![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из опыта реализации сетевых проектов в Гатчинском муниципальном районе).
Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, - неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Развитие системы дополнительного образования детей является сегодня одним из приоритетных направлений образовательной политики. Поставлена задача повышения роли дополнительного образования детей в деятельности государственных образовательных учреждений, дальнейшей интеграции основного общего и дополнительного образования. Цель политики модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, на основе сохранения в лучших традициях воспитания и внешкольного дополнительного образования. В числе ведущих тенденций развития системы дополнительного образования детей отмечается также важность организации дополнительного образования детей на базе образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентировано на создание единого интегрированного образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Гибкость дополнительного образования детей как открытой системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Отличительной чертой педагогики дополнительного образования является создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога. Многообразие видов деятельности способствует удовлетворению самых разных интересов, склонностей и потребностей ребёнка. Личностно – деятельностный характер образовательного процесса, способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации. Личностно – ориентированный подход к ребёнку, создает «ситуацию успеха» для каждого, выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей. Методологической основой стандарта нового поколения становится Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяющая характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодёжи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно – нравственная консолидация многонационального народа РФ; основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Указанные выше цели и задачи политики модернизации Партнёрские отношения в реализации программ могут выстраиваться как с семьёй, так и с общественными организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированыв основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно – полезную. Каковыже механизмы включения системы дополнительного образования во внеурочную деятельность общеобразовательных школ? 1. Технологии интеграции в учебном процессе способствуют активизации познавательной деятельности школьников, формированию их субъектной позиции через включение в урок форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде: · комплексных занятий: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчёт, общественный смотр знаний; · проектов: информационных, творческих, исследовательских, ролевых…; · игр: ролевых (урок – театрализация), деловых (урок – исследование, урок – экскурсия), познавательных («Что? Где? Когда?») · предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…) 2. Технологии интеграции во внеурочной деятельности активизируют субъектною позицию школьника за счёт включения его в деятельность объединений по интересам, в подготовку общешкольных дел в виде: · технологий проектной деятельности; · технологий коллективного творческого воспитания; · технологий работы клубных объединений. 3. Технологии внешней интеграции в виде: · интегрированных программ совместной деятельности школ и учреждений дополнительного образования; · организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей; · организации и проведения совместных интегрированных дел: коллективных творческих, общественно – полезных; · организации и проведения совместных интегрированных игр, конкурсов (краеведческих, экологических, интеллектуальных); · организации деятельности детских общественных организаций, движений, объединений. В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области на 2010 -2011 годы» и долгосрочной целевой программы «Приоритетные направления развития образования в Ленинградской области на 2011 – 2015 годы» в Гатчинском муниципальном районе созданы условия для организации инновационной деятельности в муниципальных образовательных системах по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. Восьми образовательным учреждениям присвоен статус муниципальной инновационной площадки по реализации образовательных сетевых проектов в рамках регионального эксперимента по работе с одаренными детьми. Одним из таких образовательных учреждений является муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр детского творчества». Тема сетевого проекта «Я МОГУ!» (Инновационные формы сетевой интеграции образовательных учреждений в рамках профориентации учащихся).
|