![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы технической и пожарной безопасности при эксплуатации АЗС⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Автомобильные заправочные станции относятся к объектам повышенной пожарной и экологической опасности, и к ним предъявляется комплекс требований по обеспечению безопасной технической эксплуатации, защите окружающей среды и охране труда. Кроме того, АЗС являются объектами повышенного внимания криминальных элементов, что вызывает необходимость защиты от тайного проникновения к объектам АЗС с целью ограбления или вывода из строя жизненно важных систем и оборудования. Повышенная пожарная и экологическая опасность АЗС вызвана специфическими физико-химическими свойствами нефтепродуктов, их способностью воспламеняться при определенных концентрациях с воздухом, электризоваться при перекачке и заправке, вредно воздействовать на человека и окружающую природу. Технические аспекты обеспечения безопасности функционирования АЗС включают в себя правильный выбор технических средств и систем безопасности, их грамотное проектирование с учетом свойств нефтепродуктов и условий эксплуатации, монтаж, обслуживание, обеспечение чет Классификация помещений и наружных установок АЗС по взрывопожарной и пожарной опасности осуществляется в соответствии с НПБ 105-95. Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяют по СНиП 2.04.02-84. Общий расход воды на охлаждение наземных резервуаров следует принимать не менее 15 л/с. Наружное противопожарное водоснабжение АЗС, расположенных вне населенных пунктов, можно не предусматривать, если на этих АЗС применяют только двустенные наземные резервуары общей вместимостью не более 40 м3, или подземные резервуары и отсутствуют помещения обслуживания. На таких АЗС предусматриваются дополнительные стационарные или передвижные огнетушители, тип и количество которых согласуется с подразделениями Государственной противопожарной службы. Помещения АЗС необходимо оборудовать пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в соответствии с НПБ-И0-96. С учетом требований ППБ 01-03 в качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания. ТРК рекомендуется оснащать самосрабатывающими огнетушителями. АЗС должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения в соответствии с проектом и перечнем технических документов по эксплуатации, пожарной безопасности и охране труда при функционировании АЗС. Для тушения возгораний ТРК применяют самосрабатывающие или ручные углекислотные и порошкообразные огнетушители. На заправочный островок для заправки легковых автомобилей, имеющий до 4 ТРК, предусматривается 1 воздушно-пенный огнетушитель вместимостью 10 л и 1 порошковый огнетушитель, вместимостью 5 л. На заправочный островок с 4 до 8 ТРК - 2 воздушно-пенных огнетушителя и 2 порошковых. На АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники предусматривается 2 передвижных порошковых огнетушителя, вместимостью не менее 50 л каждый и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправки легковых автомобилей. Согласно п. 1.20.5 НПБ 110-96 (Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара) АЗС, в том числе и контейнерного типа, подлежат оборудованию автоматическими установками обнаружения пожара, т.е. системами пожарной сигнализации. В то же время в НПБ 111-98* (Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности) требования к пожарной сигнализации отсутствуют, поэтому для оборудования АЗС системами пожарной сигнализации надо руководствоваться СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений», в котором рекомендуется на территории и в сооружениях АЗС применять тепловые, световые и дымовые извещатели. Извещатели пожарные тепловые по принципу действия срабатывают при достижении порогового значения температуры (максимальные); пороговой скорости нарастания температуры (дифференциальные), либо срабатывает с учетом обоих пороговых значений (максимально-дифференциальные). Извещатели пожарные дымовые. По зоне обнаружения делятся на точечные (радиоизотопные и оптико-электронные) и линейные, которые используют ИК-луч и предназначены для обнаружения дыма в помещениях больших площадей и объемов. Извещатели пожарные световые, которые срабатывают на инфракрасное или ультрафиолетовое излучение открытого пламени. На АЗС должны быть организованы техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты электрооборудования в соответствии с требованиями нормативной документации. Электрическая схема электроснабжения должна быть с указанием: установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расцепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей. Переключатели, автоматические выключатели силовой и осветительной сети должны иметь четкие надписи с указанием наименования отключаемого аппарата. При применении на АЗС одновременно основных и автономных источников электропитания должно быть предусмотрено блокирующее устройство при подключении электропотребителей к ним, исключающее встречный ток. Кабели должны быть проложены на расстоянии не менее одного метра от трубопроводов с горючими жидкостями. Прокладка кабелей над и под технологическими трубопроводами для нефтепродуктов в вертикальной плоскости не допускается. Поверхности металлических оболочек кабелей с бронированной или свинцовой оболочкой, изоляционных трубок, стальных труб электропроводки должны быть окрашены или покрыты лаком. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски помещения. При выполнении ремонтных или отдельных технологических операций для обеспечения питания электроэнергией, допускается временное применение кабелей и проводов в двойной резиновой изоляции с обязательным обеспечением исключения их механических повреждений и воздействия на резиновую изоляцию нефтепродуктов и их паров. Запрещается использование оболочек бронированных кабелей для заземления и зануления. Во взрывоопасных зонах АЗС должно применяться электрооборудование, электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы, пускорегулирующая аппаратура и т.д. во взрывозащищенном исполнении. Взрывозащищенное оборудование и материалы, не имеющие знаков взрывозащиты, во взрывоопасных зонах к эксплуатации не допускаются. На силовых и распределительных щитах, на всех выключателях должны быть нанесены надписи с наименованием включаемых устройств, а на предохранителях - значение тока плавкой вставки. Применение некалиброванных плавких вставок запрещено. Управление сетью наружного освещения АЗС должно осуществляться централизованно из здания АЗС. Установку и очистку светильников сети электрического освещения, смену перегоревших ламп и плавких калиброванных вставок, ремонт и осмотр сети электрического освещения должен выполнять только подготовленный персонал. Все металлические части электрических устройств и оборудования должны быть надежно занулены (для сетей с глухозаземленной нейтралью) или заземлены (для сетей с изолированной нейтралью). Применение в сетях с глухозаземленной нейтралью заземления корпусов электроприемников без их зануления не допускается. Присоединение к заземляющему контуру и к заземляющим конструкциям должно быть выполнено сваркой, а к корпусам электрооборудования - сваркой или надежным болтовым соединением. Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, присоединяется к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное включение в заземляющий или нулевой защитный проводник заземляемых или зануляемых частей электроустановки запрещается. Не допускается использовать в качестве заземлителей и заземляющей проводки технологические трубопроводы. Сопротивление заземляющего устройства в любое время года в электроустановках с глухозаземленной нейтралью должно быть не более 8 Ом при линейном напряжении трехфазного тока 220 В (380 В напряжение между фазами) и 4 Ом при 220 В однофазного тока. Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления в электроустановках с изолированной нейтралью, должно быть не более 4 Ом. Основные мероприятия по защите от статического электричества: • заземление всего технологического оборудования автоцистерны, в том числе и рукавов; • проведение слива и налива автоцистерны со скоростью нефтепродукта по трубам не более 3, 5 м/с, при которой электризация жидкости не достигает уровня, достаточного для возникновения опасного искрообразования; • применение специальных нейтрализаторов статического электричества в жидкости для снижения входной плотности заряда при поступлении в автоцистерну; • применение конструктивных решений, снижающих параметры электрических полей в отсеках автоцистерны. Здания и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с РД 34.21.122. Металлические корпуса наземных резервуаров, контейнеров и блоков хранения топлива должны быть оборудованы молниеотводами, установленными на защищаемом объекте или стоящими отдельно в соответствии с расчетами. Пространство над газоотводными трубами и дыхательные клапана должны быть защищены от прямых ударов молнии. В качестве заземлителеи молниезащиты допускается использовать все заземлители электроустановок. Соединения молниеприемников с токоотводами, а также заземлителеи между собой и с токоотводами должны быть сварными. Для проверки величины сопротивления заземлителеи следует предусматривать на токоотводах возможность болтового подсоединения измерительных приборов. Наземная часть токоотводов, кроме контактных поверхностей, окрашивается в черный цвет. Проверка состояния устройств молниезащиты, включая измерение сопротивлений, проводится один раз в год перед началом грозового сезона при сухой погоде. Проверяется состояние наземных элементов молниезащиты (молниеприемников, токоотводов), обращая особое внимание на состояние токоведущих элементов. При уменьшении их сечения в следствие коррозии, надломов или оплавлений больше, чем на 30% необходимо произвести их замену или ремонт дефектных мест. Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования должны быть заземлены, независимо от применения других мер защиты от статического электричества. Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах АЗС должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках. Все электрооборудование АЗС периодически подвергается испытаниям. Устанавливаются следующие виды и периодичность испытаний: • проверка сопротивления изоляции кабельных линий, электрической проводки, машин, узлов и аппаратов электрических цепей - не реже 1-го раза в год; • проверка состояния контуров заземления, устройств молниезащиты и защиты от статического электричества - не реже 1-го раза в год; • проверка срабатывания защиты в цепях с глухозаземленной нейтралью от токов «КЗ» - не реже 1-го раза в 3 года. Все виды ремонта и испытаний электрического оборудования АЗС заносятся в паспорт на молниезащиту и заземление. Испытания выполняются организациями, имеющими лицензии Госэнергонадзора на выполнение соответствующих видов работ. На АЗС должен быть общий контур заземления для электрооборудования, защиты от статического электричества, прямых ударов и вторичных проявлений молний. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом. С целью уменьшения опасности загрязнения окружающей среды нефтепродуктами при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации АЗС предусмотрены соответствующие природоохраннные мероприятия. На выбросы загрязняющих веществ должно быть разрешение по установленной форме, выдаваемое органами по охране природы на основании утвержденных норм предельно-допустимых выбросов. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм. Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуется: • поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность; • поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить их техническое обслуживание и соответствующие регулировки; • обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения; • осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС); • недопускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта; • оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой; • оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина; • поддерживать в исправности счетнодозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства трубопровода после окончания операции слива. Для уменьшения выбросов в атмосферу топливо хранят, в основном, в подземных горизонтальных резервуарах, которые устанавливают на такой глубине, чтобы верхняя образующая цилиндрической части находилась на расстоянии 0, 8... 1, 2 м от поверхности земли. Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), мг/м3: бензин в перерасчете на углерод 100; масла минеральные 5; окись углерода 20; тетраэтилсвинец 0, 005. Для жилых районов ПДК бензиновых паров составляет (мг/м3): среднесуточная 1, 5; максимальная разовая 5. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС должны поддерживаться в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна ежегодно проверяться с отметкой в паспорте. При использовании специальных колонок вентиляционные выбросы могут подвергаться очистке адсорбционным методом. Площадка для слива автоцистерны должна быть обвалована и выполнена из материалов, обеспечивающих защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования использовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов. На АЗС должна быть обеспечена своевременная очистка канализационных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов. Территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке. Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на территории АЗС определяются на основании разрешения на размещение отходов производства и потребления, выдаваемого в установленном порядке. Вывоз отработанных нефтепродуктов, уловленных осадков очистных сооружений, использованных фильтрующих элементов, бытового мусора осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для переработки и утилизации. Бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающиеся контейнеры, установленные в специально отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок внеоборудованнных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС, категорически запрещается. Отработавшие масла должны приниматься на АЗС в специально оборудованные для этой цели устройства, в соответствии с Инструкцией по организации приема отработанных нефтепродуктов на автозаправочных станциях. Участок для приема отработанных нефтепродуктов, должен быть оборудован на бетонной площадке эстакадой и сборником с поддоном. Сборник оснащен измерительными приборами для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов и герметически закрывающимся люком с надежными запорами. Нарушение требований природоохранного законодательства, установленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других условий, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение хозяйственной деятельности автозаправочной станции. Работники АЗС обеспечиваются инструкциями по охране труда, утвержденными в установленном порядке. Инструкции разрабатываются как для отдельных профессий, так и на отдельные виды работ, на основе типовых инструкций по охране труда, эксплуатационной и ремонтной документации предприятий-изготовителей оборудования, конкретных технологических процессов. Всем работникам необходимо знать и выполнять действующие инструкции, правила охраны труда и пожарной безопасности в объеме возложенных на них обязанностей. Работники АЗС докладывают своему непосредственному руководству о замеченных ими нарушениях и неисправностях оборудования, механизмов, приспособлений и инструментов, утечках нефтепродуктов и их паров, нарушениях правил и инструкций. Работники АЗС обеспечиваются согласно установленным перечням и нормам средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью и, при необходимости, специальными приспособлениями. 1. Халушаков З.Б. Автозаправочные станции. – М.: Недра, 1980. – 380 с. 2. Цагарели Д.В., Бондарь В.А. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). – М.: ООО «Паритет Граф», 2000. – 400 с. 3. Бондарь В.А., Зоря В. Е. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции. – М.: АОЗТ «Паритет», 1999. – 338 с. 4. Новоселов В.Ф. Контроль количества и качества нефтепродуктов. – М.: Недра, 1994. – 150 с. 5. Рыбаков К.В., Митягин В.А. Автомобильные цистерны для нефтепродуктов: устройство и особенности эксплуатации. – М.: Транспорт, 1989. – 400 с. 6. Зоря Е.И., Коваленко В.Г. Техническая эксплуатация АЗК. – М.: ООО «Паритет Граф», 2001. – 492 с. 7. Коршак А.А., Коробков Г.Е. Нефтебазы и АЗС. – Уфа: ДизайнПолинрафСервис, 2006. – 416 с. 8. Тугунов П.И., Новоселов В.Ф. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. - Уфа: ДизайнПолинрафСервис, 2002. – 658 с.
|