![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение.Стр 1 из 13Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В России, переживающей в настоящее время глубокие социальные последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Их последствиями часто становятся попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. Эти социальные явления игнорировать чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия. Поэтому проблема эффективной организации социально-педагогической работы с подростками, склонными к бродяжничеству, особенно актуальна в сегодняшних условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни. Проблема бродяжничества рассматривается современными исследователями (М.Н.Мирсагатова, В.С.Мухина, Е.Г.Слуцкий и др.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин " бродяжничество" часто выступает как рядоположенный с терминами " беспризорность" и " безнадзорность" и, более того, в неразрывной связке с последними (А. В. Глаголева). Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно " бродяжничество" выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и, в то же время, выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной проблемой и объектом социально-педагогических исследований во многих странах Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для современной России. Отсутствие должного ухода содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в достаточно большом количестве семей не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях. Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих положение семей группы риска, дающих наибольшее число беспризорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи наиболее востребованными являются превентивные меры в работе с данной категорией подростков. Особое значение в превентивной работе имеет профилактика – «комплекс мер, … направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонения в ее поведении»[1] […., с. 274]. Объект исследования: профилактическая деятельность социального педагога в условиях школы. Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике бродяжничества подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Целью работы является разработка и обоснование комплекса превентивных мер по выявлению и профилактике бродяжничества подростков в условиях общеобразовательного учреждения Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-педагогическая профилактика бродяжничества подростков будет наиболее эффективна, если разработан комплекс превентивных мер, который будет направлен: § на выявление подростков, склонных к бродяжничеству, конкретные причины; § на поддержку мотивации у детей и подростков, позволяющей вовлекать них в деятельность, интересную по содержанию и разнообразную по формам с учетом их способностей и возможностей; § на учет особенностей взаимодействия семьи и школы в решении проблемы; § на работу, в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Задачи исследования: - проанализировать научную литературу, результаты социально-педагогических опросов, публикаций в средствах массовой информации, посвященных проблеме профилактики бродяжничества несовершеннолетних; - проанализировать причины, оказывающие наиболее существенное влияние на уровень подросткового бродяжничества; -изучить историю социальной работы в этом направлении и проанализировать основные современные проблемы и пути решения в сфере профилактики бродяжничества; -разработать и экспериментально проверить комплекс социально-педагогических мер по работе по профилактике бродяжничества подростков. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, статистическая обработка материалов исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что предложен и апробирован комплекс мер и разработаны рекомендации по профилактике бродяжничества в среде детей и подростков для организации соответствующей работы со школьниками в условиях общеобразовательного учреждения. База исследования: МБОУ СОШ – № 1 г. Выборга Ленинградской области
|