Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство как форма культуры.
Одной из частей художественной культуры является творческая деятельность в сфере искусства и сами результаты этой деятельности. Это прежде всего произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением, отношения между автором и созданным им произведением, отношения между автором - произведением - и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве опыта, бытия культуры и опыта всего человечества. Искусство - это сложная функционирующая система, логика развития которого не может быть сведена к некоторым схемам. Оно может быть изучено только как целостная система, в которой можно найти различные варианты взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия. Во-первых, можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния общества и его основных институтов. Например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства - во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства - являлась идеология. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства как способа общественного производства, от доминирующих в данной культуре духовных ценностей и др., то есть необходимо говорить об определенной самостоятельности развития искусства, о возможности его прорыва в сферу нового, неизвестного, в его стремлении расширить творческие возможности человека, что приводит в конечном итоге к расширенному воспроизводству всей культуры. В-третьих, виды искусства очень часто развиваются неравномерно: для конкретной культурной эпохи возможна такая ситуация, когда одни виды искусства развиваются полнокровно и динамично, а другие уходят в тень. В-четвертых, очень часто некоторые произведения искусства способны оказывать радикальное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения (романтический герой Байрона) и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и т.д.). Искусство - это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, следствием чего является создание художественно-образной системы. Художественный образ - суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора так же, как и культурная эпоха. Искусство - это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда - одна из самых острых проблем существования искусства — ощущение исчерпанности формы, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированы по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются: - природные условия, характерные для данной конкретной культуры; - некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии (надо сказать, что именно эти представления подвергаются наиболее жесткой корректировке со стороны конкретной культуры); - художественные традиции данного исторического типа культуры; - национальное представление об идеале прекрасного; - социально-классовое понятия прекрасного; - субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет все эти представления о прекрасном сквозь призму своего индивидуального творчества, предлагая собственный взгляд на идеал. Искусство - особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научного познания идеальным по преимуществу является такой вариант, когда субъект (активная сторона в познавательном отношении, - тот, кто познает) максимально дистанцирован от объекта познания (то, что познается, - пассивная сторона познавательного отношения). Чем меньше личностного в результатах научного исследования, тем лучше это для науки. В искусстве субъект (автор) и объект (произведение искусства) представляют собой целостное образование, причем благодаря именно авторскому началу произведение искусства представляет собой нечто уникальное и неповторимое, в нем выражено авторское видение, авторское понимание той или иной проблемы, выраженное в художественно-образной форме. Отсюда - единичность и уникальность подлинных произведений искусства и их отличие от способов промышленного тиражирования (отличие подлинника и репродукции). Более того, произведение искусства теряет свою пассивность как объект познавательного отношения и начинает активно вторгаться в сам творческий процесс взаимодействия, задавая художнику новую, внутреннюю логику развития образной системы в произведении искусства (Г. Флобер вспоминал, что смерть госпожи Бовари, которую он описывал в своем романе, была пережита им самим почти как собственная, у него рождались ощущения, сопоставимые с подлинными физическими страданиями). И если мы имеет в виду, что искусство - это творческий процесс взаимодействия с действительностью (в качестве таковой может выступать не только наличная материальная действительность, но и мыслительная деятельность, творческое воображение, образцы подсознания), то задача искусства - не удвоение действительности, а выделение в нем некоторого, общего, типического. Даже самая, казалось бы, частная проблема, получившая свое отражение в произведении искусства, - это претензия на универсальность, прорыв во всеобщее. Еще одна особенность познания в искусстве - это особая роль реципиента в процессе восприятия произведения искусства. Для того чтобы произведение состоялось как факт искусства, оно должно быть включено в процесс художественного восприятия: книга должна быть прочитана, спектакль должен быть увиден и т.д. Вне этого - произведение искусства мертво. Только реципиент (индивидуальный или коллективный) фактом своего признания (или непризнания) придает данному факту культуры статус произведения искусства, т.е. реципиент выступает, в определенном смысле, в качестве соавтора и активного участника по- 51 знавательного отношения. Особенно актуальным такого рода понимание роли реципиента в бытии художественного произведения становится для современного искусства, когда размываются критерии художественности и готовность хотя бы одного (кроме самого автора) человека воспринять данное культурное событие как произведение искусства может служить единственным доводом для утверждения статуса произведения искусства. Важнейшей и достаточно автономной частью культуры является искусство. В далекие времена на острове Кипр жил царь Пигмалион. Ему претило безнравственное поведение женщин, и он решил никогда не жениться, жить уединенно и посвятить себя искусству. Однако и в своем одиночестве он мечтал об идеальной женщине, воплотив свою грезу в статуе из слоновой кости. Ни одна женщина не могла сравниться красотой с нею. Пигмалион часто любовался своим творением и наконец влюбился в запечатленный в статуе образ женщины. Он дал ей имя Галатея, приносил ей дары, украшал ее драгоценностями, одевал, словно она была живой. Однажды в праздник богини Афродиты Пигмалион принес богатую жертву на алтарь ее храма, высказав робкую просьбу: «Если это возможно, сделай прекрасную статую моей супругой». И тут произошло чудо: когда Пигмалион вернулся домой, его Галатея ожила... Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Он молился богине, и она вняла его страсти. Любовь раскрыла в куске мрамора пленительное очарование. Она оживила статую... Первый вопрос, который рождает осмысление искусства, - это явление красоты. Красота - одно из наиболее известных человеческих свойств. Она - неотъемлемая часть человеческого мировосприятия, поскольку ощутима, осязаема и очевидна. Однако в истории искусства и культурологии это простое слово вызывало множество споров и противоречивых постижений самого понятия. Мы говорим о необыкновенной красоте Галатеи, египетской Нефертити, Клеопатры. Мы говорим о чарующей красоте природы. Один исследователь рассказывал, как он разглядывал ярко-розовый цветок наподобие сирени. Ученый осторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал в природе. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы затейлив и изобретателен. Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом и ветром. Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах. Образ - это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и художественную ценность. Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, цель которого - формирование и развитие его способности преобразовывать творчески окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности, искусство удовлетворяет универсальной потребности личности - восприятию окружающего мира в различных развитых формах человеческой чувственности. Произведения искусства формируют человека, который может понимать искусство и способен видеть, понимать красоту и наслаждаться ею. Не столько разум, сколько способность к художественному творчеству отличает человека от окружающих его живых существ. Без искусства существование людей было бы просто невозможным. Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных сторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственности, как религия или мифология, не требует такого же уровня специальных знаний, как наука. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся живописными полотнами, для нас звучат аккорды музыки. И все же в течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэт Николай Заболоцкий увидел однажды некрасивую девочку. У нее не было выразительных глаз, красивого лица. Но она излучала внутренний свет доброты. И вот у поэта родились строчки: что такое красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре, осваивает художественная культура. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах - и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции). В основе эстетической деятельности лежит представления о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме того, в ней представлены возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности: - практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн); - художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды); - создание произведений искусства - творческая деятельность; - восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические
|