Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип второй: Соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества.
Уровень цивилизации, достигнутый человечеством, во многом обеспечен законом, правом. Мы уже знаем: право возникло в общественной жизни в связи с необходимостью преодоления противоречий, не поддающихся «доброй воле». Иначе говоря, оно выступило средством принуждения к разрешению таких противоречий. Однако право -- не просто «сильная сила»: оно организатор, призванный упорядочить, урегулировать общественные отношения, внести в них необходимую организованность. Право -- важный дисциплинирующий фактор. При помощи права обеспечивается такая государственная и гражданская дисциплина, которая выражена в строгом порядке, отточенной организованности общественной жизни. Особо важная задача для развития правосознания общества -- осознание необходимости закрепления и защиты неотъемлемых прав человека. Идея гарантировать естественные права человека со стороны государства родилась еще в глубине веков, получив обоснование в трудах многих передовых мыслителей. В XVIII в. она была провозглашена в документах, вошедших в золотой фонд развития гуманистической мысли, -- в американских Декларации независимости и Билле о правах, во французской Декларации прав человека и гражданина. Многие положения этих документов получили отражение в законодательствах европейских стран. Международное и внутригосударственное нормотворчество в сфере прав человека особенно активно стало развиваться во второй половине XX в., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Права человека теперь не просто провозглашаются в хартиях и декларациях, но и фиксируются в конституциях государств, в международных пактах, направленных на осуществление и защиту прав человека во всем мире (хотя происходит это отнюдь не без сложностей). Журналистика выступает не только информационным посредником в процессах укрепления правопорядка и правозащиты. Она и сама сила, осуществляющая эту работу. Для того чтобы журналист мог справляться с ней наилучшим образом, он должен иметь развитое правосознание, придерживаться прогрессивных правозащитных концепций, а главное -- демонстрировать собственным поведением и умение действовать в согласии с законами, и уважение к правам человека, а также ко всем демократическим институтам, которые призваны быть гарантами соблюдения этих прав. Однако, несмотря на то, что соблюдение прав человека объявлено главным принципом прессы, случаев пренебрежения журналистов правами людей немало. Много и примеров пренебрежения законами, в том числе законом о средствах массовой информации. Так, в законе о СМИ утверждается, что при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации, уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. А в суды поступают дела, возбуждаемые в связи с публикацией непроверенных данных или оскорблением чести и достоинства личности, и очень многие из этих дел журналисты проигрывают. Не случайно даже «звезды эстрады», привычные к вторжению прессы в их личную жизнь, теряют терпение и выходят «на тропу войны» против журналистов. Далеко не всегда законопослушны журналисты и при получении сведений в процессе подготовки материалов. Сталкиваясь с нарушениями закона чиновниками, необоснованно препятствующими доступу работников прессы к информации, журналисты идут на риск, добывая сведения обходными путями. Это, конечно, не лучший выход. Здесь есть проблема, ее надо решать, но, думается, не таким образом. Уважение к закону и правам человека -- залог стабильности, безопасности страны, которых у нас стало меньше. Кто из журналистов хочет, чтобы стало еще хуже, найти трудно, а вот кто из них не уважает закон и права человека, найти не представляет никакого труда. Подталкивают журналистов к нарушению границ правового пространства и противоречия в законодательстве. Они создают коллизии, найти решение которых весьма сложно. Это так называемые «серые зоны»: выход из них практически всегда оказывается выходом за правовое поле. Ситуации с «личной жизнью», о которых упоминалось в первой части пособия, -- типичный пример такой «серой зоны». Не позавидуешь журналисту, когда он оказывается в точке столкновения двух законов. Известно же, что законы многих стран, и российские в том числе, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Но есть и такой закон: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Естественно, что сделать ответственный моральный выбор в подобных обстоятельствах трудно. А ситуации выбора возникают перед журналистами вновь и вновь. Важно принимать решения с полным осознанием возможных последствий. Второй профессионально-нравственный принцип потому и важен, что он предполагает перевод внешней для журналиста необходимости в его внутреннюю потребность. Это достигается не сразу и только при том условии, что в сообществе журналистов складывается соответствующая атмосфера. Принцип третий: Соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности. Положение журналиста в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на аудиторию не только своими текстами. А если это журналист телевидения, то и подавно. Ведь любой его жест, любое слово, выражение лица, даже взгляд (не говоря уж о передачах в целом) могут стать источником «вирусов», добрых или злых -- это зависит от уровня его моральности и культуры. Из-за того, что в профессионально-нравственные отношения трудовой группы журналист вступает в пору, когда у него уже сложилась определенная традиция моральной регуляции своего поведения в обществе, возникает немало сложностей. Повторимся: уровень моральности у людей разный, несмотря на то, что нравственный закон, требующий согласованности действий каждого отдельного человека и общества, един. Будь это по-иному, не могло быть и речи об этом принципе. Но коль скоро реальность такова, коль скоро в профессиональную общность журналистов приходят люди разной степени моральности, принцип этот очень важен. Он способен стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общности, улучшая, оздоравливая тем самым ее профессионально-нравственный климат. Конечно, это не может служить абсолютной страховкой от превращения понятия «этическая журналистика» в оксюморон, но в некоторой степени помогает разрешать противоречия, возникающие между требованиями общей морали и состоянием профессионально-нравственной атмосферы журналистской среды. В результате создается возможность для укрепления авторитета журналистики в обществе, для расширения области позитивных последствий ее деятельности. Ориентировать журналистов на соблюдение этого принципа сегодня -- задача очень существенная. Ведь в период бурного развития информационного рынка, непрерывного возникновения новых средств массовой информации и стремительного совершенствования электронной техники журналистский корпус интенсивно пополняется людьми из самых разных отраслей деятельности. Для многих из них профессионально-нравственные ценности журналистики -- вовсе не факт, а представление о свободе творчества не имеет ничего общего с грамотным профессиональным представлением. А ведь самой надежной гарантией от вольного или невольного произвола может быть именно высокий уровень человеческой порядочности и культуры журналиста. В большой степени это относится и к языковой культуре, культуре речи. Тут есть о чем размышлять: тенденции, обозначившиеся в последние годы, довольно тревожны, особенно если иметь в виду молодежные СМИ, где аудитории упорно предлагается в качестве стандарта публичного общения неграмотный и непристойный язык. Надев речевую маску «своего в доску» парня, допустив в массовую коммуникацию то, что испокон века было ограничено сферой устного общения, взрослые люди цинично оглупляют аудиторию, ограничивают ее лексикон и интеллект утилитарно-бытовыми понятиями, к тому же монотонными стилистически. Среди них нет места тому, что сделало человека человеком, -- интеллекту и духовности.
|