Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВЕДЕНИЕ. Электронный учебно-методический комплект по дисциплинеСтр 1 из 31Следующая ⇒
Электронный учебно-методический комплект по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
автор А.И.Скринник
Минск 2011
Содержание
Учебная программа
Учебная программа «Основы психологии и педагогики» составлена на основе типовой учебной программы «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений/сост.: А.И.Жук [и др.]. – Минск: РИВШ, 2007. – 56с., регистрационный номер УДК 15: 37.0(073), ББК 88: 74.0
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин
_________2011, протокол №____
Заведующий кафедрой _________________В.Г.Филяков
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»
___ _____2011, протокол №____ Председатель ______________Ю.П.Сергиенко ВЕДЕНИЕ Популярность психологии и педагогики в учебных заведениях выросла за последние годы в силу того, что, во-первых, студенты пытаются найти в данных предметах теории и перспективы, которые помогли бы приспособиться к сегодняшнему обществу, найти выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций, во-вторых, проблема развития личности становится более актуальной. Овладение научными знаниями по психологии и педагогике не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Программа данного курса состоит из четырех модулей. В первом модуле обсуждается проблема развития высших психических процессов и общие этапы их формирования; описание каждого из них – восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоции и речи, а также сознания, как их синтеза; дается представление об организации психологической защиты человека и способах ее преодоления. Второй модуль включает описание основных составляющих биологического фундамента личности — темперамента, задатков и способностей, которые определяют врожденную уникальность человека; возможности формирования отдельных черт и качеств человека, которые складываются в понятие «характер»; раскрывает субъективный мир психики человека и его становление в зависимости от самооценки, уровня притязаний и влияния профессиональных ролей. Третий модуль поднимает вопросы социальной психологии и психологии управления: функций общения, возможностей точно передавать и принимать информацию, взаимодействия людей в группах, управления конфликтом. Во втором разделе рассматриваются основные принципы и методы управления людьми и группами. Личность и группа рассматриваются как объект управления, анализируется роль и психологические функции руководителя. Четвертый модуль посвящен психологическим аспектам современной педагогики, включенности психологии в педагогику; рассмотрению средств и методов психологического воздействия на личность, общих принципов дидактики, моделей образования и воспитания на примерах конкретных педагогических школ; изложению современных представлений о семейных взаимоотношениях, проблемы взаимодействия поколений. Программа курса составлена на основе учебной программы для высших учебных заведений «Основы психологии и педагогики» и включает в себя следующие формы работы: - теоретический блок знаний в форме лекций, - семинарские занятия, - практикум с использованием активных методов обучения, - написание рефератов по заданной теме, - самостоятельная управляемая работа. Курс завершается сдачей студентами экзамена.
Целью курса является обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями и научными понятиями в области психологии и педагогики; формирование специалистов, владеющих процессами межличностного взаимодействия, взаимопонимания, самовыражения, стремящихся к личностному росту, осознающих свою индивидуальность. Задачи курса вытекают из практических потребностей студентов в знании данной дисциплины: формирование психологической культуры и компетентности в профессиональной деятельности. В результате освоения курса студент должен знать: - сущность и ключевые категории психологии и педагогики; - основные закономерности и положения психологии и педагогики; - направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности; уметь характеризовать: - психические состояния, процессы и личностные особенности; - психологию личности и социальных групп; - закономерности педагогического процесса; - основные принципы, формы и методы обучения и воспитания; уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать; - причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения; - психологические особенности индивидуального стиля управления; - педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучающегося; - воспитание как процесс социализации личности; - закономерности и принципы развития творческой индивидуальности; приобрести навыки и качества: - развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности; - совместной созидательной деятельности; - конструктивного делового и межличностного общения в коллективе СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|