Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое журналистская деонтология?
Журналистская деонтология (профессиональная этика журналиста) — одна из самых молодых дисциплин в учебных планах факультетов журналистики современных вузов. Ее история насчитывает лишь два десятилетия. Журналистская деонтология призвана помочь журналистам глубоко осознать характер нравственных ценностей и сформировать свою профессиональную позицию. Результативность журналистики во многом зависит от соблюдения правовых и этических норм. Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью — правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на общественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственности за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть. То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня составляют богатое правовое поле российской журналистики. Журналистская этика — понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике. Понятие «журналистская этика» относится к области принятия решений при отборе новостей, а понятие «этика в журналистике» подразумевает кодекс поведения, предписанный сотрудникам редакций. Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, и здесь выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов и других работников информационной сферы это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса ради сенсации публикует заведомую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях. Также в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Многие издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений. Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — во всем этом обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Собирая факты, журналист обращается к разным источникам информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному. Люди не обязаны сообщать журналисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций — один из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности…
Данная страница нарушает авторские права?
|