Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы курсовых работ
1.Конституционализм как политико-юридическая доктрина. 2.Конституция как политический и юридический документ. 3.Толкование Конституции РФ как способ преодоления ее несовершенства. 4.Проблемные вопросы теории и практики конституционной ответственности. 5.Дискуссионные вопросы определения предмета конституционного права. 6. Иерархия источников права и система конституционного права. 7.Место и роль решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе. 8.Политический плюрализм и многопартийность и гарантии их реализации в законодательстве РФ. 9.Конституционные институты непосредственной демократии. 10.Разделение властей: идея и ее конституционное оформление. 11.Основные положения современной доктрины прав человека и гражданина и их отражение в Конституции РФ. 12.Развитие законодательства о гражданстве РФ на основе Конституции РФ 1993 года. 13.Конституционное право граждан на свободу совести. 14.Конституционное право граждан на информацию. 15.Конституционное право граждан на объединение. 16.Конституционное право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства 17.Конституционные обязанности граждан РФ. 18.Правовое регулирование национальных отношений в РФ. 19.Российский федерализм: возникновение и развитие. 20.Теория и практика федерального принуждения (вмешательства) в России. 21.Автономные округа: история образования и эволюция правового статуса. 22.Правовое регулирование избирательной системы РФ. 23.Избирательные правонарушения и ответственность в избирательном праве 24.Конституционный статус Президента РФ. 25.Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. 26.Юридическая природа мандата депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 27.Конституционный статус Правительства РФ. 28.Парламентский уполномоченный по правам человека в РФ в системе субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина. 29.Проблемы и перспективы развития системы судов РФ и системы судов субъектов РФ на современном этапе. 30.Правовой статус прокуратуры РФ. 31..Система органов государственной власти Красноярского края. 32.Обеспечение разделения властей в системе органов государственной власти Красноярского края. 33.Регламент Законодательного Собрания Красноярского края. 34.Основы правового статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. 35.Высшее должностное лицо Красноярского края 36.Организация местного самоуправления в Красноярском крае. 37.Законодательный процесс в Законодательном Собрании Красноярского края. 38.Объединение субъектов Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации.
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Тема 1. Конституционализм как политико-юридическая доктрина Примерный план Введение 1.Понятие конституционализма, история его зарождения 2.Основные положения конституционализма 3.Этапы формирования конституционализма в России Заключение Литература Методические указания При рассмотрении первого вопроса необходимо дать понятие конституционализма, рассмотреть подходы к его определению, привести взгляды разных ученых на понятие конституционализма, выделить в них общее и особенное, а также охарактеризовать истоки зарождения конституционализма, время, место, причины. Второй вопрос предполагает анализ основных положений доктрины конституционализма: народовластие, политический режим, права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, верховенство права, особая охрана конституции. Как связаны цели конституционализма - верховенство конституции, защита прав и свобод человека и гражданина, ограничение власти, с формой государственного устройства, государственного правления и политическим режимом. В третьей части работы необходимо представить становление конституционализма в России применительно к основным этапам конституционного развития.
Тема 2. Конституция как политический и юридический документ Примерный план Введение 1.Понятие и сущность конституции 2.Юридические свойства конституции 3.Политическое значение конституции Заключение Литература Методические указания В первом вопросе необходимо проанализировать научные подходы к понятию конституции, ее сущности. В частности, понятие конституции раскрываются через общие черты, которые характеризуют ее как особый правовой документ. Сущность конституции следует рассматривать через анализ причин возникновения конституции, через отражение тех субъектов, волю или интересы которых она отражает на определенном этапе ее принятия. Второй вопрос предполагает характеристику конституции как правового документа. Студент должен показать особенности нормативной природы Конституции, ее особые учредительные и программные свойства. Далее следует остановиться на вопросе верховенства Конституции в правовой системе Российского государства, ее высшей юридической силе, прямом действии конституционных норм. Конституция РФ относится к жестким конституциям, существует особый, сложный порядок ее пересмотра, внесения поправок, принятия. Здесь же следует определить место конституции в системе правовых актов, ее соотношение с международно-правовыми актами, анализ понятия «основной закон». В третьей части работы необходимо охарактеризовать значение конституции для общественных отношений, их закрепления и развития, влияние на политическую систему общества, соотношение политических сил.
Тема 3.Толкование Конституции РФ как способ преодоления ее несовершенства Примерный план Введение 1.Понятие, цели и виды толкования правового акта. 2.Теоретические вопросы толкования Конституции РФ. Особенности толкования Конституции РФ. 3.Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ: его значение для толкования Конституции РФ. Заключение Литература Методические указания Первый вопрос работы посвящается понятию института толкования правового акта (виды, способы толкования, их особенности, отличия). Выделить в качестве субъекта толкования Конституционный Суд РФ, особенность конституционного судопроизводства. Во втором вопросе необходимо остановиться на том, имеет ли место нормативное определение понятия «толкование Конституции РФ». Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ с точки зрения способов толкования Конституции РФ. Охарактеризовать правовую природу решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ. Оценить мнение ряда ученых, которые относят правовые позиции Конституционного Суда РФ к источникам права. Здесь же следует выделить особенности толкования Конституции РФ (особенности конституционного производства). В третьей части работы следует дать понятие «особому мнению» судей Конституционного Суда РФ, раскрыть юридическое значение особого мнения, его научную и познавательную ценность.
Тема 4. Проблемные вопросы теории и практики конституционной ответственности Примерный план Введение. 1.Понятие, признаки и функции конституционно-правовой ответственности 2.Основания конституционно-правовой ответственности 3.Субъекты конституционно-правовой ответственности 4.Конституционно-правовые санкции Заключение Литература Методические указания В первом вопросе работы следует дать характеристику конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности, при этом следует различать конституционную ответственность и ответственность за нарушение конституционных норм (за нарушение конституционных норм могут наступать и другие виды ответственности). Здесь же необходимо выделить особенность конституционной ответственности, негативный и ретроспективный аспекты конституционной ответственности, обозначить основные функции. Поскольку перечисленные вопросы в науке носят спорный характер, логично будет указать на неоднозначность подходов к характеристике конституционно-правовой ответственности. Во втором разделе работы предполагается перечисление оснований конституционно-правовой ответственности и краткая характеристика каждого из них. В третьем вопросе дается анализ субъектов конституционно-правовой ответственности: их классификация (индивидуальные и коллективные), выделение такого субъекта как государство в целом, двойственная природа субъектов конституционно-правовой ответственности, когда некоторые из них могут, как нести ответственность, так и привлекать к ней. Особенности деликтоспособности органов власти. В четвертом вопросе необходимо проанализировать своеобразие конституционно-правовых санкций, разнообразие процедуры привлечения к ответственности.
Тема 5. Дискуссионные вопросы определения предмета конституционного права Примерный план Введение 1.Понятие и предмет конституционного права. Место конституционного права в правовой системе России 2.Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты 3.Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности Заключение Литература Методические указания В первом вопросе необходимо дать понятие предмета как одного из критериев разграничения отраслей права, назвать основные правоотношения, регулирование которых осуществляет конституционное право. Особое внимание следует уделить многообразию точек зрения по данному вопросу, сущности научных дискуссий о предмете конституционного (государственного) права, как связан предмет конституционного права с его названием (конституционное или государственное), оценить предложения ряда авторов о выделении из конституционного права, так называемого «избирательного права», «парламентского права». Во втором вопросе следует остановиться на характеристике конституционно-правовых отношений: структура (субъекты, содержание, объект), особенности конституционно-правовых отношений, их виды, классификация. В третьем вопросе раскрываются конституционно-правовые нормы и институты, их разновидности. При освещении второго и третьего вопросов необходимо учитывать тему курсовой работы, уделяя главное внимание дискуссионности и многообразию подходов к характеристике как конституционно-правовых отношений, так и норм и институтов конституционного права, не ограничиваясь их простым перечислением.
Тема 6. Иерархия источников права и система конституционного права Примерный план Введение 1.Источники конституционного права и их виды 2.Конституция РФ как основной источник конституционного права РФ 3.Место законодательных актов субъекта Российской Федерации в иерархии источников конституционного права Заключение Литература Методические указания В первом вопросе курсовой работы следует назвать источники конституционного права, определить место юридического источника в правовой иерархии с использованием двух критериев (материального и формального), дать характеристику видов. Особое внимание необходимо уделить таким источникам конституционного права как декларация, федеративный договор, конституционные (органические) законы. Здесь же следует оценить мнение ряда ученых об отнесении к источникам права правовых позиций Конституционного Суда РФ. Какую роль для правовой системы РФ играют решения Европейского Суда по правам человека, можно ли их отнести к источникам права. Второй вопрос должен быть посвящен Конституции РФ как источнику конституционного права, соотношению норм Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Является ли Конституция РФ основным законом РФ, как принято считать, либо она – особый правовой акт, отличный от законов, со своим наименованием. В третьем вопросе следует определить место законодательных актов субъекта РФ в иерархии правовых актов РФ. В частности, показать юридическую силу закона субъекта РФ, принятого в соответствии со ст. 73 Конституции РФ.
Тема 7. Место и роль решений Европейского Суда по правам человека в российской правовой системе Примерный план Введение 1.Юридическая природа решений Европейского Суда по правам человека 2.Влияние прецедентов толкования Европейского Суда по правам человека на российское право 3.Проблемы применения и исполнения решений Европейского Суда по правам человека Заключение Литература Методические указания В первом вопросе необходимо дать общую характеристику Европейскому Суду по правам человека (ЕСПЧ), охарактеризовать обязательства, которые взяла на себя Россия, признавая юрисдикцию ЕСПЧ. Здесь же необходимо раскрыть виды решений, которые принимает ЕСПЧ, ответить на вопросы: по каким вопросам и кто может обратиться в ЕСПЧ, юридические сила решения ЕСПЧ, последствия его неисполнения. При подготовке ко второму вопросу необходимо ознакомиться с рядом решений ЕСПЧ, проследить практику их исполнения и применения. Особенно обратить внимание на решения ЕСПЧ, в которых дается правовая оценка законов РФ с точки зрения соответствия их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. Здесь же следует привести примеры совершенствования российского законодательства на основе решений ЕСПЧ. В третьем вопросе предполагается отразить дискуссии по спорным с точки зрения отечественной судебной практики и науки решениям ЕСПЧ. Здесь же на основе изучения научных публикаций следует выделить и дать оценку основным проблемам, связанным с применением и исполнением решений ЕСПЧ.
Тема 8. Политический плюрализм и многопартийность и гарантии их реализации в законодательстве РФ Примерный план Введение 1.Понятие и признаки политического плюрализма 2.Идеологическое многообразие 3.Многопартийность Заключение Литература Методические указания В первом вопросе курсовой работы следует дать характеристику политическому плюрализму, который отражает процесс осуществления власти при взаимодействии нескольких или множества субъектов политических отношений; дать понятие плюрализма, раскрыть его признаки, показать связь политического плюрализма с демократией. Одна из частей первого вопроса должна быть посвящена истории возникновения и развития многопартийности в России. Второй вопрос работы посвящается идеологическому многообразию. Понятие идеологии. Политические взгляды, политические теории, их виды. Политическая идеология и политические партии. Государственная политика и политическая идеология. Третий раздел работы посвящается политическим партиям. Следует дать понятие и выделить на основе законодательства признаки политической партии, отразить их роль в развитии демократии. Охарактеризовать виды политических партий, выделить политические партии, действующие в России, назвать их роль в решении социальных задач, в организации и проведении политических выборов, определении внутренней и внешней политики государства, формировании политической элиты.
Тема 9. Конституционные институты непосредственной демократии Примерный план Введение 1.Единство представительной и прямой демократии 2.Нормативно-правовая база прямой (непосредственной) демократии 3.Проблемы проведения референдума Заключение Литература Методические указания В первом вопросе раскрываются понятия прямой и представительной демократии, дается общая характеристика конституционных форм прямой (непосредственной) и представительной демократии. Особое внимание следует уделить анализу конституционных форм осуществления народовластия в РФ, обосновать единство непосредственных и представительных форм осуществления народовластия. В основу понятия «непосредственной демократии» легли идеи прямого правления народа, его руководства собственной жизнью, самоуправления и самоорганизации в общественных и государственных делах. В одних случаях это выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер/. т. е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо (так называемый императивный референдум, выборы, отзыв народом избранных им представителей, принятие решений по ряду вопросов на собраниях в микрорайонах городов, на сходах в сельских населенных пунктах). В других случаях воля народа носит так называемый консультативный характер (опрос народа, консультативный референдум, обсуждение проектов актов, народные инициативы, петиции и др.). Студенту предоставляется возможность выразить собственное мнение о том, какие масштабы непосредственной демократии они видят в РФ, и как должны соотноситься правление народа и правление органов власти. При рассмотрении понятия «представительная демократия», студентам следует исходить из того, что в систему народного представительства можно включать все органы и всех лиц, которые избраны народом и должны представляют его интересы, хотя эти органы и лица могут осуществлять функции власти. Здесь должны быть названы все органы публичной власти (государственной власти и власти местного самоуправления), которые формируются путем выборов. Во втором вопросе должны быть названы нормативно-правовые акты, регламентирующие правила проведения референдумов на всех уровнях (федеральном, уровне субъекта РФ, местном уровне). Необходимо выявить, в чем суть и назначение референдумов в РФ. Надо разобраться с понятиями: референдум, опрос, плебисцит; императивный и консультативный референдумы; референдум и народное обсуждение законопроектов, референдум и народная инициатива. Далее раскрыть основополагающие правила проведения всех референдумов (принципы, круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум, обязательность и юридическая сила решений, принятых на референдуме). Третий вопрос посвящен проблемам проведения референдума. Необходимо проанализировать законодательство, посвященное референдуму с точки зрения сложности процедуры выдвижения инициативы проведения референдума, расширения круга вопросов, не подлежащих вынесению на референдум, неоднозначности толкования норм, характеризующих предмет референдума. Для оценки правовых норм необходимо ознакомиться с постановлениями Конституционного Суда РФ, рекомендованных к данной теме.
Тема 10. Разделение властей: идея и ее конституционное оформление Примерный план Введение 1.Понятие и содержание принципа разделения властей 2.Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей в Российской Федерации 3.Разделение властей и единство государственной власти в РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе дается понятие принципа разделения властей и раскрывается его содержание как принципа сдержек и противовесов. Следует назвать имена ученых, которые ввели и исследовали данный принцип, охарактеризовали его назначение и роль в организации и осуществлении власти. Здесь же необходимо указать, когда названный принцип получил конституционное закрепление в РФ. Второй вопрос должен быть посвящен законодательному закреплению принципа разделения властей в РФ. Какие конкретно правила, связанные с порядком работы законодательной, исполнительной и судебной власти, направлены на сдерживание каждой из них, могут служить средством, препятствующим сосредоточению всей полноты власти в одних руках. Конкретные примеры могут быть взяты как из деятельности федеральной государственной власти, так и из практики органов государственной власти субъектов РФ. Третий вопрос направлен на характеристику практической реализации принципа разделения властей в деятельности государственных органов власти. Здесь следует отразить проблемы реализации принципа, указать на признаки нарушения принципа, способы их преодоления.
Тема 11. Основные положения современной доктрины прав человека и гражданина и их отражение в Конституции РФ Примерный план Введение 1.Естественно-правовая теория правового статуса личности 2.Содержание и система конституционных прав и свобод человека и гражданина. 3.Конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина Заключение Литература Методические указания В первом вопросе работы необходимо остановиться на характеристике естественно-правовой доктрины правового статуса личности, в основе которой лежат положения о том, что человека, его права и свободы являются высшей ценностью, основные права и свободы носят естественный неотчуждаемый характер. В основу идеи названной теории положены труды философов-просветителей 17-18 вв. Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ф.А. Вольтера, Ж.Ж. Руссо. В этой части работы следует выделить основные положения теории, дать общую характеристику ее эволюции, сравнить с доктриной «суперсуверенности государства», которая провозглашает производность прав и свобод от государства. Во втором вопросе должна быть раскрыта система конституционных прав и свобод человека и гражданина, дана их классификация, выделены основные принципы правового статуса личности, закрепленные в Конституции РФ. Третий вопрос должен дать ответ на вопрос о понятии гарантий прав и свобод личности, их видах (правовые (юридические), политические, экономические). Подробнее необходимо остановиться на правовых конституционных гарантиях: общие конституционные гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55 Конституции РФ; конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2 Конституции РФ; специальные конституционные гарантии отдельных прав и свобод (статьи 17 часть 3, 24 часть 2, 34 часть 2, 41 часть 3, 42, 43 часть 2, 57).
Тема 12. Развитие законодательства о гражданстве РФ на основе Конституции РФ 1993 года Примерный план Введение 1.Понятие и принципы гражданства 2.Эволюция российского законодательства о гражданстве Заключение Литература Методические указания В первом вопросе работы необходимо дать понятие гражданства РФ. Закрепленное в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», сравнить это понятие с тем, которое до принятия Конституции РФ использовалось в научной литературе. Следует также раскрыть правовое содержание данного понятия (устойчивая, правовая связь лица с государством, наличие взаимных прав и обязанностей). Здесь же необходимо охарактеризовать основные принципы гражданства (единое и равное гражданство, не зависит напрямую от факта проживания в РФ, устойчивость правоотношений, невозможность лишения, невозможность высылки за пределы государства и невозможность выдачи другому государству; право на защиту и покровительство со стороны РФ; брак не изменяет автоматически гражданство супругов). Второй вопрос посвящается исследованию законодательства о гражданстве РФ в динамике. Необходимо сравнить Закон РФ о гражданстве 1991 года (его либерализм в части приема в гражданство РФ) и Федеральный закон о гражданстве 2002 годов в части оснований приобретения гражданства (правила упрощенной процедуры и субъекты, подпадающие по нее), проанализировать поправки законодательства о гражданстве, направленные на расширение круга субъектов приобретения гражданства РФ по упрощенной процедуре.
Тема 13. Конституционное право граждан на свободу совести Примерный план Введение 1.Понятие свободы совести 2.Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации 3.Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений Заключение Литература Методические указания В первом вопросе темы необходимо дать понятие свободы совести. Отграничить его от другого понятия – свобода вероисповедания. Выделить и дать характеристику основным элементам свободы совести (право исповедовать любую религию, право менять религию, право не исповедовать никакую религию, равенство перед законом всех граждан, независимо от отношения к религии, право на религиозное образование, право пропаганды религии и другие). Во втором вопросе следует охарактеризовать свободу совести по времени возникновения (первое поколение), по содержанию (личные права и свободы), раскрыть содержание правовых норм, направленных на защиту свободы совести и содержащихся в Конституции РФ, Международном пакте о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека, а также Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Здесь же следует осветить тему о гарантиях свободы совести. В третьем вопросе студент дает понятие религиозного объединения, освещает взаимодействие государства и религиозных объединений в части образования последних, их регистрации, контрольных функций со стороны государства, пределах такого контроля. Возможность запрета на отдельные виды или продукты религиозной деятельности и ликвидации религиозного объединения.
Тема 14. Конституционное право граждан на информацию Примерный план Введение 1.Понятие права граждан на информацию 2.Нормативное содержание права на информации 3.Ограничение права на информацию 4.Гарантии права граждан на информацию Заключение Литература Методические указания В первом вопросе темы следует дать понятие права на информацию. Поскольку данное право впервые зафиксированы в Конституции РФ 1993 года, необходимо назвать международные документы, предусматривающие это право, ответить на вопрос, в какой мере национальное законодательство обеспечивает в этой части право граждан на информацию. Во втором вопросе студент должен выделить конституционные нормы, относящиеся к данному праву. Этот вопрос представляет определенную сложность, поскольку из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным (в том числе: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29); право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42); свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В связи с этим, для характеристики вопроса недостаточно простого их перечисления. Можно предложить классифицировать конституционные нормы, относящиеся к праву на информацию, на группы – право на получение информации, право на защиту информации, право на распространение информации. В третьем вопросе студент освещает правовое содержание норм, связанных с ограничением права на информацию. Необходимо сделать акцент на том, что ограничение прав граждан возможно исключительно в соответствии со ст. 55 Конституции РФ. Здесь студент должен выделить основания и цели ограничений права граждан на информацию. Четвертый вопрос может быть выделен в самостоятельную часть плана либо гарантии права на информацию могут быть освещены в части второй плана. Основное внимание должно быть уделено правовым (юридическим) гарантиям – общие и специальные.
Тема 15. Конституционное право граждан на объединение Примерный план Введение 1.Понятие права граждан на объединение 2.Нормативное содержание права граждан на объединение 3.Ограничение права на объединение. Ликвидация общественного объединения 4.Гарантии права граждан на объединение Заключение Литература Методические указания В первом вопросе необходимо дать понятие общественному объединению, указать виды общественных объединений. Раскрыть содержание права граждан на объединение, как оно может быть реализовано, кто имеет право на объединение. Отдельно следует дать характеристику такому объединению как политическая партия. Во втором вопросе необходимо проанализировать право граждан на объединение на основе международных документов и законодательства РФ: право на образование общественного объединения, право на вступление в уже образованное общественное объединение, право на беспрепятственный выход из общественного объединения, право воздерживаться от вступления в общественное объединение. Третий вопрос должен быть посвящен вопросам ограничения права граждан на объединение, в каких случаях закон запрещает создание объединения, каковы пределы контроля за деятельностью общественных объединений со стороны государства, в каких случаях и по какой процедуре может быть ликвидировано общественное объединение. В четвертом вопросе освящаются гарантии права граждан на объединение в качестве самостоятельной части плана либо они могут быть рассмотрены во втором вопросе плана. Рассматривая гарантии права граждан на объединение, следует оценить их эффективность на основе практики, проиллюстрировав ее примерами.
Тема 16. Конституционное право граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства Примерный план Введение 1.Понятие права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства 2.Нормативное содержание права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства 3.Ограничение права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана дается понятие права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства. Здесь следует разделить понятия «место пребывания» и «место жительства». Место и значение данного права в современной доктрине прав и свобод человека и гражданина. Во втором вопросе необходимо, опираясь на международные правовые акты и законодательство РФ, раскрыть содержание права: что такое регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства, чем данный институт отличается от института «прописки», который существовал в советское время, особенности регистрации для отдельных категорий граждан. Для более глубокого понимания конституционного права необходимо ознакомиться с постановлением Конституционного Суда от 02.02.1998 года № 4-П, в котором оцениваются нормы подзаконного акта на предмет соответствия конституционным положениям о свободе передвижения и выбору места пребывания и жительства. В третьем вопросе необходимо дать характеристику ограничениям свободы передвижения и выбору места пребывания и места жительства: какими актами установлены ограничения, для каких субъектов, на каких территориях, цели ограничения.
Тема 17. Конституционные обязанности граждан РФ Примерный план Введение 1.Понятие конституционных обязанностей граждан 2 Нормативное содержание конституционных обязанностей граждан 3.Ответственность за уклонение от конституционных обязанностей граждан Заключение Литература Методические указания В первом вопросе необходимо дать понятие конституционных обязанностей как части правового статуса личности. Также следует классифицировать конституционные обязанности на всеобщие, независящие от конкретного статуса человека, например, статьи 15 (соблюдение Конституции РФ), 57 (платить законно установленные налоги), 58 (сохранять природу и окружающую среду) и другие и специальные, связанные с конкретным статусом личности, например, статьи 38 и 43 (обязанности родителей и в отношении родителей) и другие, связанные с должностным статусом. Здесь же следует выделить обязательства-запреты. Во втором вопросе на основе анализа российского законодательства дать характеристику нормативному содержанию конституционных обязанностей, в чем они проявляются, каков механизм их исполнения. Здесь же следует разделить обязанности по субъектам – какие обязанности предусмотрены для всех, а какие – только для граждан РФ. В третьем вопросе необходимо основной акцент сделать на конституционной ответственности за неисполнение конституционных обязанностей. В чем особенности такой ответственности: по субъектам, основаниям, санкциям, процедуре привлечения.
Тема 18 Правовое регулирование национальных отношений в РФ Примерный план Введение 1.Понятие национальных отношений 2.Государственно-территориальное устройство как способ решения национального вопроса 3.Правовые гарантии защита коренных малочисленных народов Заключение Литература Методические указания В первом вопросе курсовой работы следует дать понятие национальных отношений, этноса, нации, народа, народности. Ознакомившись со Стратегией государственной национальной политики на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 года № 1666, необходимо выделить цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики. Давая характеристику национальных отношений в современной России, следует обозначить основные проблемы этих отношений. Во втором вопросе необходимо дать характеристику государственно-территориального устройства России, в частности, таких ее частей как субъекты РФ, образованные на основе национального компонента (республики, автономная область, автономные округа). В чем особенность данных субъектов, как развивался их статус. Оценить многообразие концепций о самоопределении народов. Право на выход субъекта РФ из состава РФ (сецессия). Что такое национально-культурная автономия, как она реализуется в РФ. В третьем вопросе следует дать понятие коренных малочисленных народов: какие критерии установил федеральный законодатель для отнесения гражданина к этой категории народов. Какие преференции устанавливает законодатель для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Назначение реестра коренных малочисленных народов. Понятие исконной среды обитания коренных малочисленных народов, ведения традиционного образа жизни.
Тема 19. Российский федерализм: возникновение и развитие Примерный план Введение 1.Понятие федерализма, история его зарождения в России 2.Особенность российского федерализма на современном этапе 3.Проблемы российского федерализма Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана следует назвать основные признаки федерализма, дать характеристику основных этапов его развития в России, отразить правовую регламентацию федерализма на различных этапах его становления и развития. Ответить на вопрос - как развивался принцип равенства (неравенства) субъектов. Виды субъектов РФ (общее и особенное). Во втором вопросе плана необходимо проанализировать научные точки зрения по вопросу о характере российского федерализма, его конституционном характере. Следует дать оценку договорной составляющей российского федерализма. Для того, чтобы отразить спорность различных подходов к характеристике российского федерализма, необходимо ознакомиться с постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П и Особыми мнениями к нему по вопросу о суверенитете субъектов РФ, их праве на гражданство республик в составе РФ, на выход из состава РФ. Как соотносится запрет на выход из состава РФ его субъектов и общепризнанные международные нормы о праве наций на самоопределение. В третьем вопросе плана раскрываются проблемы российского федерализма, которые выделяет современная наука: реальность принципа равенства субъектов РФ; тенденции централизации и угроза самостоятельности субъектов РФ, сепаратизм. Имеет ли правовое содержание конституционное положение – «изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ»? Сложносоставные субъекты РФ – политический компромисс или реальная правовая конструкция.?
Тема 20. Теория и практика федерального принуждения (вмешательства) в России Примерный план Введение 1.Понятие и виды федерального принуждения (вмешательства) по законодательству РФ 2.Федеральное вмешательство как средство преодоления чрезвычайной ситуации 3.Федерально вмешательство как последствие незаконной деятельности органов власти субъектов РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе необходимо дать понятие федерального принуждения (вмешательства). Ответить на вопрос, насколько данный институт соответствует принципу федерализма. Используется ли указанный институт в зарубежных странах. Основные причины его введения. Охарактеризовать виды федерального вмешательства в зависимости от оснований его применения. В какой степени данный институт конкурирует с принципами самостоятельности субъекта РФ в вопросах реализации компетенции его органами власти, избирательного права. Во втором вопросе раскрыть виды федерального вмешательства в условиях чрезвычайного положения. В каких случаях оно наступает? Какими средствами располагают по закону федеральные органы власти для реализации вмешательства? Являются ли такие меры императивными или реализация федеральными органами власти полномочий органов государственной власти субъекта – усмотрение РФ? Какими актами устанавливается федеральное вмешательство? В третьем вопросе следует рассмотреть основания и виды федерального вмешательства в случаях незаконной деятельности органов государственной власти субъекта РФ. Можно ли рассматривать данный институт как форму юридической ответственности субъекта РФ и в каких случаях. Может ли быть оспорено решение органов государственной власти РФ по использованию института федерального вмешательства? Какие полномочия органов государственной власти субъекта РФ не могут осуществляться федеральными органами власти?
Тема 21. Автономные округа: история образования и эволюция правового статуса Примерный план Введение 1.Понятие автономного округа 2.Динамика развития правового статуса автономного округа 3.Проблемы правового статуса автономного округа в составе другого субъекта РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе темы необходимо дать понятие автономного округа, в каких условиях и для каких целей были образованы автономные (национальные) округа в России. Какие задачи они решали, чем отличались от других национально-территориальных образований (автономной области, республики). Во втором вопросе плана следует охарактеризовать развитие статуса автономных округов от института по сохранению самобытности малых народов до равноправного субъекта РФ. Особое внимание следует уделить развитию законодательства об автономных округах. В третьем вопросе надлежит остановиться на юридических проблемах статуса автономных округов, правового нонсенса вхождения одного субъекта РФ в состав другого субъекта РФ. Имеется ли правовая возможность преодоления ситуации, когда на территорию одного автономного округа распространяется юрисдикция двух субъектов (округа и области, в состав которой он входит)? Объединение субъектов РФ, которое имело место в РФ – это средство решения социально-экономических проблем или попытка ликвидировать сложнопостроенные субъекты РФ и почему идея не была доведена до логического конца.
Тема 22. Правовое регулирование избирательной системы Примерный план Введение 1.Понятие, назначение и природа выборов 2.Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти 3.Основные направления совершенствования избирательной системы РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плата следует дать понятие выборов, рассмотреть данный институт в широком (как вся процедура избрания депутатов и должностных лиц органов власти) и в узком (как собственно голосование) смысле. Какое значение придается данному институту в системе власти, какие органы избираются непосредственно населением в РФ. Во втором вопросе плана следует охарактеризовать законодательство о выборах в федеральные органы власти, какие элементы (стадии) избирательного процесса подвержены наиболее частой законодательной корректировке, чем это объясняется (совершенствование законодательных норм, накопление избирательного опыта, стремление пресечь нарушения сути закона, использования квазизаконных механизмов). В третьем вопросе плана необходимо рассмотреть основные направления совершенствования избирательной системы. На основе изучения судебной практики, правовых позиций Конституционного Суда РФ выделить тенденции изменения законодательства, относящегося к избирательной системе. Здесь же следует сформулировать предложения по изменению законодательства о выборах на основе изучения научной литературы и собственных выводов.
Тема 23. Избирательные правонарушения и ответственность в избирательном праве РФ Примерный план Введение 1.Общая характеристика ответственности за нарушения избирательного законодательства 2.Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства 3.Административно-правовая и уголовно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо дать понятие юридической ответственности, выделить и обосновать как самостоятельный институт избирательного права избирательно-правовую ответственность; проанализировать и уточнить, существующие подходы к пониманию юридической ответственности; дать характеристику составу избирательного правонарушения, исследовать механизм реализации избирательно-правовой ответственности, основания ее наступления и меры, применяемые к нарушителям норм избирательного права. Необходимо установить наличие определенных обстоятельств (условий), являющихся общими, типичными для избирательных правонарушений, следует определиться с совокупностью условий, достаточных для возложения избирательно-правовой ответственности на конкретное лицо, именуемых составом избирательного правонарушения. Во втором вопросе плана необходимо перечислить составы конституционного правовой ответственности, охарактеризовать субъектов, лиц, на которых возложены полномочия по привлечению к конституционно-правовой ответственности, санкции. В третьем вопросе плана должна быть дана характеристика административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства. Следует выявить особенности уголовной и административной ответственности за нарушения норм избирательного права;
Тема 24. Конституционный статус Президента РФ Примерный план Введение 1.Президент РФ в системе разделения властей 2.Вопросы ведения и полномочия главы государства 3.Акты Президента РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана на основе действующей Конституции РФ должна быть дана характеристика института Президента РФ как государственного органа, необходимо выделить место и роль Президента РФ в системе государственных органов РФ: как высшего должностного лица РФ – главе государства; как гаранта Конституции РФ, прав и свобод граждан РФ; как лица, обеспечивающего согласованное взаимодействие государственных органов. Во втором вопросе плана необходимо дать общую характеристику компетенции Президента РФ. Проанализировать «скрытые» полномочия Президента РФ (полномочия, которые не прописаны в действующем законодательстве), оценить соответствие объема вопросов ведения Президента РФ и тех полномочий, которые предусмотрены законом для их реализации. В третьем вопросе плана необходимо раскрыть виды актов Президента РФ, их роль и значение в решении общегосударственных вопросов. Какое место они занимают в правовой системе РФ. Раскрыть содержание «указного» права.
Тема 25. Конституционная модель взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ как верхней и нижней палат парламента Примерный план Введение 1.Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган 2.Полномочия Государственной Думы 3.Полномочия Совета Федерации 4.Структура Государственной Думы и Совета Федерации Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо дать общую характеристику Федерального Собрания РФ как парламента РФ, его основным функциям: законодательной, представительной, контрольной и «кадровой». Во втором вопросе следует раскрыть конституционные полномочия Государственной Думы. Основное внимание должно быть уделено законотворческой деятельности. Здесь же следует остановиться на реализации функции парламентского контроля. В третьем вопросе следует раскрыть конституционные полномочия Совета Федерации. Его роль в законотворческом процессе, реализации контрольной функции, назначении отдельных лиц на государственные должности РФ. Роль Совета Федерации как органа, состоящего из представителей субъектов РФ. В четвертом вопросе необходимо охарактеризовать структуру Государственной Думы и Совета Федерации, указать общее и особенное в их формировании и содержании.
Тема 26. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ Примерный план Введение 1.Понятие законодательного процесса 2.Субъекты права законодательной инициативы 3.Акты Федерального Собрания и его палат Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо охарактеризовать такой институт как законодательный процесс, из каких стадий он состоит применительно к Федеральному Собранию РФ. Выделяя стадии законодательного процесса, следует дать характеристику каждой стадии, отметить особенности их реализации, эволюцию регламентных норм по данному вопросу, сложности реализации некоторых требований закона, особенности принятия закона, предметы чтений. Во втором вопросе плана необходимо дать понятие законодательной инициативы, в каком виде она может быть реализована, назвать виды субъектов законодательной инициативы, особенности субъектов по внесению поправок и пересмотра Конституции РФ. Целесообразно на основе статистических данных оценить роль и активность отдельных субъектов права законодательной инициативы. Отдельно следует дать характеристику такому субъекту права законодательной инициативы как законодательные органы субъектов РФ: какова интенсивность реализации ими данного права, какие требования регламентных норм затрудняют эту работу. Необходимо отразить роль Правительства РФ по подготовке заключений на законопроекты. В третьем вопросе плана следует охарактеризовать виды актов Федерального Собрания и его палат, особенности принятия федеральных законов, федеральных конституционных законов, поправок к Конституции РФ, постановлений палат, в том числе по «преодолению «вето».
Тема 27. Юридическая природа мандата депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Примерный план Введение 1.Понятие правового статуса депутат Государственной Думы и члена Совета Федерации ФС РФ 2.Ограничения и запреты 3.Депутатская неприкосновенность Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо дать понятие статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Ответить на вопрос имеют они единый статус либо статус депутат Государственной Думы отличается от статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Оценить законодательство о статусе парламентариев, каким изменениям он подвергался, чем эти изменения были вызваны. Во втором вопросе плана следует охарактеризовать ограничения и запреты, установленные законодательством для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Отличаются ли эти понятия (ограничение и запрет). Как они соотносятся с законодательством о противодействии коррупции, ограничением прав и свобод человека и гражданина. Какие сложности отмечаются на практике при реализации ограничений и запретов. Ваши предложения в этой части. В третьем вопросе плана необходимо дать понятие депутатской неприкосновенности, что она означает, из каких запретов (гарантий для парламентария) она состоит. Задачи депутатской неприкосновенности, ее соотношение с принципом равенства перед законом и судом.
Тема 28. Конституционный статус Правительства РФ Примерный план Введение 1.Правительство РФ в системе разделения властей 2.Компетенция Правительства РФ 3.Порядок работы Правительства РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо дать общую характеристику Правительству РФ как высшему органу исполнительной власти РФ, его место в системе разделения властей и реализации функций государства. Его состав, порядок формирования, участие в вопросах формирования Правительства РФ Президента РФ и Государственной Думы РФ, конституционное преодоление противоречий между Государственной Думой ФС РФ и Президентом РФ в вопросах назначения председателя Правительства РФ. Период полномочий Правительства РФ, отставка Правительства и ее разновидности или виды оснований. Во втором вопросе плана следует раскрыть компетенцию Правительства РФ, какие полномочия и по каким вопросам ведения осуществляет Правительство РФ. Роль посланий Президента РФ при осуществлении компетенции Правительства РФ. Какие акты принимает Правительство РФ, их роль и место в системе права. В третьем вопросе работы необходимо выделить коллегиальный принцип деятельности Правительства РФ и принцип единоначалия. Роль Регламента Правительства РФ в организации его работы. Участие в деятельности Правительства РФ Президента РФ, особенности такого участия.
Тема 29. Уполномоченный по правам человека в РФ в системе субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина Примерный план Введение 1.Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 2.Доклады и заключения Уполномоченного по правам человека в РФ 3.Порядок работы Уполномоченного по правам человека в РФ Заключение Литература Методические указания В первом вопросе работы необходимо дать общую характеристику Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа. Какое место занимает Уполномоченный по правам человека в РФ в системе институтов защиты прав и свобод человека и гражданина. Деятельность (бездействие) каких субъектов может быть оспорена у Уполномоченного по правам человека в РФ. Следует ответить на вопрос о целесообразности учреждения этой должности в РФ с принятием Конституции РФ 1993 года. Также следует дать оценку развития данного института в разных сферах реализации прав и свобод граждан (уполномоченный по правам ребенка, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов, уполномоченный по защите прав предпринимателей и другие). Является ли эта тенденция признаком эффективности данного института или свидетельство того, что государство в целом не справляется с обеспечением прав и свобод своих граждан. Здесь же необходимо осветить вопрос назначения Уполномоченного по правам человека, требования, выдвигаемые законом к кандидату на данную должность, период деятельности. Во втором вопросе плана на основе изучения докладов и заключений Уполномоченного по правам человека в РФ классифицировать их по видам, выделить сферы (органы власти), в которых совершается (обжалуется) наибольшее количество правонарушений, охарактеризовать механизмы и эффективность мер, которые используются и могут по закону использоваться для устранения нарушений прав и свобод граждан. В третьем вопросе следует охарактеризовать порядок работы Уполномоченного по правам человека с жалобами граждан, его выступления в органах власти, обращения в судебные органы в интересах граждан. Возможности Уполномоченного по правам человека по совершенствованию законодательства. Его обращения в Конституционный Суд РФ.
Тема 30. Проблемы и перспективы развития системы судов РФ и системы судов субъектов РФ на современном этапе Примерный план Введение 1.Судебная власть в системе разделения властей на современном этапе 2.Конституциооные основы судебной власти Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо дать понятие судебной власти как системы государственных органов по отправлению правосудия. Указать виды судов с учетом реформы судебной власти, осуществленной на основе поправок к Конституции РФ 2014 года. Понятие правосудия и его значение в системе разделения властей. Суды субъекта РФ. Особенности их формирования и деятельности. Роль субъекта РФ в этих вопросах. Для характеристики судов субъекта РФ необходимо ознакомиться с постановлением Конституционного Суда РФ на эту тему. Второй вопроса плана должен раскрывать положения седьмой главы Конституции РФ (виды судопроизводства, принципы правосудия, требования к кандидатам на должность судьи, статусные положения судей). Проблемы реализации конституционных основ судебной власти (отсутствие упоминаний в Конституции РФ судов субъектов РФ, административное судопроизводство и административные суды, обретение и лишение статуса судьи, неприкосновенность судей).
Тема 31. Правовой статус прокуратуры РФ Примерный план Введение 1.Конституционные основы статуса и принципы деятельности прокуратуры РФ 2.Взаимодействие прокуратуры РФ с Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ 3.Полномочия прокуратуры и судебная власть Заключение Литература Методические указания В первом вопросе плана необходимо определить место прокуратуры в системе органов государственной власти. Оценить изменения Конституции РФ 2014 года, связанные с прокуратурой и ее статусом, в частности уточнение наименования главы 7 «Судебная власть и прокуратура». Может ли быть прокуратура отнесена к одной из ветвей власти: законодательной, исполнительной или судебной. Какие точки зрения имеют место в научной среде относительно места прокуратуры в системе власти. Дать характеристику функциям прокуратуры и принципам ее деятельности. Имеет ли место подобный институт в системе государственной власти европейских стран романо-германской правовой семьи. Во втором вопросе плана необходимо раскрыть компетенцию прокуратуры во взаимоотношениях с Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Каковы пределы надзора в отношении указанных государственных органов и должностных лиц этих органов. Оценить роль Президента РФ в сфере назначения прокуроров. Для более полной характеристики это вопроса необходимо ознакомиться с постановлением Конституционного Суда РФ относительно пределов кадровых полномочий Президент РФ. В третьем вопросе плана следует проанализировать компетенцию прокуратуры во взаимодействии с судебной властью. Особенно обратить внимание на изменение роли прокурора в судебном процессе на основе конституционных принципов отправления правосудия.
Тема 32. Система органов государственной власти Красноярского края Примерный план Введение. 1.Правовые основы построения системы органов государственной власти Красноярского края. 2.Законодательное Собрание Красноярского края. 3.Губернатор Красноярского края, Правительство Красноярского края и иные органы исполнительной власти края. Заключение. Методические указания В первом вопросе плана необходимо проанализировать действующее законодательство об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленных соответствующим федеральным законом на основе ст. 77 Конституции РФ. Постановления Конституционного Суда РФ, предметом которых были законодательные акты субъектов РФ, устанавливающие систему власти конкретного субъекта РФ, дают возможность проанализировать пределы усмотрения законодателя субъекта при регламентации данного вопроса. Следует выделить диспозитивные нормы, предусмотренные федеральными законами по организации государственной власти субъекта РФ. Во втором вопросе плана необходимо дать характеристику Законодательному Собранию Красноярского края: численность, порядок формирования, тип избирательной системы, структура, компетенция, виды актов. Обратить внимание на такой вид законов края как Уставные законы. В третьем разделе работы дается характеристика высшему должностному лицу края – Губернатору края и системе исполнительной власти края в целом. Принимая во внимание, что Губернатор края не входит в состав Правительства края, но возглавляет исполнительную власть края, следует оценить эту конструкцию с точки зрения ее соответствия федеральному закону, а также охарактеризовать властные формы влияния Губернатора края на органы исполнительной власти края. Здесь же следует выделить принципы организации и принципы осуществления исполнительной власти края, а также порядок формирования, компетенцию и виды актов исполнительной власти края.
Тема 33. Обеспечение разделения властей в системе органов государственной власти Красноярского края Примерный план Введение. 1.Понятие и содержание принципа разделения властей. 2.Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей в Красноярском крае. 3.Разделение властей и единство государственной власти Красноярского края. Заключение. Методические указания В первом вопросе плана необходимо раскрыть понятие и содержание принципа разделения властей. Что такое «сдержки и противовесы»? применительно к данному принципу, в чем ценность данного принципа и как он сочетается с принципом единство системы государственной власти? Здесь же следует описать теоретические взгляды основоположников данного принципа Д. Локка и Ш. Монтескье и других учёных на содержание принципа разделения властей. В дальнейшем остановиться на трудах российских учёных, исследовавших в 19-20 веках принцип разделения властей и описать современные представления учёных о нём. Во втором разделе плана необходимо на основе оценки Устава края, иного краевого законодательства о Законодательном Собрании края, о Правительстве края и иных органах исполнительной власти края показать действие принципа разделения властей и оценить механизмы действия сдержек и противовесов. При изложении третьего вопроса плана следует выделить нормы краевого законодательства, отражающие механизмы взаимодействия законодательной и исполнительной власти края. Второй и третий раздел работы надлежит проиллюстрировать практикой работы названных органов.
Тема 34. Регламент Законодательного Собрания Красноярского края Примерный план Введение. 1.Понятие и назначение регламента. 2.Регламент о структуре Законодательного Собрания края. 3.Регламент о формах работы Законодательного Собрания края. Заключение. Методические указания
В первом вопросе плана требуется дать понятие такого специального нормативного акта как регламент. Высказать свою точку зрения по дискуссии о том, должен ли регламент законодательного органа приниматься в виде закона или подзаконного акта. Охарактеризовать круг вопросов, устанавливаемых регламентом. Во втором вопросе плана следует дать характеристику регламентным нормам, посвященным структуре Законодательного Собрания Красноярского края: какую структура закрепляет Регламент Законодательного Собрания края, как распределяет между структурными элементами вопросы законодательного процесса и другой деятельности Законодательного Собрания края. В третьем вопросе плана необходимо остановить свое внимание на основных формах работы Законодательного Собрания, отраженных регламентом: сессии, виды и периодичность заседаний, открытее и закрытые заседания, способы голосования; заседания комитетов и комиссий. Специально необходимо выделить регламентные нормы, направленные на обеспечение равного статуса депутатов в процессе деятельности законодательного органа, ограничение злоупотреблений правом, гарантии реализации депутатских полномочий лицами, оказавшимися в меньшинстве при обсуждении конкретного документа или вопроса.
Тема 35. Основы правового статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Примерный план Введение. 1.Понятие правового статуса депутатов. 2.Срок полномочий и основания досрочного прекращения полномочий депутатов. Несовместимость депутатского мандата. 3.Права и обязанности депутатов. 4.Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности. Заключение. Методические указания В первом вопросе плана требуется раскрыть содержание понятия правовой статус депутата, из каких элементов он состоит, равенство статуса депутатов одного представительного органа, отличия в статусе депутатов представительных органов разного уровня власти. Является ли мандат императивным или свободным и чем они отличаются. Во втором вопросе плана необходимо рассмотреть основания досрочного прекращения полномочий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ. Проанализировать динамику развития данного института, введение законодателем новых оснований, направленных на предотвращение и борьбу с коррупцией; на пресечение наличия депутатского мандата у лиц, имеющих устойчивую правовую связь в виде гражданства с иностранным государством, у лиц, имеющих судимость. Здесь же следует дать правовую оценку такому основанию досрочного прекращения полномочий как «выход из фракции». Третий вопрос плана посвящается правам и обязанностям депутатов: оценить тенденцию сужения личной активности депутата в интересах фракций и комитетов. Что такое «согласованное» голосование по законопроекту, соответствие данного института депутатскому статусу. В четвертом вопросе плана следует дать понятие такому институту как гарантии. Какие гарантии предусматривает законодатель для депутата, как связанные непосредственно с законодательной деятельностью, так и направленные на создание необходимых для такой деятельности условий социального характера. Депутатская неприкосновенность – ее назначение, правовое содержание, механизм реализации.
Тема 36. Высшее должностное лицо Красноярского края Примерный план Введение. 1.Место высшего должностного лица края в системе государственной власти Красноярского края. 2.Избрание Губернатора Красноярского края. 3.Компетенция высшего должностного лица края. Заключение. Методические указания В первом вопросе плана следует охарактеризовать место Губернатора Красноярского края в системе государственной власти края. Необходимо проанализировать действующее федеральное законодательство на предмет возможности учреждения высшего должностного лица без его вхождения в высший орган исполнительной власти края – Правительство Красноярск
|