III. Общие основы педагогики.
3.1. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как прикладная философия. Педагогика как теория обучения и воспитания. Основные этапы развития педагогики. Культура, цивилизация, гражданственность и образованность. Понятие о системе образования. Функции образования: воспроизводство и развитие. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Цели и идеалы образования и воспитания. Понятие и цель дисциплины. Дисциплина и ее искажение. Ошибочность антиномии «свобода или принуждение». Возможность дисциплины через свободу. Идеалы свободного образования. Средства и методы воздействия на личность.
3.2. Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.
Основные сферы жизнедеятельности личности: деятельность, игра, обучение. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности. Научение как результат обучения. Педагогический акт как организация понимания. Психологические факторы влияющие на процесс обучения. Основные категории дидактики. Виды и методы обучения. Особенности традиционного и альтернативного обучения. Социально-психологическое обучение. Игра, урок и творчество. Философские и психологические теории игры. Проблема организации игры. Активные методы обучения. Развивающее обучение. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств. Теории воспитания. Социальная среда и ее воспитательные функции.
3.3. Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.
Система Фребеля. Монтессори и экспериментальная педагогика. Использование принципа погружения при обучении. Вальдорфская школа. Значение авторитета при организации обучения. Проблема самоуправления. Концепция В.В.Давыдова. Современные тенденции образования. Модели семейных взаимоотношений. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Возможные причины конфликтов в семейных отношениях и их профилактика. Влияние самооценки на отношения в паре. Человек для себя (концепция Э.Фромма).
3.4. Акмеологические основы личностного и профессионального развития.
Термин акмеология. Потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала, продвижение к собственным вершинам совершенства. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.
Учебно-методическая карта дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов.
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия)
| Литература
| Форма контроля знаний
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные
занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Общая психология и психология личности
|
|
| |
|
|
|
| 1.1.
| Введение в психологию. Характеристика сознания.
1. Предмет психологии.
2. Исследования в психологии.
3. Становление сознания.
4. Состояния сознания.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [10] [15]
|
| 1.2
| Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие.
1. Классификация ощущений.
2. Общие свойства ощущений.
3. Активность восприятия.
4. Виды восприятия.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [7] [17] [21]
|
| 1.3
| Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память.
1. Характеристика внимания.
2. Управление вниманием.
3. Общая характеристика памяти.
4. Способы управления памятью.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [7] [17] [21]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.4
| Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь.
1. Характеристики мыслительного процесса.
2. Способы активизации мышления.
3. Воображение и мышление.
4. Речь как инструмент мышления.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [7] [17] [21]
|
| 1.5
| Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности
1. Воля как характеристика сознания.
2. Потребности. Мотив и поведение.
3. Характерные особенности психических состояний.
4. Механизмы возникновения стресса.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [7] [17] [21] [11]
|
| 1.6
| Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности.
1. Этапы и механизмы формирования личности.
2. Социализация личности.
3. Структура личности.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [36] [43] [9] [4д]
| сам.раб.
| 1.7
| Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности.
1. Самосознание и человеческое «Я».
2. Функции самосознания.
3. Смысложизненные ориентации.
|
|
|
|
| [38]
| [36] [43] [22] [18]
| сам.раб.
| 2.
| Социальное поведение человека
и психология управления
|
|
| |
|
|
|
| 2.1
| Социальная психология в контексте науки и культуры. Характеристика общения.
1. Категории социальной психологии.
2. Аспекты общения.
3. Стороны общения
4. Механизмы социального познания.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [22] [35] [15] [19д]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2
| Психология взаимодействия людей в группе. Характеристика конфликта.
1. Структура группы, основные ее показатели.
2. Понятие коллектива.
3. Эффективность групповой деятельности
4. Управление конфликтом.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [22] [35] [15] [19д]
|
| 2.3.
| Личность и группа как объект управления
1. Основные психологические характеристики структурных групп в организации.
2. Коммуникации в организации.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [33д] [43д] [64д]
| реферат
| 2.4
| Роль и психологические функции руководителя.
1. Руководство и лидерство.
2. Стили руководства в управлении группой.
3. Психология власти-подчинения.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [33д] [43д] [64д]
| реферат
| 3.
| Общие основы педагогики
|
|
| |
|
|
|
| 3.1.
| Педагогика в системе наук о человеке
1. Педагогика как прикладная философия.
2. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.
3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [2] [5] [13] [27]
|
| 3.2.
| Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.
1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
2. Основные категории дидактики.
3. Социальная среда и ее воспитательные функции.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [2] [5] [13] [27]
|
| 3.3
| Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.
1. Современные тенденции образования.
2. Модели семейных взаимоотношений.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [2] [5] [13] [27]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.4
| Акмеологические основы личностного и профессионального развития.
1. Термин акмеология.
2. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.
|
|
|
|
| [38]
комп. пр.
| [2] [5] [13] [27] [1д]
| сам. раб.
реферат
| | Всего
|
|
| |
| | | |
|