Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жаропрочность
В процессе работы многие детали машин нагреваются до высоких температур, достигающих 1000 °С и более. Жаропрочность — способность материалов сохранять необходимую прочность при высоких температурах. Характеристики, которые определяют при обычных испытаниях, не дают представления о возможности использования материалов при высоких температурах. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, с повышением температуры числовые значения предела прочности и предела текучести понижаются.
Рисунок 2.5 - Зависимость предела прочности и текучести от температуры
Во-вторых, при повышенных температурах большое значение имеет длительность испытания. Дело в том, что у металлов и сплавов, работающих длительное время под нагрузкой при высоких температурах, наблюдается явление ползучести, т. е. непрерывная пластическая деформация под действием постоянной нагрузки (металл «ползет»). При работе под нагрузкой в условиях комнатной температуры ползучесть у большинства металлов отсутствует. Жаропрочность металлов и сплавов характеризуют три показателя: предел кратковременной прочности, предел длительной прочности и предел ползучести. Предел кратковременной прочности (σ в) определяют, как и при обычных испытаниях, но с нагревом образца до заданной температуры. Эта характеристика служит для расчета на прочность деталей, работающих непродолжительное время (секунды, минуты) при высоких температурах. Длительную прочность устанавливают для деталей, работающих при высоких температурах. Предел длительной прочности - напряжение, вызывающее разрушение образца при данной температуре через конкретный промежуток времени. Например, предел длительной прочности = 250 МПa (25 кгс/ мм2) означает, что при температуре 600 °С напряжение 250 МПа (25 кгс/мм2) вызывает разрушение образца через 100 ч. Для деталей, работающих при высоких температурах в течение очень длительного времени, устанавливают предел ползучести. Для этого проводят соответствующие испытания, записывая диаграмму ползучести. Диаграмма ползучести состоит из трех участков, адекватных трем стадиям ползучести. На участке I ползучесть протекает с постепенно уменьшающейся скоростью (кривая постепенно становится пологой). Здесь металл больше упрочняется от наклепа вследствие растяжения, чем разупрочняется от действия высокой температуры. На участке II (прямая линия) ползучесть происходит с постоянной скоростью — разупрочнение уравновешивается упрочнением. На участке III (кривая круто поднимается вверх) разупрочнение начинает преобладать над упрочнением, ползучесть происходит со все более увеличивающейся скоростью, что приводит к разрушению металла. При высокой температуре детали машин должны работать в условиях, соответствующих участку II. Длительность работы на участке II может быть разной: от 1000 ч (41, 7 дня) до 100 тыс. ч (около 11, 4 года). За это время металл не должен удлиниться более чем на а %. Величину а задают разной: от 0, 1 до 1 %.
Рисунок 2.6 - Диаграмма ползучести
Таким образом, пределом ползучести называется напряжение, которое за конкретный промежуток времени при данной температуре вызывает заданное удлинение (например, 1 %). При расчете предела ползучести необходимо знать температуру испытания, деформацию, нагрузку и время ее действия. Например, предел ползучести составляет =200 МПа (20 кгс/мм2). Это означает, что для удлинения образца на 1 % за 1000 ч при температуре 600 °С предел ползучести должен быть равен 200 МПа (20 кгс/мм2). Если увеличить напряжение, то суммарная деформация возрастет (будет выше 1 %
|