Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика психики животных.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Общая характеристика психики животных. Психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Психика животных неотделима от их поведения, под которым понимается вся совокупность проявлений внешней, двигательной активности животного, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Врожденный отбор раздражителей, формы приобретенного отбора раздражителей (поисковый образ и избирательное внимание) Отбор раздражителей – закономерность в восприятии, заключается в реакции только на те раздражители, которые в данный момент важны животному, и игнорировании остальных раздражителей. Врожденный отбор раздражителей - это фильтрация стимулов, связанных с возможностями сенсорного оснащения (пример – ультразвук) Приобретенный отбор раздражителей. Выделяют 2 формы: 1.Поисковый образ (образ искомого) создается путем научения. 2. Избирательное внимание – это тип фильтрации стимулов, при котором все свойства стимульной ситуации, хотя и регистрируются органами чувств животного, но управляют его поведением лишь некоторые из них. Облигатное обучение (суммарная реакция, привыкание, импритинг) Облигатное научение - совокупность умений, необходимая для выживания особи. Облигатное обучение (неассоциативное, стимул зависимое) – сюда относятся все формы научения, которые в естественных условиях совершенно необходимы для выполнения жизненных важнейших функций, т.е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Результаты облигатного научения в одинаковой мере необходимы для выживания всем представителям данного вида. Характерный признак облигатного научения: оно может осуществляться только на протяжении определенных, сензитивных периодов онтогенеза. Эти периоды начинаются вскоре после рождения животного и являются непродолжительными. Выделяется несколько форм облигатного научения: - Суммарная реакция. В ее основе: процессы сенсибилизации (высокой чувствительности нервной ткани к раздражителям) и фасилитации (облегчение запуска других реакций). Свойства суммационных реакций: не могут существовать длительное время и обречены на исчезновение, вызывающие их раздражители не обладают специализированными сигнальными значениями, после исчезновения суммарные реакции сами не восстанавливаются, их исчезновение - это разрушение, а не угасание. Для примитивных существ она выступает как одна из форм индивидуального приспособления. - Привыкание – устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления стимула, который не сопровождается биологически значимым объектом. Привыкание (габитурация) - это исчезновение реакции или снижение вероятности появления и интенсивности реакции, происходящее при неоднократном повторении вызывающего реакцию раздражителя. - Запечатление (импринтинг) - очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов. Запечатление совершается лишь в течение определенных сенсибильных периодов. Результаты запечатления отличаются исключительной прочностью. Объекты запечатления: родительские особи, братья и сестры, будущие половые партнеры. Возможно также запечатление внешних признаков постоянных врагов. Чаще всего запечатление происходит вскоре после рождения, в течение весьма ограниченного сенсибильного периода, нередко при первой же встрече с объектом запечатления. Факультативное обучение (классические и инструментальные условные рефлексы) Факультативное научение -приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения. Факультативное научение модифицирует, совершенствует и приспособляет видотипичное, врожденное поведение в соответствии с особыми, частными, преходящими, случайными элементами среды обитания особи, поэтому факультативное научение носит индивидуальный характер, оно не приурочено к сенсибильным периодам и отличается большой лабильностью и обратимостью. - Классический условный рефлекс – индифферентный раздражитель сочетается с безусловным агентом, вызывая безусловный рефлекс. При выработке классических рефлексов, последовательность событий в опыте зависит от хода эксперимента. Животное производит какую-либо реакцию, чаще - реакцию внутренних органов (например, слюноотделение), которая впоследствии связывается с новым стимулом. Животное как бы отвечает старым способом на новый стимул. Такие условные рефлексы обеспечивают первичную ориентацию животного по признакам окр. среды еще с самого начала любого поведенческого акта. С их помощью животные адаптируются к внешней среде. - Инструментальные условные рефлексы- поведение животного само служит важным фактором, определяющем ход событий. Процедура инструментального научения: положительное или отрицательное подкрепление подается при определенной реакции животного - “правильной” или “неправильной” с точки зрения экспериментатора. Когнитивное обучение (латентное обучение, психонервное поведение) Когнитивное обучение основано на извлечении законов связей между отражаемыми элементами среды - Латентное обучение - образование ассоциаций между индифферентными раздражителями и стимулами. В основе этого научения лежит исследовательская мотивация. В ходе исследовательского поведения строится когнитивная карта. У животного формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде. После этого животное может переходить к нормальной повседневной жизни. - Психонервное (образное) поведение – у высших позвоночных при первом же восприятии местоположения пищи создается некий образ или конкретное представление о пище и ее местоположении. Впервые психонервное поведение описал И.С. Бериташвили, выделил характерные особенности: * психонервная активность интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, производящее целостный образ. Для этого достаточно, чтобы животное один раз восприняло данную среду. * психонервный комплекс легко воспроизводится под влиянием только одного компонента внешней среды или напоминающих стимулов * воспроизведение может происходить спустя длительное время, иногда образ может удерживаться всю жизнь без повторного воспроизведения. * при такой форме обучения устанавливаются временные нервные связи между нервным субстратом и двигательными центрами ГМ * двигательная активность животного при репродукции образа зависит от условий его формирования, от давности возникновения, от жизненного значения и пространственных признаков ситуации * психонервная активность высших позвоночных животных преобладает над другими формами обучения и является определяющим фактором поведения Элементарная рассудочная деятельность (экстраполяция, инсайт, вероятностное прогнозирование Элементарная рассудочная деятельность животных имеет несколько свойств: способность улавливать простейшие эмпирические закономерности, возможность оперирования или построения программы поведения в новой ситуации. Рассудочная деятельность выражается в феноменах: - Экстраполяция – проявление рассудочной деятельности, при котором сначала воспроизводятся изменения в среде для построения своего будущего поведения. - Вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации об имеющемся стимуле или ситуации. Оба эти фактора служат основой для построения гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из них присваивается определенная вероятность осуществления. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям. Направления прогнозирования: свои действия, возможные действия партнера, собственные энергозатраты, учет прошлого опыта (происходит все вне зависимости от субъекта). - Инсайт – способ решения задач, основанный на внутреннем неконтролируемом связывании элементов предыдущего опыта, из которых складываются новые решения. Инсайт - высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекопитающим, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации, животное остается неподвижным и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между компонентами среды.
|