Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема интеллекта животных. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных, высшим итогом проявления индивидуального накопления опыта






Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных, высшим итогом проявления индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями.

Первой предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причем прежде всего биологически «нейтральными» объектами (т.е. не необходимыми для выживания). Это относится к обезьянам, для которых манипулирование служит источником наиболее полных сведений о свойствах и структуре предметных компонентов среды, ибо в ходе манипулирования происходит наиболее глубокое и всестороннее ознакомление с новыми свойствами уже знакомых животному объектов. В ходе манипулирования происходит обобщение опыта деятельности животного, формируются обобщенные знания о предметных компонентах окружающей среды.

Еще одной чрезвычайно важной предпосылкой интеллектуального поведения является и способность к широкому переносу навыков в новые ситуации (собаку научили открывать щеколду клетки лапой; потом за веревку подтягивать еду, а затем она открыла клетку, потянув за веревку, привязанную за щеколду).

Основным критерием интеллектуального поведения выделяют двухфазность интеллектуального действия (опыт про то, как обезьяна доставала палкой банан, лежащий в клетке): приготовление орудия – подготовительная фаза; доставание приманки с помощью орудия – завершающая фаза. Вторая фаза направлена на удовлетворение определенной биологической потребности. Большое значение как один из критериев интеллектуального поведения имеет то обстоятельство, что при решении задачи животное пользуется не одним стереотипно выполняемым способом, а пробует разные, которые отражают ранее накопленный опыт. Перенос и пробы различных операций при решении сложных задач находят у обезьян свое выражение, в то, что они практически никогда не пользуются орудиями совершенно одинаковым образом.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется отражением не просто предметных компонентов среды, а отношений между ними, здесь осуществляется и перенос операций не только по принципу сходства вещей (например, преград), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает.

Мышление животных имеет всегда конкретный чувственно-двигательный характер, это практический анализ и синтез в ходе непосредственного обращения с предметами, в ходе их исследования и обработки и применения.

Ограниченность мышления животных заключается в первую очередь в том, что представления человекообразных обезьян всегда связаны непосредственно с компонентами окружающей обстановки (ситуационная связанность представлений).

Ограниченность интеллектуального поведения неоднократно проявлялась в опытах Ладыгиной-Котс, когда шимпанзе допускал «нелепые» ошибки при употреблении предметов, предоставленных ему для выталкивания приманки из трубы: палочки были пригодны для выталкивания приманки из трубы только в связанном виде, обезьяна же развязывала их и пыталась применить их поодиночке. Таким образом, даже сложные проявления интеллекта обезьян представляют собой в конце концов не что иное, как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия (ведь давно уже подмечалось сходство притягивания приманки с помощью палки, с притягиванием плода, растущего на ветке).

Войтонис и Ладыгина-Котс указывали на то, что развитая способность обезьян к практическому анализу связана с особенностями их питания, разнообразия пищи. Высокоразвитые сенсомоторные функции руки, их сочетание со зрением и как следствие отличительные познавательные способности обезьян Фабри объясняет функциональными особенностями их хватательных способностей. Эта биологическая обусловленность всей психической деятельности обезьян, включая антропоидов, и является причиной отмеченной ограниченности их интеллектуальных способностей, причиной их неспособности к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы.

Неспособность же мысленно оперировать одними лишь представлениями с неизбежностью приводит к неспособности понимать результаты своих действий, понимать истинные причинно-следственные связи. Это возможно лишь с помощью понятий, которые у обезьян, как и у всех других животных отсутствуют.

В целом проблема интеллекта не достаточно изучена. По существу до сих пор обстоятельные экспериментальные исследования проведены только над обезьянами, преимущественно высшими, в то время как о возможности интеллектуальных действий у других позвоночных еще почти нет доказательных экспериментальных данных.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал