![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IX.Преступность, наказание, исправление.
Истоки преступности видят в социальных условиях, но это не главная причина. Христианство все неустройства видит в человеке, а не во внешних причинах. (Преступниками становятся не только из бедных семей, но и из богатых.) Истоком преступности христианство считает духовно – нравственное разложение человека. Духовная болезнь души является источником преступности в мире. Есть 2-а пути борьбы с преступностью: а) Христианский – когда человек обратится к голосу своей совести. Это путь свободы личности и ее исправления. Наказание же Церковь понимает не как месть, а как средство для внутреннего очищения согрешившего. б) Антихристианский – когда человек не сможет совершить преступления, т. к. будет связан по рукам и ногам. Это путь деспотии и рабства. Двойственно освещен вопрос о смертной казни. В Ветхом Завете казнь была установлена. Вопрос об отмене смертной казни не затронут ни в Новом Завете, ни в Свящ. Предании. Но в наше время отмена смертной казни открывает поле для пастырской деятельности и дает возможность для духовного исправления осужденного. Казнь пожизненного заключения не дает должного воспитательного значения. Психологи сделали вывод, что когда человек оказывается пред лицом своей смерти, с ним происходят изменения. Смертный приговор дает человеку осмыслить смысл своей жизни, у него может зародиться покаяние «метания (греч.). Человек, приговоренный к пожизненному заключению, стремится освободиться, сбежать, он живет надеждой оказаться на свободе, на это направлены все силы его души. Такой человек не задумывается о смысле жизни. Ни Ветхий Завет, ни Новый Завет, ни Свящ. Предание не дают оснований для отмены смертной казни. (Точка зрения А. И. Осипова). В вопросе о смертной казни собору не удалось прийти к единому мнению.
X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Основное внимание обращено на то, что человек – есть и мужчина и женщина. Нужно различать между собой брак и церковное таинство брака. Брак существовал изначально, таинство – благодатный дар, а не просто священнодействие, который человек получает через последнее – стало возможно только с приходом Спасителя. Брак рассматривается ап. Павлом как брак честен и ложе не скверно, т. е. брак ни в коем случае не может быть предметом нарицаний. Искажения возникли по причине смешения понятий брака и таинства брака. Браком, по сути, является согласие мужчины и женщины на совместное сожительство и принимают на себя все обязательства, проистекающие из этого. По слову Златоуста брак – это таинство любви, это вечное единение во Христе. В вопросе брака, Церковь осуждает сожительство, а не брак в собственном (правильном) понимании слова. Нельзя разводить, если одна из сторон не желает венчаться (1Кор. 7. 14).(На Западе брак понимается как некий юридический акт). Один из важных моментов – равноправие мужа и жены. В Ветхом Завете муж считался господином жены, Сарра так называла Авраама. Жена находилась в полном подчинении, была бесправным существом. У языческих народов существовал обычай умерщвлять жен после смерти мужей. Христианство впервые заявило, что женщина тоже является образом Божиим. Но, в тоже время ап. Павел говорит, что «муж – глава жены», «жена да боится своего мужа». Семья – это малая Церковь, а у Церкви одна глава – Христос. Поэтому многоначалие может привести к безвластию и беспорядку. Особое внимание уделяется браку, заключенному между Православным и инославным. Такой брак не считается блудным сожительством, хотя и не получает церковного освящения. Дети, рожденные в этом браке, должны воспитываться в Православии. При этом обязательно исповедание Бога как Троицы. При заключении династических браков было не обязательно переходить в другую веру, исключение было одно – супруга наследника престола должна принять Православие. Церковные условия расторжения брака: 1. Прелюбодеяние. Само по себе расторжение брака (или лишение сана) является только констатацией факта епископом. Человек сознательно может изгнать Духа Божия из своей души, и это собственно и констатируется. При расторжении брака констатируется два факта: а) Нет самого брака. б) Нет дара благодати, вспомоществующей браку. Собор 1918г. дополнил условия, при которых брак может быть расторгнут: 2. Вступление одной из сторон в новый брак. 3. Отпадение одной из сторон от Православия. 4. Противоестественные пороки. 5. Неспособность к супружеству до брака. 6. Сознательное самокалечение. 7. Заболевание проказой или тяжелыми венерическими заболеваниями. 8. Длительное безвестное отсутствие. 9. Осуждение с лишением всех прав на имущество. 10. Посягательство на здоровье супруги или детей. 11. Сводничество, снохачество, извлечение выгод из непотребств супруга. 12. Душевная болезнь одного из супругов. Собор 2000г. добавил: 13. Заболевание одной из сторон СПИДом. 14. Медицински засвидетельствованные (хронические) алкоголизм или наркомания. 15. Совершение женой оборта без согласия мужа. Брак в Кане Галилейской есть свидетельство того, что брак не является скверной. Иначе Христос не почтил бы брак Своим присутствием.
|