пиковые периоды борьбы было задействовано свыше 11 000 человек (включая добровольцев), более 1400 различных судов (включая баржи и паромы, предназначенные для проживания людей), 85 самолетов и вертолетов. К середине лета 1989 года половина пролитой танкером нефти оказалась на берегу. Обстановка осложнялась тем, что приливы в этом районе достигают 5, 5 метров и выносят нефть далеко вглубь болот и песчаных пляжей. Нефтью оказались покрытыми труднодоступные скалы. Очистка побережья от нефти продолжалась до сентября 1989 года. С наступлением весны 1990 года зачистка побережья возобновилась и продолжалась до осени (6 месяцев). В летние месяцы 1991 года зачистка побережья была продолжена. Таким образом, на зачистку побережья от пролитой нефти ушло 3 года. За этот период живой природе нанесен тяжелый удар, было собрано в нефти свыше 36 000 погибших птиц. Посадка танкера на грунт совпала с началом весеннего перелета птиц. По оценкам экспертов в результате инцидента погибло около 370 000 птиц. Число погибших каланов достигло 5 тыс. Погибло около 200 тюленей. Касатки покинули этот район. Количество погибших рыб лососевых пород, сельди и палтуса не поддается подсчету. На некоторых акваториях был приостановлен лов рыбы. К спасательным операциям было привлечено 38 ветеринаров. Они круглосуточно оказывали помощь пострадавшим птицам и каланам. Птиц отмывали от нефти, сушили и содержали в неволе до полного восстановления. Каланов перед помывкой усыпляли, что увеличивало расходы на реабилитацию. Среди отловленных птиц выживание составило 50, 7%, а среди каланов - 62%. Эти цифры могут учитываться при оценке предполагаемого ущерба живой природе от разлива нефти. В конце первых суток после катастрофы компания Эксон приняла на себя ответственность за разлив нефти и все усилия по ликвидации последствий. Власти штата Аляска и федеральные власти в течение нескольких лет контролировали состояние территорий, подвергшихся разливу нефти. Следует констатировать, что Система Управления Инцидентом США в целом выдержала этот удар. Катастрофу удалось приостановить и нефть собрать. Однако, серьезно пострадала живая природа. Уже 23 января 1990 года Конгресс США принял «Закон о нефтяном загрязнении» (Оп РоШШоп Ас! о$ 1990), выводящий Систему Управ-
|