Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни, формы и методы научного познания
Уровни
| Эмпирический
| Теоретический
| Формы
| - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;
- эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.
| - вопрос
- проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);
- гипотеза – научное предположение;
- теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.
- концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
| Методы
(строгость и объективность)
| - наблюдение;
- эксперимент;
- измерение;
- классификация;
- систематизация;
- описание;
- сравнение.
| - Единство исторического и логического
- Восхождение от абстрактного к конкретному
- Формализация
- Математизация
- Математическое моделирование
|
9. Универсальные методы научного познания:
- анализ – разложение целого на части;
- синтез – воссоединение целого из частей;
- дедукция – выведение общего положения из фактов;
- дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
- аналогия – сходство нетождественных объектов;
- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
- идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки
| Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса
| Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
| Результат исследования
| Социальное знание
| Гуманитарное знание
| Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений
| Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
| Особенности:
- Понимание
- Обращение к текстам
- Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
| Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы
|
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
|