Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как сфера культуры.






Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимае­мую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об окружающем мире. Объективно­го - то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процес­са и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Науч­ное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализи­руют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, дей­ственным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в ос­новании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значи­тельную роль.

1. Принцип объективности. Объект - нечто, лежащее за пределами познаю-

щего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности озна­чает не что иное, как признание факта существования независимо от челове-


71 ка или человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и воз­можности его познания. И это познание - разумное, рациональное - должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Принцип причинности (детерминизма) означает утверждение того, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой те­ми или иными способами причины не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сба­лансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций нау­ки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки. Принцип рациональности, аргументированности, доказательства науч­ных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказа­тельств могут быть разными: от формализованных математических доказа­тельств до прямых экспериментальных положений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные наука не при­емлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, эксперимен­тально проверено.

Принцип воспроизводимости характерен в основном для эксперименталь­ного естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретиче­ском естествознании. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспе­риментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. Принцип теоретичности. Наука - не бесконечное нагромождение разбро­санных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокупности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического исследо-


72 вания. Отрывочный факт сам по себе значения в науке не имеет. Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая сис­тема, называемая научной теорией.

6. Принцип системности связан с предыдущим. Общая теория систем явля­ется во второй половине XX в. основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, т.е. со­вокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является ариф­метической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

7. Принцип критичности. Он означает, что в науке нет и не может быть окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной экспериментальной проверке. Ес­ли в ходе этих проверок и перепроверок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступа­ло в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов чело­веческой жизни. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

Могущество науки несомненно. Благодаря ей человек раскрывает многие тайны мира. Постигает секреты универсума. Увеличивает свою мощь. Умножает богатство. Но раз­витие науки происходит противоречиво. Она не всегда реагирует на запросы духа, осоз­нает собственную ограниченность в качестве средства постижения мира. Вот почему одна из актуальных задач современного мира - осмысление специфики научного познания и вклю­чение этого знания в более широкий спектр человеческой деятельности.

Наука - это область культуры, которая связана со специализированной деятель­ностью по созданию системы знаний о природе, обществе и человеке. Современное на­учное знание представлено совокупностью естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Но наука не только отрасль культуры. По словам М. Хайдеггера, наука - это решающий путь постижения сущего.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал