Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы культурной динамики
Обратимся теперь к проблеме факторов, формирующих и поддерживающих изменения (или их отсутствие) в культуре. Природный фактор занимает ведущее место среди факторов культурной динамики, так как культура в значительной степени зависит от природных условий, в которых она существует, от своего кормящего и вмещающего ландшафта. Впервые этот фактор был подробно проанализирован в теории «географического детерминизма» Руссо, который сделал вывод, что культура возникла в благоприятных для жизни тропических районах, но ее развитие было связано с районами умеренного климатического пояса, потребовавшего от человека достаточно большого труда и усилий для выживания. Руссо считал природный фактор решающей причиной развития культуры и цивилизации в Европе и застоя их на севере и юге. Природные географические условия влияют не только на форму культурной динамики. Они определяют также и способ хозяйствования, формируют картину мира, существенно влияют на другие сферы культуры. Наличие природных ресурсов и возможность их использования – еще одна сторона природного фактора культурной динамики. Так, жизнь в горах ориентирует население на специфический экономический и хозяйственный уклады – ориентация не на земледелие, а на овцеводство, формирует свою систему ценностей, принципиально отличающуюся от жизни земледельческих народов равнин или степняков-кочевников. Традиции, обычаи народов, бытовая сторона их жизни, их пища, одежда также зависят от географических и климатических условий. Биологическое начало в человеке также относится к природным факторам. Первичные биологические потребности – сохранение жизни, защита от врагов, продолжение рода – одинаковы для всех людей. Но в силу социальной сущности человека возможности их удовлетворения предоставляются ему только обществом и культурой. Эти возможности неодинаковы для людей, принадлежащих к разным половозрастным категориям, отличаются также их потребности, которые меняются при переходе из возраста в возраст. Нельзя также забывать, что молодежь легче принимает новое, приводящее к изменениям в культуре, в отличие от людей старшего возраста, больше склонных к консерватизму. Фактор взаимодействия культур и культурных систем, или диффузия культур, происходит из-за неравномерности их развития. Она подразумевает распространение элементов культуры из одного центра в другой, заимствование этих элементов принимающим обществом. Разумеется, распространяются не только позитивные достижения. Поэтому результатом диффузии культуры может стать как обогащение культур, так и их разрушение. Усвоение элементов чужой культуры, приспособление к ней называется аккультурацией. Ей могут подвергаться отдельные индивиды, группы, этносы, районы и страны. Она может носить прямой (через непосредственное влияние носителей передаваемых элементов культуры на окружающих людей) или же косвенный характер (через воздействие средств массовой информации, потребляемые товары, рекламу, учебные заведения и т.п.). Аккультурация зависит от названных выше факторов: от степени интенсивности контактов, их условий, степени готовности общества инородных элементов культуры. Так, Западная Европа, открыв для себя Новый Свет, активно использовала некоторые элементы его культуры, среди которых были золото Америки, ее многочисленные культурные растения и многое другое. Индейская же Америка, столкнувшись с европейцами, не выдержала этого столкновения, ее развивающиеся цивилизации погибли, большая часть индейцев также были уничтожены. Фактор пространственного размещения культурных центров подчеркивает значимость связей, коммуникативных сетей, по которым распределяются и перемещаются материальные, социальные ресурсы, распространяются различные идеи. Поэтому изменения в традиционной культуре, существующей на личных связях между людьми и на устной традиции, будут сильно отличаться от динамики современной культуры, основанной на механизмах массовой культуры с ее плотными информационными потоками и средствами массовой коммуникации. В XX в. города – промышленные центры и особенно мегаполисы как крупные культурные центры дали толчок большинству глобальных проблем современности, и многие явления в динамике культуры зависят от связей между ними. Так, в нашей стране такими центрами являются в первую очередь Москва и Санкт-Петербург. Именно в них сосредоточены известнейшие театры, музеи, картинные галереи, архивы и научные библиотеки. В силу этого они притягивают к себе творческую часть населения, производящую продукты культуры. Культурная активность в провинциальных городах, не говоря уже о сельской местности, намного ниже. Поэтому так важен для культуры каждого общества обмен между культурными центрами и периферией. В последнее время, с созданием современных компьютерных сетей, культурные связи облегчаются, так как теперь у людей есть возможность плодотворно работать в любом месте, не приезжая для этого в традиционные культурные центры. Фактор социальных институтов и социальной активности. На культурную динамику большое влияние оказывают такие социальные институты и элементы, как системы родства и семейных отношений, правила владения и наследования собственности, степень развитости социальной организации. Поэтому динамика традиционных культур, поддерживающая патриархальную семью, строящаяся на системе личных связей между людьми, сильно отличается от современного общества с его нуклеарной семьей, ослабленными личными связями, оценкой человека по его индивидуальным способностям и достижениям. Не менее важную роль играют социальные движения – свободно организованные коллективы, действующие в разнообразных организационных формах ради достижения определенных целей. Самая неорганизованная и разрушительная их форма – народные бунты и восстания. Религиозные и национальные движения могут выступать как в форме восстаний, так и в более мирных формах. То же относится и к современным социальным движениям – экологическим, феминистским, в защиту животных, сексуальных меньшинств, фундаменталистским и т.д. Как правило, движения возникают для поддержки какой-то группы людей, воплощения каких-то идеальных целей или предотвращения определенных действий. Поэтому для динамики культуры очень важно ценностное оправдание целей этих движений, наделение их позитивным смыслом Очень важным фактором культурной динамики являются идеи, способные увлечь за собой большие группы людей. Однако если новые идеи стимулируют быстрые изменения в культуре, то устоявшиеся, господствующие в ней ценности и идеи оказывают сопротивление новому, демонстрируя огромную инерцию. Если ситуация в культуре изменилась кардинально, а господствующие ценности остались без изменений, утратив свою действенность, тогда это может привести к кризису и разрушению данной культуры. В таком случае интеллектуальная элита должна предпринять усилия, чтобы предложить обществу новые идеи и попытаться быстро внедрить их в сознание широких народных масс Фактор структурных связей в культуре. Культура как целое имеет сложную структуру. Это, с одной стороны, поддерживает ее стабильность, а с другой – позволяет адекватно реагировать на происходящие изменения в природе и обществе. Культурные ценности, нормы и смыслы существуют во множестве вариантов у представителей разных социокультурных групп общества. Во время кризиса один из этих вариантов может указать путь выхода из него, а прежде малочисленная и маловажная социальная группа – носитель ставшего теперь необходимым варианта культуры – стать одной из основных в данном обществе. Так, варяги из изгоев превратились в носителей государственного начала в Киевской Руси, заняв княжеский престол. Между разными сферами культуры возникают сложные связи. Например, изменения в хозяйственной культуре с необходимостью влекут за собой существенные перемены в политике и праве, менее важные – в искусстве, религии, философии и науке. Новые идеи, появившиеся в философии, религии, идеологии, порой исчезают без следа, но могут привести к революционным изменениям в культуре и обществе. Так, достижения науки непременно сказываются на развитии экономики, на появлении новых технологий, новых отраслей производства, возникших на основе фундаментальных научных открытий. В свою очередь, успешное развитие экономики благотворно влияет на политическую ситуацию в обществе, повышает спрос на продукцию массовой культуры, что ведет к развитию спорта, туризма, сферы досуга, кино- и телепродукции. Фактор рациональных изменений и управленческой активности в первую очередь связан со все возрастающей плотностью информационных потоков и все большим количеством информации, передающейся по сетям массовой коммуникации. Сегодня событие, происшедшее в какой-то одной стране, влияет на весь мир. Также возросла скорость принятия решений и реакции на них. Безусловно, это оказывает сильнейшее воздействие на динамику культуры. Неменьшее значение имеет социальная и культурная политика государства, как правило, проводящаяся как оперативная политика властных органов, призванных регулировать повседневные изменения в обществе. Цель социокультурной политики состоит в том, чтобы поддерживать и регулировать те стороны жизни людей, которые в усложняющихся условиях современного общества не могут быть обеспечены самостоятельно. Речь идет о поддержке социально незащищенных слоев общества, культурных учреждений (музеев, библиотек и др.), развитии системы образования, стимулировании научной работы, сохранении культурных ценностей и памятников истории. Однако развитие некоторых областей культуры должно быть ограничено ради блага всего человечества. Так, безудержное развитие производства и некоторых областей науки породило целый ряд глобальных проблем – возможность полного уничтожения человечества в глобальном ядерном конфликте, экологический кризис, демографический кризис. Кроме того, господствующее положение науки и техники в культуре XX в. привело к упадку морали и нравственности. Фактор индивидуальной активности влияет на индивидуально-личностный аспект культурной динамики. Можно выделить три способа влияния человека на динамику культуры. Первый способ связан с целеполаганием в индивидуальной жизнедеятельности человека. Эти потребности человека превышают возможности их удовлетворения, возникает противоречие, которое подталкивает человека ставить перед собой новые жизненные цели и добиваться их осуществления. Если потребности схожи у большой группы людей, то их действия и поступки также будут похожими. В этом случае появится ярко выраженный вектор изменений в культуре, причем человек, решая свои индивидуальные проблемы, влияет на макродинамику культуры. Второй способ связан с индивидуальной творческой активностью человека в сфере его профессии, например в науке, технике, политике, педагогике, управлении. Разумеется, творчество высших достижений, эпохальных открытий – удел немногих. Тем не менее изобетения, самые разные открытия во многих сферах культуры за последние 100–200 лет дали мощнейший толчок культурным изменениям. Третий способ – удел гениев, людей выдающихся, предложивших человечеству новые системы ценностей, норм и представлений о мире. Личности такого масштаба становятся религиозными реформаторами (Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед, Лютер), законодателями и государственными деятелями (Вашингтон, Петр I), философами и учеными (Сократ, Аристотель, Кант, Гегель, Галилей, Ньютон, Эйнштейн), писателями и художниками (Гёте, Пушкин, Достоевский). Изредка рождаются на свет универсальные гении, проявляющие свой талант в самых разных областях культурного творчества, – Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский. Их открытия и достижения радикально меняют мир и жизнь людей в нем.
5. Модернизация традиционных обществ и культур В наши дни термин «модернизация» употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность» – комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, проходивших на Западе с XVI в. и достигших своего апогея в XXI в. Это – процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующее влияние капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, утверждение разума и науки. Результатом этого процесса стало появление современной цивилизации. Во-вторых – это процесс превращения традиционного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, высокодифференцированными социальными структурами. В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых и слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны. Названные смыслы не противоречат друг другу, поэтому модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества и культуры. Появившиеся в середине XX в. теории модернизации в основном соответствовали установкам классического эволюционизма, а именно: все общественные изменения однолинейны, поэтому менее развитые страны должны были пройти путь вслед за развитыми. Сделать это было можно через вестер-низацию и догоняющее развитие. Полагали, что эти изменения необратимы, носят постепенный, накопительный и мирный характер, а их финалом неизбежно станет модернизация, которая принесет существенное улучшение жизни народов этих стран. По сути дела, модернизация становилась осознанным копированием западного общества Среди необходимых изменений назывались: поиск новых технологий, движение к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере следовало перейти от авторитета вождя племени к демократии, в сфере образования – ликвидировать неграмотность и поднять ценность знания, в религиозной сфере – освободиться от влияния церкви. Также нужно было сформировать современную личность, независимую от традиционных авторитетов, интересующуюся общественными проблемами, способную приобретать новый опыт, устремленную в будущее, опирающуюся на разум и науку, с высоким уровнем образовательных, культурных и профессиональных притязаний. Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, познакомившись поближе с западным образом жизни, согласились ему подражать. Также оказалось, что многие черты традиционных обществ прекрасно сочетаются с суперсовременными технологиями. Исторический опыт Японии и Южной Кореи заставил отказаться от теорий однолинейности мирового развития и сформулировать новые теории модернизации. Принципиальные положения старых теорий были подвергнуты критике. Например, было подчеркнуто, что понятия «традиция» и «современность» асимметричны и не могут составлять дихотомию. Нет традиционных обществ вообще, различия между ними очень велики, и поэтому нет и не может быть универсальных рецептов модернизации. Неверно также представлять традиционные общества абсолютно статичными и неподвижными. Эти общества тоже развиваются, и насильственная модернизация может прийти в конфликт с этим органичным развитием. Со временем понятие «модернизация» было подвергнуто дифференциации, и ученые заговорили о первичной и вторичной модернизации. Первичная модернизация – это теоретическая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в отдельных странах Западной Европы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних традиций и традиционного уклада жизни, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, становлением демократии. Все это невозможно без индивидуальной свободы и автономии человека. Вторичная модернизация охватывает социокультурные изменения, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окрркения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной организации и культуры. В последнее время при рассмотрении процессов модернизации большой интерес вызывает модернизация бывших социалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. Для обозначения перехода этих индустриально среднеразвитых стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, тормозящих процессы обновления, вводится термин «третичная модернизация». При этом развитые страны не стоят на месте, а идут дальше в своем развитии, создавая новый тип общества, которое называют постиндустриальным, информационным, технотронным, экранным и т.п. Все эти названия подчеркивают важнейшие черты нового общества – господство науки и техники, образовательных систем и средств массовой информации и массовой коммуникации. В связи с этим ключевые положения концепций модернизации традиционных обществ изменились. Движущей силой процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы, которые начинают активно действовать, если появляется харизматический лидер, влекущий их за собой. Модернизация в этом случае становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов. Сегодня уже акцентируются не внутренние, а внешние факторы модернизации – мировая геополитическая расстановка сил, внешняя экономическая и финансовая поддержка, открытость международных рынков, доступность убедительных идеологических средств – доктрин, обосновывающих современные ценности. Уже ясно, что нет и не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях жизни в разных странах будут различны. Вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих центров современности – не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры». Предлагается активно использовать местные традиции. Кроме того, модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам. В наше время на Западе отказываются от идеи прогресса – методологической основы эволюционизма, поэтому рушится концептуальная база теории модернизации. Отсюда современная картина модернизации менее оптимистична, чем прежняя, – не все возможно и достижимо, не все зависит от простой политической воли. Уже признано, что никогда весь мир не будет жить так, как живет современный Запад (просто не хватит природных ресурсов), поэтому современные теории уделяют много внимания новым путям и формам модернизации. Модернизация рассматривается сегодня как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все ее черты.
|