Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Возникновение контркультуры - явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, не способна охватить все многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Иногда трудно провести четкие различия между субкультурой и контркультурой. В таких случаях на равных правах к одному явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура». Субкультура обычно сопровождает молодого человека со школьного возраста до создания им семьи. Западные субкультуры, как известно, в значительной мере нашли отражение и в молодежной культуре нашей страны. Рокеры (мотоциклисты) - молодежная субкультура Великобритании, возникшая в среде низкооплачиваемых неквалифицированных работников ручного труда. Скинхеды (бритоголовые) - молодежная субкультура из числа наиболее заметных до-панковых «народных дьяволов», возникшая в среде ярых футбольных фанатов и достигшая печальной славы яростными драками на стадионах с болельщиками команд противников. Они защищали «свои» территории, «свою» нацию (в драках с выходцами из Азии, например). Агрессивный расизм скинхедов привлек внимание неонацистских группировок Великобритании, пытавшихся рекрутировать из них членов движения. Панки как субкультура впервые упоминалась в конце 1976 г. в английских газетах. Она была тесно связана с музыкальным течением «панк-рок». Люрекс, старая школьная форма, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепи и пр. - таковы элементы их имиджа. Невероятные прически, волосы, выстриженные и окрашенные в разнообразные цвета составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка. В газетах писали о них: «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательства обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни...» Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они протестовали против всего: семьи, работы, образования, религии, власти. Теды - новая субкультура (примерно с 1977 года), возникшая в противовес панкам. Теды объявили себя охранителями социального порядка, противостоящими анархически-разрушительным влиянием панков. Широко известны групповые столкновения панков и те-дов. В этих столкновениях проявились противоположные социальные тенденции этих субкультур: панки как деструктивная сила, желающая изменения ради изменения, но без аль- тернативного видения будущего; и теды как консервативная сила, ищущая порядка и стабильности. Народная культура - культура того или иного этноса, отличающая традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрированно отражается психология нации. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям. Она являет собой кладезь народной мудрости, близка к фольклорным традициям. Тема 5. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ (2 часа) ПЛАН 1. Основные этапы развития религиозного сознания. 2. Социокультурный смысл и функции религии. 3. Наука как сфера культуры. 4. Отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры. Рекомендуемая литература: 1. Библейские повествования. Из книг Святой Библии. Ветхого и Нового Завета.- М., 1986. 2. Булгаков С.Н. Тихие думы.- М., 1996. 3. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 2001. 4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке.- М., 1998. 5. Чичерин Б.Н. Наука и религия.- М., 1999. 6. Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов; Под ред. И.Н. Яблокова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.- 511с. 1. Ценности культуры. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. “Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща”, - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа. Однако само понятие ценности употребляется в современной философской литературе в различных значениях. Естественно, что эти оценки и расхождения создают спектр неожиданных, зачастую противоречивых представлений о культуре. Наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия. Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, хотелось бы прежде всего указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности: - ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; - ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; - ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами. Ценность ассоциируется с типом “достойного” поведения, с конкретным жизненным стилем. Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие. Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении – степень истинности той или иной идеи.
Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.Основные функции, выполняемые духовной культурой: 1. Выявление объективных законов бытия (наука, техника, частично искусство). 2. Сохранения целостности социума (нравственность, религия, которая наименее подвержена изменениям). 3. Социокультурный смысл и ценнотси религии.Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, - писал Н.А. Бердяев, - как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопреляю-щим делом» (Бердяев Н.А, Философия творчества, культуры и искусства, М., 1994, с. 412). Философ считал, что сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро оконча- 64 тельно выявится магический характер техники. «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение, и рождается потребность в религиозном знании» (там же, с. 436).
|