Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционирование искусства в обществе. Понятие массового и элитарного искусства.






Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать оп­ределенные нравственные качества личности. Аристотелем было разработано учение о ка­тарсисе, которое включало в себя представление о способности искусства к очищению чело­веческой души посредством «подобных аффектов». Особое внимание Аристотель уделял ро­ли трагедии, показывающей тяжелые испытания, выпавшие на долю героев цо воле рока, в душе зрителя рождалось чувство сопереживания по отношению к герою, «влекомому силой судьбы». Благодаря этому сопереживанию происходило как бы очищение его души, гармо­низация нравственных качеств. Именно эта способность искусства оценивается как одна из наиболее важных социальных функций искусства - воспитательная функция. Специфика воздействия искусства на реципиента такова, что любые идеи (идейное содержание произве­дение искусства), представленные в том или ином произведении искусства, никогда не име­ют характера прямого поучения, скучной фразы или банальной истины. Любое талантливое произведение, вызывая в душе человека эстетические чувства и эстетические переживания, опосредованным образом, обращаясь к некоторому идеалу (положительному или отрица­тельному), формирует и нравственные качества личности, причем делает это гораздо более убедительно и настойчиво, чем это происходит при прямом нравоучении. Искусство выполняет следующие функции:

- познавательную: искусство способно накапливать разнообразные знания, сведения и ин­формацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Оно выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

- аксиологическую: искусство способствует формированию у человека ценностных потреб­ностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и


62 безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности;

- коммуникативную осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося
главным средством общения людей;

- гедонистическую: искусство доставляет людям наслаждение;

- эстетическую: формирует эстетические вкусы, способности, потребности, пробуждает творческий дух.

К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности:

- развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками;

- произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и име­ют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя;

- художественные шедевры не подвластны времени и относительно независимы от меняю­щихся групповых и национальных вкусов;

- искусство демократично: оно воздействует независимо от образования и интеллекта, не признает социальных перегородок;

- подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано

- взаимодействие традиций и новаторства. Массового искусства:

• соответствует вкусам широкой публики, доступно ей.

• низкий уровень и качество массовой культуры.

• создается не народом, но для народа.

Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной культурологи. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный «кастальский ключ» оно дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью.


Тема 7. Межкультурная коммуникация (2 ч.)

  1. Понятие «межкультурная коммуникация».
  2. Аккультурация как освоение чужой культуры.
  3. Культурный шок при освоении «чужой» культуры.
  4. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал