Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция психики человека
Проблема происхождения психики (определение психики, подходы к проблеме происхождения психики, подход А.Н. Леонтьева к происхождению психики) Психика - высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем (М.Г. Ярошевский) Психика - система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия. (В.А. Петровский) Психика – свойство живых, высокоорганизованных материй, которое заключается в их способности отражать своими состояниями данными им самим активно в субъективной форме, окружающую их, независимо от них существующую действительность (Г.Г. Филиппова) Подходы к проблеме происхождения психики: 1. антропопсихизм – разделяется еще на 2 воззрения – материализм (предпосылки психики должны иметься в животном мире) и идеализм (психика дана от Бога, только чел-к ею награжден, у др. живых существ ее нет) – (Аристотель, Декарт) 2.панпсихизм – психика присуща всему материальному миру. Представители: 1.Фехнер «можно изучать психическое через физическое и субъективное через объективное», 2. Де Шарден «психика – это свойство материи, и каждый атом обладает психикой, чем больше атомов взаимодействуют, тем сложнее уровень психики» 3.биопсихизм – психика присуща всему живому (Геккель, Вундт), у растений она представлена душой 4.нейропсихизм – развитие психики тесно связано с развитием ЦНС (Дарвин, Г. Спенсер, А.Н. Леонтьев). 5. анималопсихизм – психикой обладает лишь животное, в том числе и чел-к (Платон, Спенсер, Сеченов) Подход А.Н. Леонтьева к происхождению психики. Стадии психич. развития: 1.элементарная сенсорная стадия (низший и высший уровень) – на этой стадии отражается лишь одно свойство объекта. Преобладание инстинктивных форм поведения. Характерна для беспозвоночных и рыб. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию 2. перцептивная стадия (низший и высший уровень)- деятельность животного определяется тем, что выделяется содержание деятельности, направленное на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Появляется восприятие – окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных образов объектов. В структуре деятельности появляются операции. Деятельность начинает отвечать на условия среды. Появляется игровая деятельность как новообразование данного уровня развития психики (Фабри). 3. стадия интеллекта – это наивысший уровень перцептивной стадии (психики). (к ней относятся высшие приматы и чел-к) Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, она становится орудийной. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия. Развитие психики чел-ка в филогенезе Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения. Элементарная сенсорная психика Элементарную сенсорную психику (Леонтьев) -стадия, на которой отражается лишь одно свойство объекта. Преобладание инстинктивных форм поведения. Характерна для беспозвоночных и рыб. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию. Выделяются 2 уровня: высший и низший. На низшем уровне элементарной сенсорной психики находится большая группа животных: жгутиковые, одно- и многоклеточные животные. На низшем уровне поведение выступает в разнообразных формах, примитивные проявления психической активности. Простейшим свойственна элементарная форма психического отражения – ощущение, т.е. чувствительность. Это самый низший уровень психического отражения. У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, на избегание неприятных воздействий. Локомоция (перемещение) простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. У простейших есть элементарная форма научения – привыкание. Они запоминают траектории своего движения (если пересадить из сосуда с треугольным сечением в сосуд с квадратным сечением, плавать будут по треугольнику). Отсутствие долговременной памяти. В группу высшего уровня элементарной сенсорной психики входят кишечнополостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие. У них появляется примитивная нервная система (это качественное отличие от простейших), функции которой координация работы организма как единого целого и обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение). Происходит ускорение проведения возбуждения, что увеличивает скорость реакции. Нервная система усложняется, приобретает различные формы по мере эволюции животных. НС представлена в различных видах: сетчатая (гидра), кольцевая (медуза), радиальная (морская звезда), билатеральная (кольчатые черви). Поведение характеризуется малой пластичностью. Есть привыкание, в т.ч. в сфере пищевого поведения (если гидре давать смоченную соком жертвы бумажку, на 15 раз она её не берёт). Появление тренированности – долговременной памяти Перцептивная психика На стадии перцептивной психики ( Леонтьев) деятельность животного определяется тем, что выделяется содержание деятельности, направленное на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Появляется восприятие – окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных образов объектов. В структуре деятельности появляются операции. Деятельность начинает отвечать на условия среды. Появляется игровая деятельность. Характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики. * Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов. * Выраженный активный поиск положительных раздражителей, т.е. выражено положительное таксисное поведение. * Ригидные, “запрограммированные” элементы преобладают, но при этом есть и накопление индивидуального опыта (только в определённых функциональных сферах). * Новые категории инстинктивного поведения: групповое поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальное поведение. * Способность к элементарному абстрагированию (узнавание треугольника вне зависимости от размера). * Облигатное научение (обязательно для каждой особи этого вида, доводка видоспецифического поведения). Подражание без научения, стимуляция видоспецифических действий. * Забота о потомстве по видоспецифическим программам. * Орудийные действия. Характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики. В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные. Особенности животных на этой стадии: * Локомоция разнообразная, а у животных на суше в связи со сложностью двигательных задач более совершенная. * Манипулирование носит познавательное значение. По мере специализации часть функций передних конечностей передаётся ротовому аппарату. Мультифункциональность передних конечностей. * Комфортное поведение более разнообразно и индивидуально. * Способность к зрительному обобщению, восприятие и узнавание формы. Выраженность различна у низших и у высших позвоночных. * Общение разнообразно по формам и дифференцированно. Есть феномен оптического общения (диалоги поз). Акустическое общение: голос, свист крыльев при полёте, постукивание по стволу. Индивидуализированность общения. Стадия развития психики – интеллект * Стадия интеллекта (высшие приматы и чел-к) Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, становится орудийной. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Интеллектуальное поведение тесно связано с разными формами инстинктивного поведения и научения и складывается из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причём прежде всего с биологически “нейтральными” объектами. Отличительная особенность интеллекта животных: в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей. Критерия интеллектуального поведения животного: - Движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными - Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей - Структурный (целостный, оформленный) характер всей операции. Интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей. Решение двухфазных задач 1. фаза подготовки- лишена биологич. смысла, побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). 2.фаза реализации – направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится навыком. В конкретных экспериментальных исследованиях двухфазность интеллектуальных действий проявляется, например, в том, что обезьяна достает сперва палку, чтобы затем с помощью этой палки сбить высоко подвешенный плод. Инсайт - высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекопитающим, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации, животное остается неподвижным и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между компонентами среды. В основе инсайта может лежать латентное (скрытое) обучение.
|