Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и цивилизация. Осмысление данной проблемы в трудах европейских философов и современных мыслителей.
Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных или духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной из версий, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделили историю человечества на эпохи: - дикости; - варварства; -цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями. Первоначально термин «цивилизация тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т.д. обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII в. Все многообразие точек зрения можно свести к трем основным подходам на соотношение понятий культуры и цивилизации: - как синонимы. Так, историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом; - как сходные, так и имеющие важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений. - как противоположности. Примером может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918-1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный элемент она нивелирует людей превращая, их в безликие существа. Однако эта концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызывала вполне обоснованные возражения. Между этими явлениями имеется много общего, они неразрывно связаны между собой. Немецкие романтики отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение. В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин -культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе. Эволюция цивилизации позволяет нам выделить в ней три основные стадии: - аграрно-индустриальную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; - индустриальную, связанную с капитализмом; - постиндустриальную, вызванную научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть: - глобальной, т.е. мировой; - континентальной (например, европейская); - национальной (французская английская). Ученые-востоковеды полагают, что изначально она распадалась на два «древа» - Запад и Восток, обладающие своими неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение. Другие ученые предполагают разделить все цивилизации на два типа но дают им иное толкование: - техногенная - объявляется характерной для Западной Европы; - психогенная - для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации при всем многообразии существующих точек зрения считаются: 1. Образование государства. 2. Возникновение письменности. 3. Отделение земледелия от ремесла. 4. Расслоение общества на классы. 5. Появление городов. При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение. Цивилизация - высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны следующие черты: 1. Устойчивая организация. 2. Малоподвижность. 3. Инерционность. 4. Порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. В культуре первостепенное значение имеют: 1. Национальная самобытность и оригинальность. 2. Неповторимость и уникальность. 3. Изменчивость и новизна. 4. Критическое начало. 5. Самоценность. 6. Стремление к возвышенному. Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.
Тема 2. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (2 часа) 1. Модели (формы) динамики культуры. 2. Типы динамики культуры. 3. Источники (механизмы) культурной динамики. 4. Факторы культурной динамики. ЛИТЕРАТУРА 1. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М, 1997. 2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002. 3. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992. 4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. 1. 5. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002. 6. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003. 7. Лотман ЮМ. Культура и взрыв. М, 1992. 8. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 11. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.
|