![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактические принципы обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий
История развития педагогики как науки о целенаправленной, специально организо — ванной, систематической деятельности по передаче подрастающему поколению накоп — ленного интеллектуального потенциала, фор- мированию личностных качеств индивида, а также о содержании, организационных фор — мах и методах образования существует, как известно, всего несколько сот лет. Конец ХХ – начало XXI в. характеризуются интеллектуа — лизацией всех видов деятельности на основе взаимодействия с информационным ресур — сом, реализации деятельности по сбору, об — работке, архивному хранению, передаче ин — формации, ее тиражированию и управлению информационными потоками с любого рас — стояния, что позволяет осуществить переда — чу подрастающему поколению накопленного интеллектуального потенциала прежних по — колений совершенно иными способами [1]. Адекватно современным возможностям организации деятельности по передаче ин — теллектуального потенциала прежних поко — лений современному человеку видоизменяются и дидактические принципы обучения, которые должны отражать уровень притя — заний общества третьего тысячелетия к сис — теме образования. Учитывая определения традиционно понимаемых дидактических принципов (Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин), остановимся на раскрытии сути дидактичес — ких принципов обучения в условиях органи — зации учебной деятельности в информаци — онно-коммуникационной предметной среде, реализующей возможности современных ин — формационных коммуникационных техно- логий. Принцип научности предполагает предъ — явление содержания учебного материала средствами информационных и (или) комму — никационных технологий в строгом соответ — ствии с современными научно достоверными фактами и сведениями (по возможности мето — дами изучаемой науки). При этом обеспече- ние компьютерного моделирования, имита — ции изучаемых объектов, явлений, процессов (как реальных, так и виртуальных), представ — ляемых на экране, позволяет обучающемуся Р. Э. Гшиянц осуществлять экспериментально-исследова — тельскую деятельность, инициирующую са — мостоятельное открытие закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем прибли — зить школьный эксперимент к современным научным методам исследования. Принцип доступности означает, что предъявляемый средствами информацион — ных и (или) коммуникационных технологий учебный материал, формы и методы органи — зации учебной деятельности должны соот — ветствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью средств инфор — мационных и (или) коммуникационных тех — нологий учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью компью- терного тестирования – от его результатов за — висит дальнейший ход обучения с использо — ванием этих средств. Принцип компьютерной визуализа — ции учебной информации, предъявляемой средствами информационных и (или) ком- муникационных технологий, предполага — ет реализацию возможностей современных средств визуализации (например, средств компьютерной графики, технологии муль — тимедиа) объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей в динамике развития, во времен — ном и пространственном движении, с сохра — нением возможности диалогового общения с программой [4]. Принцип адаптивности (приспособляе — мость к индивидуальным возможностям обу — чаемого) предполагает реализацию возмож — ностей средств информационных и (или) коммуникационных технологий при индиви — дуальном подходе к нему, с учетом индиви — дуальных возможностей воспринимать пред — ложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различ — ными средствами компьютерной визуализа — ции изучаемых объектов, процессов, явлений, а также несколькими уровнями дифференци — ации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Принцип систематичности и последова — тельности обучения с использованием средств информационных и (или) коммуникацион — ных технологий предполагает необходимость усвоения обучаемым знаний, системы поня — тий, фактов и способов деятельности в их ло — гической связи, последовательности при условии преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками. Принцип сознательности обучения, само- стоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение сред- ствами информационных и (или) коммуни- кационных технологий самостоятельных действий по извлечению учебной инфор- мации, по формализации знаний при чет- ком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности. Разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности (ин- формационно-поисковая, эксперименталь- но-исследовательская, деятельность по сбо- ру, обработке, архивированию информации, в том числе информации о реально проте- кающих процессах и виртуальных) должны опираться на возможности средств инфор- мационных и (или) коммуникационных тех- нологий. Активизация деятельности обуча- емого может обеспечиваться возможностью: самостоятельного управления ситуацией на экране; выбора режима учебной деятельнос- ти; вариативности действий в случае при- нятия самостоятельного решения; создания позитивных стимулов, побуждающих к учеб- ной деятельности, повышающих мотивацию обучения (например, введение игровых си- туаций, юмор, доброжелательность при об- щении, использование различных средств визуализации) [2]. Принцип прочности усвоения результатов обучения предполагает обеспечение средства- ми информационных и (или) коммуникаци- онных технологий усвоения обучающимися содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помо- щью этих средств. Этот принцип реализует- ся с помощью компьютерного самоконтроля и самокоррекции: контроля на основе неза- медлительной обратной связи с выводом на экран результатов диагностики ошибок по результатам обучения и оценкой результа- тов учебной деятельности, с объяснением на экране сущности допущенной ошибки; ком- пьютерного тестирования, констатирующего продвижение в учении. Принцип интерактивности различного уровня (низкого/среднего/высокого) предпо- лагает необходимость обеспечения интерак- тивного диалога, его организации средствами информационных и (или) коммуникацион- ных технологий при условии выбора вари- антов содержания изучаемого, исследуемого учебного материала, а также режима учебной деятельности с помощью средств информационных и (или) коммуникационных техно- логий. Принцип развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает обес- печение средствами информационных и (или) коммуникационных технологий: раз- вития мышления (например, алгоритмичес- кого, программистского стиля мышления, наглядно-образного, теоретического), фор- мирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в слож- ной ситуации, а также обрабатывать инфор- мацию (например, на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных). Кроме того, можно говорить о принципах информацион — ной осведомленности, принципе информа — ционной переносимости с одного изучаемого объекта на другой [3]. Одним из эффективных путей глобали — зации образовательного пространства в сов — ременном мире является развитие системы дистанционного образования. Современные информационные технологии и компьютер — ные телекоммуникации создали принципи — ально новые возможности доступа и накоп- ления любой социальной и педагогической информации.
|