Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий этап. Сбор информации.
Относительно работы с первичной или вторичной информацией выделяют две группы методов исследования: - кабинетные методы исследования – методы сбора и оценки вторичной информации; - полевые методы исследования – методы сбора и оценки первичной информации. К основным полевым методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, опрос. Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной (т.е. выявленной посредством восприятия органами чувств) регистрации исследователем определенных процессов, действий людей, событий. Наблюдения проводится с соблюдением ряда условий: o в отрезок времени наблюдения не должны происходить изменения в окружающей обстановке, которые повлияли бы на изучаемое поведение; o наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться; o наблюдаемые процессы должны быть доступны для наблюдения; o наблюдению подвергается такое поведение, которому люди не придают значения, чтобы запоминать.
Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах.
Формы процесса наблюдения
Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает несколько этапов: 1. Определение цели, задач, объекта и предмета наблюдения 2. Выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения 3. Выбор формы наблюдения 4. Разработка процедуры наблюдения (системы понятий, которая включает в себя единицы и рамки наблюдения) 5. Разработка бланка наблюдения 6. Подготовка технических документов и оборудования 7. Подготовка инструкций для исполнителей 8. Подбор кадров и инструктаж наблюдателей 9. Организация наблюдения в полевых условиях, контроль наблюдения 10. Подготовка отчета Единица наблюдения – это некоторые действия или их признаки, с помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Единица наблюдения выделяется путем разделения поведения на отдельные элементы, учитывающие четко определенное действие, условие его осуществления или признак ситуации его совершения. В процессе анализа данный прием позволяет воссоздать ситуацию в момент наблюдения. Рамки наблюдения – это степень детализации (количество уровней, определяющих глубину детализации) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования, например поведение объекта в целом – первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса, в конкретной ситуации – второй, третий и т.д. уровни наблюдения. Отчет, о наблюдении должен содержать следующие сведения: o время, место, обстоятельства наблюдения; o способ наблюдения и роль наблюдателя; o характеристику наблюдаемых лиц; o анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя; o оценку надежности полученных результатов. Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями. В процессе эксперимента происходит активное вмешательство исследователя в процесс возникновения данных, осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями на основе изолированных изменений, т.е. изменению подвергается только одна независимая переменная, состояние остальных переменных фиксируется. Как метод сбора маркетинговой информации имеет свои достоинства и недостатки.
*Эксперимент является формой практики, поэтому его результаты могут быть применены в качестве критерия истины для обоснования маркетинговых решений в отношении новых товаров. Как правило, эксперимент проводиться с целью прогнозирования объёма продаж или обоснования выбора маркетинговых инструментов нового товара. Довольно часто эксперименты используются в исследовательской практике. Формы эксперимента
Процесс планирования и проведения эксперимента содержит в себе ряд процедур: 1. Определение целей и задач эксперимента 2. Выбор зависимых и независимых переменных и показателей их оценки 3. Определение логической структуры доказательства гипотезы эксперимента 4. Формирование объекта в соответствии с логической структурой доказательства гипотезы 5. Проведение экспериментальных мероприятий и замер показателей 6. Анализ выявленных зависимостей 7. Определение внутренней и внешней достоверности результатов эксперимента 8. Составление отчета о проведении эксперимента, где указывается информация об условиях существования объекта исследования и проведения эксперимента. В процессе эксперимента может осуществляться количественный и качественный замер показателей. Количественные измерения предполагают фиксацию интенсивности и длительности воздействия определенной переменной. Качественные измерения фиксируют наличие или отсутствие результата воздействия переменной. Логика доказательств взаимосвязей между событиями опирается на измерения состояния объекта исследования до и после проведения эксперимента, чтобы снизить влияние посторонних факторов на результаты эксперимента. Измерения могут производиться параллельно в двух группах – экспериментальной (которая подвергается воздействию) и контрольной (не подвергается воздействию). Опрос – это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. Респондент – это опрашиваемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы.
Опрос как форма проведения маркетинговых исследований имеет свои достоинства и недостатки.
В практике маркетинговых исследований различают следующие формы проведения опросов.
Фокусирование (фокус-группа) – это форма опроса, предполагающая всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы отобранной группой людей (7-15 чел.), проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей. Панель – это форма опроса, предполагающая сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.
|