Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению дисциплины
На первом этапе рекомендуется составить глоссарий, изучить понятия и термины, которыми оперирует зоопсихология (для этой цели служат темы 1, 2). На втором этапе рекомендуется изучить основные этапы развития психики в ходе эволюции (на это нацелены темы 3-8). На третьем этапе рекомендуется изучить закономерности врожденного и приобретенного поведения животных (темы 9-11). На четвертом этапе рекомендуется изучить развитие психики животных в филогенензе (темы 12-13). На последнем этапе рекомендуется обратиться к сравнению психики человека и животных (темы 14-15). Методические рекомендации и указания к типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ). Лабораторные и курсовые работы по учебному плану курса не предусмотрены. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Методические рекомендации к выполнению заданий СРСП: вначале рекомендуется изучить понятия и термины, которые будут использоваться на занятии. Затем ознакомиться с предлагаемыми схемами, статьями, докладами и пр. материалами. Далее рекомендуется сделать сравнительный анализ предложенных материалов по критериям, указанным в заданиях СРСП. На данном этапе рекомендуется работать в группах (по 2-3 человека), чтобы анализ материалов был более глубоким и развернутым. Итоги анализа и выводы следует оформлять в виде таблиц, схем, презентаций для удобства их прочтения. Для осмысления изучаемой темы можно помимо научных материалов привлекать житейский и личный опыт. 1. Тема СРСП: ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ. Задания: 1.Ознакомьтесь с классификацией основных форм поведения животных Д. Дьюсбери, представленной в параграфе 1.1 «Основные понятия и термины» в книге З.А.Зориной, И.И.Полетаевой, Ж.И.Резниковой «Основы этологии и генетики поведения». Заполните таблицу: «Классификация основных форм поведения животных»
2. Ознакомьтесь с другими классификациями форм поведения (там же). Заполните таблицу «Системы классификации поведения»:
3. Форма проведения: индивидуальная работа. Рекомендуемая литература: 1, 2, 4, 17. 2. Тема СРСП: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ ЗООПСИХОЛОГИИ Задания: 1.Развитие представлений о психике и поведении животных в российской науке: К.Рулье, В.А.Вагнер, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.А.Фирсов, И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев. 2.Дайте трактовку деятельностного подхода в психологии, охарактеризуйте его возможности в осмыслении психики животных. Раскройте основные принципы деятельностного подхода. 3.Предоставьте доклад на темы 1-2 п.13. Форма проведения: конспектирование, работа в группах. Рекомендуемая литература: 1, 2, 4. 3. Тема СРСП: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. Задания: 1.Охарактеризуйте отражение на уровне возникновения сознания. 2.Проанализируйте видеофильм «Методы изучения нервной системы». 3.Предоставьте реферат на темы 3, 4 п.13. Форма проведения: индивидуальная работа, групповая дискуссия. Рекомендуемая литература: 3, 4, 13, 14, 15, 18. 4. Тема СРСП: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК. Задания: 1.Изобразите в виде схемы связь зоопсихологии с другими науками (этология, философия, биология и др.). Укажите, какие общие вопросы есть у зоопсихологии и указанных наук. 2.Изобразите в виде схемы связь зоопсихологии с другими ветвями психологической науки (возрастная психология, педагогическая психология и др.). Укажите, какие общие вопросы есть у зоопсихологии и указанных отраслей психологии. Форма проведения: работа в группах. Рекомендуемая литература: 1, 2, 4. 5. Тема СРСП: ОТРАЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ. Задания: 1.Охарактеризуйте привыкание у простейших, приведите примеры его исследований. Укажите отличия привыкания и утомления. 2.Охарактеризуйте привыкание у низших беспозвоночных, приведите примеры его исследований. Сопоставьте с привыканием у простейших. 3.Охарактеризуйте научение путем «проб и ошибок» у низших беспозвоночных, приведите примеры его исследований. Форма проведения: работа в группах. Рекомендуемая литература: 4, 9, 11, 13.
6. Тема СРСП: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ. Задания: 1.Пополните глоссарий понятиями «демонстрационное поведение», «ритуализация», " автохтонные" и " аллохтонные" движения. Приведите примеры. 2.Охарактеризуйте происхождение движений намерения и их роль. Форма проведения: индивидуальная работа, конспектирование. Рекомендуемая литература: 4, 7, 11, 13. 7. Тема СРСП: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. Задания: 1. Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.93. 2.Охарактеризуйте интеллектуальные типы научения: рефлекторного (усвоение отношений, научение с помощью переноса, знаковое научение) и когнитивного (научение понятиям, мышлению, умениям). Приведите примеры. Форма проведения: групповое обсуждение. Рекомендуемая литература: 4, 11, 13, 20. 8. Тема СРСП: МЫШЛЕНИЕ. Задания: 1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.77. 2.Охарактеризуйте основные особенности интеллектуального поведения животных, выделенные Р.Йерксом. Приведите примеры их проявления. Форма проведения: групповое обсуждение. Рекомендуемая литература: 4, 11, 13, 17, 20. 9. Тема СРСП: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНСТИНКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Задание: 1.Проанализируйте взгляды Ч.Дарвина, В.А.Вагнера, Л.А.Орбели, А.Н. Промптова, А.Н. Северцова на пластичность поведения животных. Приведите примеры. 2.Охарактеризуйте отношения между врожденными и приобретенными компонентами поведения животных, приведите примеры. Определите роль, которую играют те и другие компоненты поведения в эволюции, в жизнедеятельности животных, приведите примеры. 3.Охарактеризуйте структуру инстинктивного поведения животных по У. Крэйгу. Форма проведения: групповое обсуждение. Рекомендуемая литература: 4, 12. 10. Тема СРСП: КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАУЧЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ Задания: 1.Укажите основные виды научения у животных, приведите примеры. 2.Перечислите и охарактеризуйте три этапа дрессировки. Приведите примеры. Укажите научные основания дрессировки и цели ее применения. 3.Проанализируйте видеофильм «Физиология нервной системы». 4.Предоставьте презентацию на темы 5, 6 п.13. Форма проведения: конспектирование; групповая дискуссия. Рекомендуемая литература: 4.12. 11. Тема СРСП: НАВЫК. Задание: 1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.97. 2.Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами основные виды навыков: двигательных, перцептивных, интеллектуальных. Форма проведения: групповое обсуждение. Рекомендуемая литература: 4, 6, 10, 12. 12. Тема СРСП: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И РАННИЙ ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ. Задания: 1.Охарактеризуйте пренатальное развитие сенсорных способностей животных. Приведите примеры. 2.Охарактеризуйте пренатальное развитие элементов общения. 3.Дайте общую характеристику развития психического отражения в эмбриогенезе, обозначьте его специфику. 4.Охарактеризуйте раннее формирование общения у низших позвоночных, птиц, млекопитающих. Приведите примеры. Форма проведения: групповое обсуждение. Рекомендуемая литература: 4, 12. 13. Тема СРСП: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЮВЕНИЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Задания: 1.Составьте кроссворд из 10 слов, в котором будут отражены основные особенности онтогенетического развития психики животных. 2.Охарактеризуйте значение манипуляционных и совместных игр животных для развития взрослого поведения, общения, познавательной и двигательной активности, проиллюстрируйте примерами. Форма проведения: индивидуальная работа. Рекомендуемая литература: 4, 12. 14. Тема СРСП: ЗАРОЖДЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Задания: 1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.76. 2.Выделите важнейшие особенности деятельности животных и человека, дайте их сравнительный анализ. Приведите примеры. Форма проведения: групповое обсуждение. Рекомендуемая литература: 4, 8, 12. 15. Тема СРСП: ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН И ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. Задание: 1.Изучите схему в работе Айсмонтаса Б.Б. Общая психология. Схемы М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2004. С.75. 2.Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами основные различия между человеком и высшими животными по следующим параметрам: антропоморфические параметры, различия в организации психики, различия во взаимодействии с миром. Форма проведения: работа вгруппах. Рекомендуемая литература: 4, 12, 19. 12.Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов: Методические рекомендации к выполнению: Рекомендуется ознакомиться с предложенной и самостоятельно подобранной литературой по проблематике докладов, рефератов и презентации. Затем выделить в источниках ключевые мысли, аргументы, структурировать их. Не следует превышать указанных объемов доклада, реферата, так как это будет свидетельствовать о неумении выделять главное. Также объем работы не должен быть меньше заданного объема, поскольку это будет указывать на недостаточное количество изученного материала. Тема 1 СРС по тематическому плану курса не предусмотрена
|