![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 8. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий
Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. 5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение. II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору: 1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится. 2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. 3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков. 4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности. III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала: 1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. 2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение. IV. Классификация памяти по способу запоминания: 1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания. 2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей. 3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания (в т.ч. мнемонические приемы). С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам: 1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической; 2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активными и осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации; 3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Мнемотехника (мнемоника) (греч. mneme – память, techne – искусство, mnemonikon – искусство запоминания; Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти в греческой мифологии) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций. При запоминании информации следует помнить, что: 1) сравнительно простые события в жизни, произведшие сильные впечатления на человека, запоминаются прочно и надолго; 2) чем больше умственных усилий прилагает человек для запоминания чего-либо, тем легче оно затем воспроизводится; 3) положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию и воспроизведению, а отрицательные – препятствуют; 4) привычка к осмысленному воспроизведению способствует запоминанию и воспроизведению; 5) большую роль в запоминании и воспроизведении играет повторение, которое лучше распределить во времени таким образом, чтобы на начало и конец приходилось больше повторений, чем на середину; 6) для лучшего запоминания материала рекомендуют повторять его перед сном.
|