![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тезисы лекции
Орудийная деятельность предков человека развивалась вследствие коренных изменений в поведении, которые были обнаружены Фабри и у современных обезьян. Это – «компенсаторное манипулирование». Его суть – в резко обедненной среде (пустой клетке) животные производят разнообразные, интенсивные, сосредоточенные, длительные манипуляции с одним или несколькими предметами. По данным палеологии, в период возникновения человека было обеднение среды. Миоцен – плиоцен характеризовались сокращением лесов, обезьяны вынуждены были жить на открытой местности. Это и послужило толчком к компенсаторному манипулированию, а также к прямохождению. Таким образом, высокоразвитая способность к компенсаторной перестройке предметной деятельности явилась необходимой основой для зарождения трудовой деятельности. Рекомендованная литература: 4, 8, 12. Тема лекции 15: ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН И ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. Тезисы лекции Язык животных и членораздельная речь имеют ряд качественных отличий. 1.У животных есть коммуникативные средства, которые в основном служат выражению эмоционального состояния животных. 2.Коммуникативные средства обезьян (как звуки так и телодвижения) лишены семантической функции и поэтому не служат средством мышления. 3.У животных язык является «закрытой», генетически фиксированной системой, следовательно содержит ограниченное количество сигналов. У человека: 1.Язык содержит абстрактные понятия, содержит информацию о предметах и их связях. 2.Служит средством мышления. 3.Язык человека является «открытой», постоянно обогащающейся системой. Рекомендованная литература: 4, 12, 19.
Тема лекции 15: ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН И ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. Тезисы лекции Первые звуки не существовали самостоятельно, а были вплетены в практическую деятельность. Они сопровождались жестами и выразительными интонациями, т.е. были тесно связаны с конкретной ситуацией. Но это приводило к противоречию между функциями руки – их действием с предметами и жестами. Отсюда берет начало развития звукового языка. Но врожденные жесты, мимика сохранили свою значимость в качестве дополнительных средств общения. Только после того как звуки языка отделились от практических действий, возникли первые подлинные слова. Важно, что мышление, речь и общественно-трудовая деятельность в этом процессе составляли единый комплекс. Рекомендованная литература: 4, 12, 19. Планы семинарских занятий Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ. Вопросник: 1.Понятийный аппарат зоопсихологии. Задания: 1.Составьте глоссарий следующих понятий зоопсихологии: таксисы, тропизмы, рефлексы, поведение, инстинкт, фиксированные комплексы действий, рассудочная деятельность животных. 2.Заполните таблицу:
В таблице укажите основные виды таксисов (фото-, хемо- и пр.), тропизмов и рефлексов. Приведите их примеры.
|