Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема наличия высших психических функция у животных.






Способность животных к обобщению и абстракции

Обобщение и абстрагирование обеспечивают ту сторону мышления животных, которая основана на способности в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений. Это обеспечивает возможность не только реагировать на конкретные признаки единичных предметов и явлений, усвоенные в процессе обучения, но и создает основу для адекватных реакций в новой ситуации, при появлении новых стимулов или событий того же класса. Операция обобщения тесно связана с функциями памяти.

Обобщение - мысленное выделение наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий; переход от единичного к общему. Благодаря операции сравнения поступающей информации с хранящейся в памяти животные могут совершать адекватные реакции в новых ситуациях.

Абстрагирование -независимость сформированного обобщения от второстепенных, несущественных признаков. Это «удаление от чувственных корней, от конкретного образа предмета, от комплекса вызываемых им непосредственных ощущений» (Сеченов).

Способность к обобщению и абстрагированию зависит от возраста животного, его индивидуальных особенностей, от уровня филогенетического развития данного вида.

Соц. маневрирование и манипулирование

Большое значение для приобретения и обогащения индивидуального опыта, для познавательной деятельности животного имеет манипулирование - активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних конечностей. Проявляется в пищедобывательной и гнездостроительной активности животных.

Если иметь в виду познавательное значение манипулирования, то следует выделить формы, при которых животное удерживает предмет перед собой свободно на весу обеими или одной конечностью. Такая фиксация предмета дает животному наилучшие возможности для комплексного (оптического, ольфакторного - запах, тактильного, кинестетического и пр.) обследования, особенно в ходе деструктивного воздействия на него (практического анализа).

У высших животных манипулирование выступает как ведущий фактор развития сенсомоторных функций. Это обусловлено тем, что в ходе манипулирования животное вступает в наиболее а ктивный контакт с предметными компонентами среды и получает наилучшие возможности для ознакомления с ними, а также для многообразного воздействия на них.

Дж. Гудолл описывает тип отношений, которые называет «соц. маневрированием» и «соц. манипулированием»:

Детеныш высокоранговой самки довольно рано начинает замечать, что когда его мать рядом, некоторые животные (Б) ведут себя совершенно иначе, чем когда она далеко. Поэтому ему не следует пытаться отобрать у такого сородича пищу, если мать далеко и не сможет его защитить. Позже он обнаруживает, что особенно осторожным ему надо быть в присутствии В - союзника Б, потому что соц. ранг его матери может быть недостаточным для победы над Б+В. Но если рядом с матерью находится ее взрослый сын или дочь, то вместе они могут устрашить и эту пару, усвоив постепенно, каковы их отношения с другими обезьянами, он замечает, как они меняются в зависимости от близости его самого и матери. Так детеныш шимпанзе расширяет свои знания о «правилах поведения» в сообществе.

В результате накопления такой информации и непосредственного опыта детеныш выучивается «правильно вести себя» в различных ситуациях и предвидеть возможное влияние поведения - его собственного и союзников на других животных. Напр, если детеныш видит, что обезьяна В атакует Г, он понимает, что Г может повернуться и напасть на него самого, т.е. переадресовать агрессию. Если А способен предвидеть такой поворот событий, то он может избежать нападения Г: не попадать под горячую руку. Более того, если А, наблюдая взаимодействия между В и Г, понял, что В старше по рангу, то он сообразит, что В - более выгодный для него союзник против Г, чем Г как союзник против В. Накапливая такой опыт, детеныш шимпанзе приобретает спо­собность ловко лавировать в самых разных ситуациях.

Проблема наличия сознания у животных

Проблема сознания у животных неоднозначна. Существует ряд мнений о его наличии. Одни ученые утверждают, что его нет, другие – что есть. Связано это в большей степени с тем, что ученые не могут однозначно прийти к мнению о приемлемом определении сознания у животных.

Подходы к пониманию феномена сознания

Гриффин - сознание -способность организма создавать психические образы и использовать их для управления своим поведением. Хамфри -сознание как самосознание, которое используется организмом, чтобы предсказать поведение других индивидуумов. Хаббард -сознание подразумевает осознание себя как нечто отличное от других.

Намеренность поведения

У животных выделяются движения-намерения как показатели того, что именно животное собирается делать. Другая форма поведения животных, которая производит впечатление намеренности, - это наблюдаемая у некоторых птиц отвлекающая демонстрация, демонстрация ложного повреждения организма.

Использование орудий

Использование орудий -использование тех или иных предметов внешнего мира в качестве функционального продолжения какой-либо части тела для достижения ближайшей цели. Орудийная деятельность распространена у животных: у обезьян, слонов, грызунов, выдр, медведей, птиц.

Характерная особенность орудийной деятельности животных- быстрая фиксация и ритуализация найденных однажды решений и полнейшее нежелание переучиваться при изменении обстоятельств.

Минимальное развитие у шимпанзе орудийной деятельности, т.е. употребление предмета как вспомогательного средства для достижения какой-либо биологически значимой цели, Ладыгина-Котс объясняет тем, что и в естественных условиях такая форма обращения с предметами встречается редко.

Орудием может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. Орудие труда же непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. При орудийных действиях обезьян за орудием не закрепляется его «рабочее» значение. Произведенная обезьяной с помощью орудия операция не фиксируется за ним, и вне его непосредственного применения обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия.

Сознание и самосознание у животных

Гулд - сознание «за всю историю жизни на Земле было подарено только нашему виду». Стивен Харнад: «Сознание- это способность иметь определенные переживания».

Осознание смерти и церемониальное захоронение предположительно являются доказательством и результатом самосознания. Однако шимпанзе, как и все другие животные, не осознают того факта, что они умрут, и не производят ритуального захоронения своих умерших. Если понимание смерти и захоронение мертвых является доказательством самосознания и если никто из животных не понимает смерть и не погребает своих умерших, то ни одно животное не обладает самосознанием.

В 1992 г. Дональд Р. Гриффин опубликовал книгу о самосознании животных «Разум животных: от познания к сознанию». Во втором издании (2001 г.) ученый предложил такую оценку «Принципиальная разница между сознанием чел-ка и животного заключается в его содержании».

Роберт Вессон считает, что самосознание отличается от простой обработки информации. Шимпанзе или орангутанг с нарисованной краской точкой на лбу, возможно, в состоянии обработать информацию, которая подсказывает ему, что у него на лбу точка. Но означает ли это, что данное животное обладает намерениями, воображением, способностью к исследованиям, чувствами и всеми другими вещами, которые мы обычно ассоциируем с сознанием и/или самосознанием? Вряд ли.

Одна из вещей, которая отличает человеческий мозг/сознание от сознания животных – это то, на что способен человеческий мозг. Энтони О’Хиэр: «Животное, обладающее сознанием, возможно, что-то знает… но только существо, обладающее самосознанием, знает, что оно что-то знает».

На сегодня не существует научных или философских данных, демонстрирующих, что животное «знает, что оно что-то знает». Только человек обладает такой способностью.

Осознание собственного тела

Проводился ряд опытов по осознанию животными собственной позы или деятельности. В экспериментах крыс обучали нажимать на один из четырех рычагов в зависимости от того, какой из четырех активностей было занято животное, когда раздавался звук. Напр, если этот сигнал заставал крысу в момент, когда она чистила шерсть, она должна была нажимать на «груминговый» рычаг, чтобы получить пищевое подкрепление. Крысы научились нажимать на рычаги в зависимости от того, занимались ли они чисткой шерсти, ходили, поднимались на задние лапки или находились в покое в момент, когда слышался звук. Результаты: крысы способны строить инструментальное поведение на основе информации о собственном поведении и сигналов, поступающих из внешней среды. В каком-то смысле крысы должны знать о своих действиях, но это совсем не означает, что они их осознают. Они могут осознавать свои действия точно так же, как и внешние сигналы.

Многие животные реагируют на зеркало так, как будто они видят других особей своего вида. Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что шимпанзе и орангутаны могут узнавать себя в зеркале. Молодые шимпанзе, рожденные на воле, пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые другим путем увидеть невозможно. Ученый Гэллап наносил небольшие пятнышки красной краски на бровь и противоположное ухо нескольким шимпанзе, когда они находились под легкой анестезией. Шимпанзе, выйдя из наркотического состояния, прикасались к этим частям своего тела не чаще, чем обычно. Тогда он дал обезьянам зеркало. Шимпанзе начали разглядывать свои отражения в зеркале и постоянно трогать окрашенные брови и уши.

В возрасте 4, 5—5 лет многие шимпанзе, гориллы и орангутаны явно могут узнавать себя в зеркале, осознавать свое отличие от окружающих и пользоваться зеркалом во многом так, как это делают люди.

Коммуникационное поведение приматов

У современных обезьян средства общения, коммуникации отличаются своим многообразием, выраженной адресованностью, побуждающей функцией, направленной на изменение поведения членов стада. Тих отмечает большую выразительность средств общения обезьян и их сходство с эмоциональными средствами коммуникации у чел-ка. Но в отличие от чел-ка, коммуникативные средства обезьян – звуки, телодвижения – лишены семантической функции и поэтому не служат орудием мышления. Коммуникация высших приматов отличается от общения других млекопитающих. Она более разнообразна и дифференцирована, обильна жестами, напоминает жесты людей. Выделяются следующие жесты: приглашение к пище, дружеское похлопывание, складывание рук на груди в знак недовольства. У приматов нет способности говорить членораздельно в силу физиологических особенностей. Зато их можно обучить языку глухонемых.

Коммуникация в природе

Коммуникация имеет место, когда животное или группа животных подают сигнал, вызывающий ответную реакцию. Обычно те, кто посылает, и те, кто получает коммуникативный сигнал, принадлежат к одному виду. Животное, получившее сигнал, не всегда отвечает на него явной реакцией. Большинство видов животных не имеет " настоящего языка". " Разговор" состоит из немногочисленных основных сигналов, которые необходимы для выживания особи и вида. Коммуникативный сигнал может передаваться звуком или системой звуков, жестом или другими телодвижениями, включая мимические; положением и окраской тела или его частей; выделением пахучих веществ; физическим контактом между особями. Животные принимают коммуникативные сигналы и другую информацию о внешнем мире с помощью физических чувств - зрения, слуха и осязания, а также химических чувств - обоняния и вкуса. Немногие животные (приматы), передают информацию с помощью комбинации разных сигналов - жестов, телодвижений и звуков, что расширяет возможности их " словаря". Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств и тем совершеннее аппарат биокоммуникации.

Эксперименты по обучению приматов языку

Американс. ученый Д. Премак, пытался с помощью системы оптических сигналов научить шимпанзе человеческому языку. По этой системе у обезьяны вырабатывались ассоциации между отдельными предметами (кусками пластика) и пищей, причем применялась методика «выбора на образец»: чтобы получить лакомство, обезьяна должна выбрать среди разнообразных кусков пластика и дать экспериментатору тот, который ей перед этим показывался. Также вырабатывались реакции на категории объектов и формировались обобщенные зрительные образы. Эти опыты эффектно показывают исключительные способности человекообразных обезьян к «символическим» действиям и обобщениям, большие их возможности общения с человеком и развитие их интеллекта – все это в условиях особенно интенсивных обучающих воздействий со стороны чел-ка.

Опыты с шимпанзе Сарой, которая научилась считать и писать с помощью карточек. С появлением компьютеров начался новый этап экспериментов на приматах - шимпанзе Лана освоила клавиатуру и действия с ней.

Однако эксперименты, вопреки замыслам их авторов, не доказывают наличия у антропоидов языка с такой же структурой, как у чел-ка потому, что шимпанзе «навязали» подобие человеческого языка вместо того, чтобы установить с животным коммуникацию с помощью его собственных естественных средств общения.

Эксперименты по обучению языку не-приматов

В 80-х гг И. Пепперберг исследовала способность не-приматов к усвоению и употреблению не свойственных виду знаковых систем, используя в качестве языка-посредника человеческую речь. Она работала с попугаями. Пепперберг впервые удалось поставить эксперименты, в результате которых можно судить об уровне «языкового мышления» у попугая. Разработанный ею метод отличается тем, что в процессе обучения участвуют одновременно два обучающих чел-ка. Один (основной) обучающий обращается как к чел-ку (второму обучающему), так и к попугаю. Второй обучающий является, с одной стороны, учеником и моделью для ответов попугая, а с другой как бы его соперником. Это метод треугольника.

В результате экспериментов серый жако Алекс знал английские названия более чем 80 предметов и названия категорий «цвет», «форма», «материал». Он правильно отвечал на многочисленные вопросы, касающиеся свойств предмета.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал