Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История становления невербальной семиотики в отечественной и зарубежной науке
Язык жестов – самый древний язык, который возник в процессе превращения обезьяны в человека. Уже тогда древние люди использовали жесты, чтобы передать информацию и выразить свои чувства. Немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832 – 1920) разработал теорию происхождения языка жестов. Он считал, что в ходе эволюции люди разрабатывали знаковую систему, обнаружив ее пользу. Изначально, по мнению ученого, человек не вкладывал смысл в свои жесты, а просто повторял за другими. Тысячелетиями происходило формирование и развитее человека, его мышления и психики, а вместе с этим вербальной и невербальной стороны общения. Две тысячи лет назад в Древней Греции зарождается ораторское искусство, где огромную роль играли жесты. Наиболее выдающимся оратором был Цицерон, который в совершенстве владел этим искусством и обучал этому своих учеников. Первый словарь жестов был составлен римским ритором Квинтилианом (наиболее значимый его трактат в области исследования роли жестов – «Quintilianus, Institutiones oratoriae», конец I в. н.э.). Одним из наиболее ярких примеров использования жестов для проявления эмоций – древнегреческий театр масок. С развитием сюжета актеры постоянно меняли маски, которые выражали различные эмоции: счастье, печаль, гнев, любовь, страх, ненависть и т.п. Актеры трагедий не имели возможности активно двигаться, поскольку стояли на высоких подставках, и лицо, закрытое маской, не отражало никаких эмоций. Поэтому трагический актер виртуозно владел движениями и жестом. Первой попыткой систематизации знаний о внешних проявлениях чувств человека можно считать труд Аристотеля «Физиогномика». Но некоторые исследователи считают, что физиогномикой еще до Аристотеля занимался Пифагор, но его труды не сохранились. Физиогномика (physis – природа и gnomon – знающий) как искусство чтения внутренних качеств человека по его внешности сложилась в глубокой древности. Именно на основе изучения физиогномики были созданы многие типологии характеров, однако она не может считаться наукой, поскольку не имеет научных оснований. Хотя и нельзя причислять физиогномику к системе знаний, которая занимается невербальным поведением, но она оказала существенное влияние на развитие знаний о невербальных знаках в поведении человека. В своем трактате философ говорит о сходстве людей и животных, при этом люди приобретают черты животных (зооморфные черты), а звери – черты людей (антропоморфные черты). Аристотель и его ученики доказывали, что по внешности можно определить характер и уровень интеллекта человека. За основу брались описания лица, глаз, движений глазами и взгляда, губ, носа, лба, головы, голоса, цвета кожи, цвета волос, густоты волосяного покрова, ног, торса, плеч, шеи и телодвижений. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются такие отрывки: «У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те сильны душой… У кого ноги маленькие, слабые, плохо расчлененные более приятные на вид, чем крепкие, - слабы душой… У кого на ногах кривые пальцы – бесстыжи, также – у кого кривые ногти. У кого глаза маленькие – малодушны; это восходит к соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень большие, и не очень маленькие…» [1]. Из отрывков мы видим, что нельзя считать утверждения Аристотеля научными достижениями, что все его выводы основаны на субъективных чувствах и совершенно не подтверждены фактами. Ведь нельзя говорить о характере человека, основываясь на мускулистости ног, ширине талии, величине глаз, цвете кожи и т.д. У Аристотеля было большое количество последователей: Цельс, Цицерон, Квинтилиан. В Средние века развитием физиогномики занимался Ибн Сина, а в эпоху Возрождения – Леонардо да Винчи, И. Скотт, Ф.Бэкон. Одним из известнейших физиогномистов XVI – XVIII в. можно считать Иоганна Гаспара Лафатера. Его книга «Физиономика» вышла в 1772 – 1778 гг. в г. Лейпциге и г. Винтертуре с большим количеством рисунков. Например, по форме носа, по мнению Лафатера, можно сказать о человеке следующее: «Выгнутый или нет, нос, корень которого широк, означает всегда высшие качества. Эта форма, редка, даже у знаменитых людей, но ее непреложность неопровержима…Сжатый нос выражает легкость получения чувственных ощущений, иногда легкомыслие и беспечность…Нос с углублением при корне непременный знак слабости или робости» [2]. Как мы видим, это замечания, которые довольно далеки от науки. Лафатер опирается на теории о темпераментах, «национальных» характерах, даже используя описания зверей. Научной ценности эти догадки иметь не могут. Гете очень точно определил физиогномику Лафатера как «гениальную эмпирию», то есть научный дилетантизм. Одной из значительных работ в области изучения языка жестов был труд Чарльза Дарвина (1809 – 1882) «О выражении ощущений у человека и животных» («The Expression of Emotions in Man and Animals», 1872). В своей работе Ч. Дарвин опирается на ряд ученых, которые занимались в области невербальной коммуникации, и дает свои комментарии трудам каждого из них. Наиболее интересными, по нашему мнению, являются: Чарльз Белл (1774 – 1842) – физиолог, который «…не только заложил фундамент этого предмета как отрасли науки, но и воздвиг на нем стройное здание» [10, c. 3].Он опубликовал в 1806 г. свой труд в области физиогномики – «Анатомия и философия выражения» («Essays on the anatomy and philosophy of expression as connected with fine arts»). В этой книге содержится много описаний эмоций и большое количество красочных иллюстраций. Ч. Белл показывает тесную взаимосвязь между выразительными движениями и дыхательными движениями. Лемуан так говорит о его труде: «…книга эта представляет собой один из прекрасных памятников науки о связи физических и духовных явлений, хотя и написана в легкой форме и в связи с рассмотрением чисто эстетических вопросов» [10, с. 4]. Дарвин часто ссылается на работу доктора Беррджиса «Физиология или механизм покраснения» «The Physiology or Mechanism of Blushing» (1839). В 1862 г. появляется книга Гийома Дюшена де Булонь «Механизм человеческой физиономии» (1862). Дюшен исследует движения лицевых мышц с помощью электричества. Однако ученый дает неполное научное объяснение функционирования отдельных мышц и не говорит о функциях каждой мышцы. Также Дарвин считает очень ценным курс лекций анатома Пьера Грасиоле, который был опубликован в 1865 г. после смерти ученого по записям конспектов под заглавием «О физиономии и выразительных движениях». «Это очень интересный труд, полный ценных наблюдений» [10, с. 6].Однако теория автора очень сложна, можно привести цитату из его книги: «…ощущение, воображение и даже самая мысль, какой бы возвышенной и отвлеченной она ни казалась, не могут совершаться, не вызывая соответствующего чувства, и это чувство выражается непосредственно, симпатически, символически. И метафорически во всех сферах внешних органов, которые передают их каждый по – своему, согласно роду их специальной деятельности, как будто каждый из этих органов был возбужден непосредственно» [10, с. 6]. Мы видим, что рассуждения П. Грасиоле очень громоздки и расплывчаты, и не дают конкретного описания механизмов возникновения жестов. Другой ученый, на которого опирается Ч. Дарвин – Теодор Пидерит (1826 – 1912), издавший в 1867г. книгу под названием «Научная система мимики и физиогномики». Мы хотим привести фразу, в которой, по мнению Ч.Дарвина, можно дать понятие о взглядах Т. Пидерита: «Выразительные движения проявляются главным образом в многочисленных и подвижных лицевых мышцах, отчасти потому, что нервы, приводящие в движение эти мышцы, берут начало в непосредственной близости от органа мышления, а отчасти и потому, что мышцы эти служат опорой для органов чувств» [10, с. 8]. Мы видим, что Т. Пидерит описывает механизм появления «выразительных движений», однако он акцентирует внимание только на мышцах лица и не берет во внимание движений рук или ног, положения в пространстве. Также о проявлениях чувств говорит Герберт Спенсер в труде «Начала психологии»: «Сильная степень страха выражается в криках, в попытках спрятаться или спастись бегством, в сердцебиении и дрожи: точно такие же проявления сопровождали бы подлинные переживания тех несчастий, ожидание которых возбуждает страх» [10, с. 9]. На наш взгляд, «это и есть теория, пригодная для объяснения большого числа выражений» [10, с. 9]. Однако, несмотря на довольно большое количество работ по физиогномике, многие авторы считают, что проблема зарождения выразительных движений не поддается объяснению. Мы видим, что науки о невербальном поведении как отдельной отрасли знаний в XVIII – XIX в. не существовало, ее развитие происходило в рамках биологии и физиологии, и все процессы рассматривались только с биологической стороны. Однако именно работа Ч. Дарвина стала основой в исследованиях невербального языка. Ученый искал причины возникновения языка жестов, исследовал психологические аспекты невербального поведения, называя его «выражением ощущений». Будучи биологом, Ч. Дарвин первоначально занимался изучением экспрессивного поведения у животных, как они проявляют свои эмоции и ведут себя в различных ситуациях (выражение преданности к хозяину, голода, агрессии и т.п.). Однако ученый этим не ограничивается и продолжает свои исследования в области выражения эмоций у человека в подобных ситуациях. Как оказалось, экспрессивное поведение животных крайне похоже на экспрессивное поведение человека в схожих ситуациях. Исходя из этого, Дарвин пытается объяснить причины и механизмы появления невербальных движений. Принципы Ч. Дарвина о толковании проблемы «выразительных движений» прочно укрепились в психофизиологии. Видные психологи (Вундт, Рибо, Джемс, Болдуин и др.) оценили этот труд как выдающееся событие в учении об эмоциях и их выражении. Именно благодаря Дарвину возник интерес к изучению языка тела и долгое время многие выдающиеся ученые придерживались его взглядов. Тем не менее, мы можем сказать, что развитие невербальной семиотики происходило очень медленно, постепенно накапливая теоретическую базу. Все вышеописанные ученые рассматривали науку о языке жестов только в биологическом аспекте. Следовательно, наука о невербальном поведении человека в современном варианте – очень молодая наука, основные принципы которой начали формироваться только в XX веке. В XX столетии изучение невербального языка человека происходило в рамках психологии. Однако в первой половине века отсутствовал системный подход к изучению невербального языка, проводились различные исследования внешности, движений, выражений лица, но основательных научных работ мы не можем отметить. В более поздний период проблемами невербального поведения занимался американский психолог У.Г. Шелдон (1898 – 1977). В своей работе «Вариации физических характеристик человека» (1940 г.) ученый говорит о том, что по описанию внешности человека можно сделать вывод о его интеллекте, характере и нравственности. Со временем многие ученые стали интересоваться этой темой. Например, Д. Эфрон в работе «Жесты и окружающая среда» показывает новые методы исследования языка жестов. Американские антропологи Д. Бирдвистелл (работа «Введение в кинесику») и Э. Холл (работа «Немой язык») выделили разделы невербального поведения: кинесику (наука о телодвижениях) и проксемику (расположение человека или предмета в пространстве в момент невербальной коммуникации). Продолжателем традиций Западной Европы в отечественной науке стал выдающийся советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960). В своем основательном труде «Основы общей психологи» (1940 г.) он дает объяснение многим психологическим процессам, так же он совершенно по-новому раскрывает такое понятие как «выразительные движения» Ученый дает определение «выразительным движениям» следующим образом: «Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике - выразительные движения лица; пантомимике - выразительные движения всего тела и " вокальной мимике" - выражение эмоций в интонации и тембре голоса)… [28, с. 536]. Мы видим, что определение этого ученого совершенно отлично от трактовок, сделанных до него, и очень близко к пониманию невербальных движений в наше время. Также автор упоминает работы, ранее сделанные в этой области – это работа И.А. Сикорского «Всеобщая психология с физиогномикой» (1912 г.) и книга Н. Н. Ладыгиной – Котс «Исследование познавательных способностей шимпанзе» (1923 г.). С.Л. Рубинштейн о теории происхождения «выразительных движений» пишет так: «В основе этой теории выразительных движений лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Она извне соотносит движение с переживанием, называя это движение выразительным, она трактует его как сопутствующее, сопроводительное; реальная связь у выразительного движения имеется лишь с порождающими его процессами иннервации» [28, с. 538]. По нашему мнению, ключевой тезис работы ученого заключается в том, что «выразительные движения» «выполняют определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения; они - средство сообщения и воздействия, они – речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии» [16]. В 60-е гг. ХХ в. теорией невербальной коммуникации занимался А.А. Реформатский (1900 – 1978), который написал статью " О перекодировании и трансформации коммуникативных систем" (1963). В статье идет речь о сосуществовании в коммуникации людей нескольких знаковых систем, затрагивается проблемы о функционировании этих систем. Также А.А. Реформатский говорит, что без решения вопроса о происхождении невербальной коммуникации и об ее соотношении с вербальной, «немыслимо моделирование коммуникативных систем и самого мыслительного процесса» [20]. Эти вопросы поднимаются в статьях Т.М. Николаевой, Б.А. Успенского, книге Г.В. Колшанского «Паралингвистика». Исследуя эту проблему, можно также выделить работу Е.А. Вансяцкой и Ф.И. Карташковой «Невербальные компоненты коммуникации в английском художественном тексте». Показательной является цитата Е.М. Верещагина: «Так как обмен информацией возможен только с помощью знаковых систем, или – в общей теории семиотики – языков, во всех случаях мы сталкиваемся именно с языками, но языками особого рода. Все их объединяет выключенность, отсутствие слов, поэтому их обычно называют невербальными» [3, с. 66]. Явление паралингвистики в отечественной науке впервые было описано советским языковедом Н.В. Юшмановым (1896 – 1946 гг.) в 30-х г. в его работе «Экстранормальная фонетика». Но в научную литературу было введено в 40-х гг. А.А. Хиллом, а интенсивное развитие этой науки началось только в начале 60-х гг. ХХ в., когда языкознание вышло за пределы изучения только языковой системы. Паралингвистика является новый языковедческой дисциплиной, это раздел языкознания, который изучает невербальные (неязыковые) средства общения, включенные в процесс речи и предающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию (от греч. греческого «para» в значении «около» и «linguistics» - лингвистика). Паралингвистику следует определять как вспомогательную область лингвистики, изучающую функциональное использование паралингвистических средств для формирования конкретного речевого высказывания. К паралингвистическим средствам должны быть отнесены только те проявления физического состояние говорящего, которые необходимы для восполнения пробелов в вербальной коммуникации. Они не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, но речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без невербального сопровождения. Но и сами паралингвистические средства, рассматриваемые вне определенного высказывания, остаются немым антуражем. Общение исключительно средствами параязыка невозможно (большинство ученых не включают язык глухонемых в паралингвистику), но и речевая коммуникация имеет неполное и неточное значение без невербального «подтекста». Таким образом, происходит соприкосновение и стыкование двух систем: первичной - языковой, и вторичной - паралингвистической. В связи с установлением этой тесной взаимосвязи, выделяются три функции: 1) дополнительная информативность (иногда противоречащая смыслу вербальной); 2) экономия языковых средств («хочешь пойти с нами?» вместо этого жесты «да/нет»); 3) дополнение языкового высказывания, усиление смысла «я хочу вот этот красный шар» с соответствующим указательным жестом. Некоторые виды и функции паралингвистических средств изучались ещё в работах Н.В. Юшманова по «экстранормальной фонетике». Однако было бы ошибочным полагать, что все паралингвистические средства служат только для выражения эмоций. Действительно, некоторые из них можно было бы охарактеризовать как выразители эмоциональности. К таким средствам можно отнести жесты, мимику и считать, что они предназначены для выражения языкового содержания. Наблюдения над языком в живой речи представляют немало доказательств тому, что жесты и мимика могут сопровождать и самые нейтральные с эмоциональной точки зрения высказывания, представляющие собой констатацию фактов. Часто паралингвистические средства (в том числе жесты и мимика) могут подкреплять собой мысли о различных признаках предметов, о которых идёт речь. Здесь можно указать на различное использование одних или тех же жестов человека, например, для выражения согласия, удивления, гнева и т.д. [29]. Набор этих средств достаточно многообразен, но одновременно и типичен, что особенно ярко обнаруживается при анализе диалогов в художественных произведениях, где авторские пояснения опираются на определенные паралингвистические явления. К ним относятся авторские ремарки: гладит по голове, загораживает дорогу, щелкает пальцами, машет руками, разводит руками, пожимает плечами, кивает, пошатывается, дергается. В настоящее время лингвисты располагают недостаточным количеством работ, посвященных конкретному изучению взаимодействия вербального языка с всевозможными паралингвистическими средствами, и их участие в языковой структуре. Здесь можно указать на небольшую работу Л.А. Капанадзе и Е.В. Красильниковой, в которой описаны попытки классификации отдельных жестов, употребляемых в русском языке. Авторы стремятся проиллюстрировать и определить возможность дополнения жестами пробелов речевого высказывания. Примеры, приводимые в их работе, весьма убедительны. Авторы указывают на наличие разнообразных рисунков жестов людей, например, свободное движение кистью руки, перечисление по пальцам, движение указательного пальца, движение одной руки и т.д. Поскольку соотношение речевого акта с неязыковыми средствами способствует формированию однозначного восприятия речевого сообщения, паралингвистика не может быть разделом науки, изучающей просто ситуации и поведение человека, а должна быть наукой, ставящей себе задачу непосредственно лингвистического истолкования неязыковых факторов применительно к конкретной структуре речевого высказывания.
|